Планетарная передача - RU172581U1

Код документа: RU172581U1

Чертежи

Описание

Полезная модель относится к машиностроению, в частности к планетарным передачам, и предназначена для повышения надежности и долговечности, уменьшения шумности планетарных приводов при малых осевых габаритах сателлитного узла. Может быть использована в электрических и гидравлических мотор-колесах транспортных машин и шасси специальной техники.

Известна планетарная передача, (авт. св. СССР 523217, МПК F16H 1/48, 1976), содержащая центральные колеса, водило, сателлиты.

Недостатками данной передачи являются сниженные надежность и долговечность, обусловленные отсутствием возможности выравнивания нагрузки между сателлитами, что связано с наличием избыточной связи, при которой передача является статически неопределимой, что также повышает ее виброактивность. Кроме того, данная планетарная передача не может быть реализована с малыми осевыми габаритами в связи с применением сферических подшипников, расположенных в ободьях разрезных сателлитов, не обладающих достаточной долговечностью.

Наиболее близкой по технической сущности к заявляемой полезной модели является планетарная передача (патент РФ №86994, МПК F16H 1/48, 2006), принятая за прототип, содержащая центральные колеса, водило, сателлиты.

Недостатками прототипа являются сниженные надежность и долговечность, обусловленные наличием концентраторов нагрузки в игольчатом подшипнике. При неравномерном распределении нагрузки в зацеплениях происходит перекос частей наборного сателлита, что, с одной стороны, выравнивает нагрузку по длине контактных линий, а с другой, приводит к появлению концентраций напряжений в игольчатом подшипнике, расположенном в ободе сателлита. Кроме того, выполнение сателлита собранным из частей требует ужесточения требований к точности изготовления деталей передачи и ввода дополнительных технологических операций при сборке, что приводит к увеличению стоимости и времени сборки планетарной передачи.

Цель полезной модели - повышение надежности и долговечности, уменьшение шумности планетарных приводов при малых осевых габаритах сателлитного узла.

Поставленная цель достигается тем, что в предложенной полезной модели зубья сателлитов имеют кольцевые канавки глубиной полтора модуля, выполненные по замкнутой винтовой линии, расположенные в плоскостях, параллельных плоскостям движения колеса, разделяющие зуб на участки, что, с одной стороны, позволяет наделить зубья упругодемпфирующими свойствами, необходимыми для выравнивания концентрации нагрузки по длине контактных линий, обусловленной погрешностями изготовления, изгибными, крутильными, тепловыми деформациями элементов передачи, а с другой - не приводит к образованию концентрации нагрузки в игольчатом подшипнике и не требуют увеличения осевых габаритов передачи. Кроме того, выполнение сателлитов с кольцевыми канавками на зубьях не требует ужесточения требований к точности изготовления деталей передачи и ввода дополнительных технологических операций при сборке, что не приводит к увеличению стоимости и времени сборки планетарной передачи.

Конструкция планетарной передачи поясняется чертежами, где на фиг. 1 показан общий вид планетарной передачи, на фиг. 2 - сателлит, зубья которого имеют кольцевые канавки.

Планетарная передача содержит центральное колесо внешнего зацепления 8 (фиг. 1), размещенное в стакане 9 на подшипниках скольжения 8, центральное колесо внутреннего зацепления 6, установленное на подшипниках качения 7, опирающихся на стакан 9, установленный в расточке корпуса 5, сателлиты 3, зубья которых имеют кольцевые канавки. Сателлиты 3 опираются на игольчатые подшипники качения 2, установленные на осях 4. Оси 4 запрессованы в щеки водила 1, причем водило 1 соединено с валом 11.

Планетарный ряд образуют заторможенное центральное колесо внешнего зацепления 8, которое является заторможенным, центральное колесо внутреннего зацепления 6, к которому подводится крутящий момент, сателлиты 3, зубья которых имеют кольцевые канавки, и водило 1, которое предназначено для передачи крутящего момента валу 11, с которого он снимается.

Стакан 9 является опорой центрального колеса внешнего зацепления 10 посредством подшипников скольжения 8, выполненных в виде бронзовых втулок, которые запрессовываются в отверстие стакана 9. Также стакан 9 служит опорой для центрального колеса внутреннего зацепления 6, установленного на нем через подшипник качения 7.

Зубья сателлитов 3 имеют кольцевые канавки 13 (фиг. 2), выполненные по замкнутой винтовой линии, расположенные в плоскостях, параллельных плоскостям движения колеса, разделяющие зуб на участки, которые в радиальном направлении опираются на тела качения игольчатого подшипника 2, а опорой втулкам служат жесткие ограничительные дистанционные кольца 12.

Планетарная передача работает следующим образом. Крутящий момент, подводимый к центральному колесу внутреннего зацепления 6, передается водилу 1 и валу 11 через зацепления сателлитов 3, зубья которых имеют кольцевые канавки с центральными колесами внешнего зацепления 10 и внутреннего зацепления 6. Погрешности изготовления деталей, изгибные, крутильные, тепловые деформации элементов передачи вызывают перекос образующих зубьев сателлитов 3 и центральных колес 10 и 6, приводящий к неравномерности распределения нагрузки по длине контактных линий и появлению момента сил относительно оси 4.

Момент сил, возникающий в зацеплении зубьев сателлитов 3, зубья которых имеют кольцевые канавки с центральными колесами 10 и 6, приводит к относительному повороту частей зубьев сателлита 3. За счет поворота частей зубьев сателлита 3 в угловом направлении происходит выравнивание нагрузки по длине контактных линий зубчатых зацеплений.

Таким образом, предлагаемая конструкция планетарной передачи позволяет повысить надежность и уменьшить шумность редукторных приводов без увеличения осевых габаритов передачи за счет более равномерного распределения нагрузки по длине контактных линий зубчатых зацеплений, при этом не снижая надежность и долговечность игольчатых подшипников.

Реферат

Полезная модель относится к машиностроению, в частности к планетарным передачам, и предназначена для повышения надежности и долговечности, уменьшения шумности планетарных приводов при малых осевых габаритах сателлитного узла. Может быть использована в электрических и гидравлических мотор-колесах транспортных машин и шасси специальной техники. Планетарная передача, содержащая центральные колеса, водило, сателлиты, отличается тем, что зубья сателлитов имеют кольцевые канавки глубиной полтора модуля, выполненные по замкнутой винтовой линии, расположенные в плоскостях, параллельных плоскостям движения колеса, разделяющие зуб на участки, что, с одной стороны, позволяет наделить зубья упругодемпфирующими свойствами, необходимыми для выравнивания концентрации нагрузки по длине контактных линий, обусловленной погрешностями изготовления, изгибными, крутильными, тепловыми деформациями элементов передачи, а с другой - не приводят к образованию концентрации нагрузки в игольчатом подшипнике и не требуют увеличения осевых габаритов передачи. Кроме того, выполнение сателлитов с кольцевыми канавками на зубьях не требует ужесточения требований к точности изготовления деталей передачи и ввода дополнительных технологических операций при сборке, что не приводит к увеличению стоимости и времени сборки планетарной передачи. Технический результат - повышение надежности и долговечности, уменьшение шумности планетарных приводов при малых осевых габаритах сателлитного узла.

Формула

Планетарная передача, содержащая центральные колеса, водило, сателлиты, отличающаяся тем, что зубья сателлитов имеют кольцевые канавки глубиной полтора модуля, выполненные по замкнутой винтовой линии, расположенные в плоскостях, параллельных плоскостям движения колеса, и разделяющие зуб на участки.

Авторы

Патентообладатели

СПК: F16H55/16 F16H1/48

Публикация: 2017-07-13

Дата подачи заявки: 2016-12-19

0
0
0
0
Невозможно загрузить содержимое всплывающей подсказки.
Поиск по товарам