Амортизирующий торсионный механизм преимущественно для дисков муфт сцепления автомобилей - SU1209041A3

Код документа: SU1209041A3

Чертежи

Описание

Изобретение относится к машлно- строению, в частности к транспортно- ;му машиностроению, и может быть использовано в конструкциях фрикционных муфт сцепления автомобилей.

Цель изобретения - повьш1ение надежности и долговечности за счет увеличения плавности восприятия крутящего момента.

Надежность и долговечность достигаются выполнением овальной в поперечном сечении поверхности корпусного элемента, контактирующей по меньшей мере с одним фрикционным элементом, закрепленным на упругой подвеске на другом корпусном элементе, и расположением указанного фрикционного элемента напротив участка овальной поверхности с минимальным радиусом кривизны.

На фиг, 1 изображен амортизирующий торсионньш механизм преимущественно для дисков муфт сцепления автомобилей , общий вид, разрез; на фиг, 2 - разрез А-А на фиг. 1j на фиг о 3 и 4 - варианты, выполнения фриционного .элемента в виде колодки с накладкой и упругой подвеской; на фиг. 5 и 6 - разрезы Б-Б и В-В соответственно на фиг. 3 и 4. - Предлагаемый амортизирующий торсионный механизм преимущественно для дисков муфт сцепления автомобилей содержи два корпусных элемента соответственно в виде трубчатой ступицы 1 и в виде кожу ха 2, которые установлены соосно посредством вкладышей 3 и соединяются с возможностью вращения с ведомым и ведущим валами (не показаны).

Ступица 1 и кожух 2 связаны один с другим с возможностью ограниченного относительного углового перемещения при помощи расположенных в зазоре по окружности упругих элементов 4 и 5 и по меньшей мере одного фрикционного элемента 6,

Кожух 2 образован двумя тарелками 7 и 8, установленными одна в другой кромками 9 и 10, которые соединены сваркой. На тарелке 7 заклепками 11 прикреплен фрикционный диск 12. Кромка 9 выполнена с овальной в поперечном сечении внутренней поверхностью 13 и двумя парами диаметрально расположенных выступов 14 и 15 в виде лапок, вырубленных и отогнутых внутр в противоположные по окружности стороны .

0

ii

jj

20

25

30

40

45

50

55

Трубчатая ступица 1 выполнена с внутренними шлицами 16 для соединения с ведомым валом и наружными диаметрально противоположными прорезями 17. трапециевидной формы для соеди- нения с упругими элементами 4 и 5 и фрикционными элементами 6.

Упругие элементы 4 представляют собой пластины в виде шайб, выполненные с центральными прорезями 18,образующими радиально выступающие ножки 19 трапециевидной формы, а также с наружными прорезями 20, образующими упругие консольно-радиусные рычаги 21 и 22, направленные по окружности в противоположные от ножек 19 и выполненные с выступами 23 на концах в виде заплечиков в форме крючков, ориентированных наружу. Для повышения упругости элементы 4 могут быть выполнены с треугольными отверстиями 24 в зоне между основаниями рычагов 21 и 22 и ножками 19.

Упругие элементы 5 выполнены в виде кольцевых пружин с концами в форме трапециевидных ножек 25 и крючков 26.

Фрикцд онные элементы 6 представляют собой колодки с фрикционными накладками 27 и упругими подвесками

28с трапециевидными ножками 29, Радиус кривизны накладок 27 по меньшей мере равен минимальному радиусу кривизны овальной поверхности 13 кожуха 2, Упругие подвески 28 колодок выполнены в виде пластинчатых кронштейнов с упругими перемычками 30, которые образованы выемками 31, чередующимися от одной боковой стороны пластины к другой. Упругие перемычки 30 могут быть выполнены S-образны- ми или волнистыми.

Механизм содержит четыре упругих элемента 4 в виде установленных по- гЕарно шайб различной толщины, два упругих элемента 5 в виде кольцевых пружин и два фрикционных; элемента 6, которые установлены ножками 19, 25 и

29в ответных трапециевидных прорезях 17 ступицы 1 диаметрально противоположно друг другу, при этом крючки 26 упругих элементов 5 зацеплены с выступами 14 и 15 кожуха 2, выступы 23 на концах рычагов 21 и 22 упругих элементов 4 расположены свободно с зазором относительно выступов

14 и 15 кожуха 2, а накладки 27 фрикционных элементов 6 расположены с

возможностью контактирования с овальной поверхностью 13 кожуха 2 напротив участков этой поверхности с минимальными радиусами кривизны.

Фрикционных элементов 6 может быть один или несколько и располагаться по окружности они могут равномерно или неравномерно. Возможно выполнение овальной поверхности на ступице 1 и крепление взаимодействующего с ней фрикционного элемента 6 на кожухе 2, а также выполнение упругих элементов 4 и 5 в виде винтовых пружин.

Амортизирующий торсионный механизм преимущественно для дисков муфт сцепления автомобилей работает следующим образом.

Когда кожух 2 приводится во вращение моментом, передаваемым от ступицы 1 в направлении,например, против часовой стрелки (на фиг. 2), это соответствует работе в тяговом режиме. Вначале вступает в действие один из упругих элементов 5 в виде кольцевой пружины. Затем выступы 14 и 15 кожуха 2 входят в зацепление с выступами 23 упругих элементов 4 в виде шайб и их усилия добавляются к усилию, развиваемому одним из упругих элементов 5. В самом начале относительного угЛЬвого отклонения

090414

между ступицей 1 и кожухом 2 фрикционные элемейты 6 не оказывают действия . По мере увеличения указанного углового отклонения фрикционные эле- 5 менты 6 все сильнее прижимаются к овальной в поперечном сечении поверхности 13 кожуха 2, развивая возрастающее усилие. При работе в обратном режиме угловое отклонение между

О вращающимися частями изменяется на противоположное, и имеет место процесс , аналогичный описанному, причем сначала в действие вступает другой упругий элемент 5 в виде кольце15 вой пружины. Выполнение S-образной упругой перемычки 30 фрикционных элементов 6 позволяет развивать различные усилия в зависимости от направления вращения.

20 Предлагаемое устройство по сравнению с прототипом и базовым объектом имеет относительно небольшую жесткость при малых величинах крутящего момента, а с другой стороны об25

ладает возможностью увеличивать жесткость при его возрастании. Кроме того, устройство является более надежным , долговечным и бесшумным, поскольку позволяет более плавно 30 воспринимать колебания крутящего момента и нагрузки.

J2

1209041,

А 4

Сриг.З

Физ.

12

23

Фиг.5 43U8,5

ВНИИПИ Заказ 315/62 Тираж 880 Подписное Филиал nrni Патент, г.Ужгород, ул.Проектная, 4

Реферат

Патенты аналоги

Авторы

Патентообладатели

Заявители

СПК: F16F15/1212

Публикация: 1986-01-30

Дата подачи заявки: 1982-02-03

0
0
0
0
Невозможно загрузить содержимое всплывающей подсказки.
Поиск по товарам