Код документа: SU1521956A1
: Изобретение относится к транспорт йому машиностроению, а именно к авто 1 обилестроению, и может быть исполь- : овано в .трансмиссиях, работающих t высоким уровнем колебаний крутящего момента, например двух или трехцилиндровьЕх, двигателя Дизеля,
Целью изобретения является повышение эффективности гашения колеба- Иий.
На фиг.1 схематично изображен тредлагаемый гаситель колебаний; на 1)иг.2 - то же, продольный разрез; на .З - заделка одного конца пружи i; На фиг.4 - заделка другого кон- |ца пружины.
I .Гаситель представляет собой установленное на маховике 1 (фиг.1 и 2) Шнерционное кольцо 2. Связь кольца |с маховиком осуществляется посредством стержней 3, закрепленных на маховике и расположенных в пазах инерционного кольца.
Гаситель содержит спиральные пружины 4 сжатия, по двое установленные внутри сегментных пазов кольца 2 вдоль их оси, с обеих сторон от стержней 3. С каждой стороны пружин 4 установлены вкладьпии 5 н 6 из эластичного материала, предназначенные для снижения ударных нагрузок и шумообразования торцами пружин при смене направления вращения с большой частотой. Для обеспечения центрирования пружин и исключения их перекоп са,. во вкладышах вьлолнены углубления под пружины. Как вариант используется вулканизация концов пружин во вкладышах (фиг.З и 4), Центральные вкладьши 5 установлены на стержнях 3 и охватьшают его, а с обоих сторон взаимодействуют с пружинами 4
Между вкладышами 6 и боковой поверхностью маховика 1 установлены Фрикционные накладки 7. С другой стороны вкладыши 6 упираются в пластины 8, закрывающие сегментные пазы кольца, что создает необходимую силу прижатия для фрикционных накладок 7 и требуемый момент трения гасителя. Закрепление кольца 2 с пластинами 8 и упруго-диссипативными элементами производится винтами 9 в торцовом отверстии стержней 3. С другой стороны кольцо контактирует с буртиком 10, выполненном на стержнях 3, и имеет возможность перемещаться относительно маховика по пазам, выполненным в боковой поверхности сегмеит- ньк пазов кольца 2 и в пластинах 8, По специальному пояску 1 маховика 1
производится центрирование кольца относительно маховика, что позволяет получать низкие значения дисбаланса при балансировке гасителя. ,
Гаситель работает следующим образом .
При передаче неравномерного крутящего момента предлагаемый гаситель встуттает в действие одновременно с демпфером ведомого диска, что повышает общую эффективность сцепления. При этом часть энергии крутильных колебаний рассеивается за счет высокой инерционности кольце. 2, упруго-дис- сипативных свойств пружин 4, вкладыгаей 5 и 6 и трения 4 рикционных накладок 7 о боковую поверхность маховика 1, Упругое перемещение инерционного кольца происходит на стержнях 3 по пазам боковой поверхности сег
ментных пазов указанного кольца и идентичным пазам пластин 8. При перемещении кольца происходит увеличение сют прижатия фрикционных накладок 7 к маховику за счет сжатия концевых
вкладьшей 6, чем достигается нелинейное .изменение момента трения гасителя . Нелинейность по параметру жест- крст-и гасителя дост:г1гается сочетанием жесткостных ха;зактеристик пружин и вкладьшей, их последователь- Hbw включением в . Нелинейная х.арактеристика гасителя наиболее эффективна , ибо позволяет оптимально изменять параметры в зависимости
от нагружающих факторов, При работе предлагаемого гасителя не нарушается жесткая связь при передаче крутящего момента вплоть до фрикционных накладок ведомого диска, что не вызьшает их дополнительного проскаль- зьшания и поБьпиенного износа. С другой стороны упругие элементы предлагаемого д асителя не передают крутящий момент и предназначены только для гашения крутильньк колебаний, что существенно поЕьгаает :ях функциональность .
Формула изобретения
1 . Гаситель кол€;баний трансмиссии, содержащий маховик связанный с сцеп.гг лением, и инерционную массу,-связанную с маховиком посредством упруго8
Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к автомобилестроению. Цель изобретения - повышение эффективности гашения колебаний. Часть инерционной массы маховика 1 выполнена отдельно в виде кольца 2, установленного на периферии боковой поверхности маховика посредством стержней 3 и взаимодействующего с маховиком 1 через упругодиссипативные элементы. 2 з.п. ф-лы, 4 ил.