1
Изобретение относится к машиностроению
, в частности к транспортному машиностроению , и может быть использовано в конструкциях фрикционных муфт
сцепления автомобилей.
Целью изобретения является повышение
надежности работы за счет изменения жесткости упругих элементов под действием передаваемого крутящего
момента.
Надежность достигается наличием между корпусными элементами диска и
ступицы по меньшей мере двух упругих элементов, один из которых вьшолнен
в виде пластины с ножкой, связанной с одним из корпусных элементов, и упругим
консольно-радиусным рычагом, конец которого выполнен с выступом в виде заплечика. для взаимодействия
с выступом, вьтолненным на другом корпусном элементе.
На фиг. 1 изображен амортизирующий торсионный механизм преимущественно
для дисков муфт сцепления автомобилей , разрез; на фиг. 2 и 3 - разрезы соответственно А-А и Б-Б на
фиг. 1; на фиг. 4 - ступица, разрез; на фиг. 5 и 6 - сечение В-В на фиг.4
варианты формы .ступицы;. на фиг. 7-12варианты формы выполнения упругого
элемента в виде пластины; на фиг. 13упругий элемент в виде кольцевой пружины;
на фиг. 14 - упругий элемент в виде пластины с фрикционным элементом; на фиг. 15 - сечение Г-Г на
фиг. 7; на фиг, 16 - сечение D-D на фиг. 14; на фиг. 17 - вид Е на фиг. 12
Амортизир5пощий торсионный механизм преимущественно для дисков
муфт сцепления автомобилей в представленном виде содержит корпусной элемент в виде трубчатой ступицы I и
корпусной элемент в виде кожуха 2, которые соединяются соответственно
с ведомым и ведущим валами (не показаны ). Между ступицей 1 и кожухом
2 установлены вкладьпии 3. Кожух 2 образован двумя тарелками 4 и 5, вставленными друг в друга кромками 6
и 7, соединенными сваркой. На тарелке 4 заклепками 8 прикреплен фрикционный
диск 9, а в кромке 6 сделаны две пары диаметрально расположенных выступов 10 и 11 в виде лапок,;
вырубленных и отогнутых внутрь кожуха 2 в противоположные по окружности стороны.
Трубчатая ступица 1 вьтолнена с внутренней поверхностью шлицевой
12 или овальной 13 формы для соединения с ведомым валом, а на наружной
поверхности с диаметрально противоположными прорезями 14 для соединения с зшругими элементами 15-17.
Упругие элементы в вариантах на фиг. 7-12 и 15, 17 представляют со-,
бой пластины 18 в виде шайб, выполненные с центральными прорезями 19,
образую цими опорные поверхности, и одной или двумя радиально выступающими
ножками 20 и 21 в форме трапеции или шпицы 22, а также с наружными прорезями 23, образующими один
или два упругих консольно-радиусных рычага 24 и 25 с выступами 26 на концах в виде заплечиков в форме
крючков, ориентированных наружу.
Пластины 18 могут быть выполнены
с двумя рычагами 24 и 25, расположенными по обе стороны от ножки 20
и направленньпуги выступами 26 в противоположные стороны от ножки 20, ил
с двумя рычагами 24 и 25, направленными выступами 26 в одну сторону относительно шпицев 22.
- Для улучшения упругости один или оба рычага 24 и 25 могут быть выполнены
в форме спирали. Пластины 18 в виде шайб могут быть выполнены с
центральной прорезью 19 в форме, образующей диаметрально расположенные
ножки 20 н 21 разной вьюоты или раз3 резной, а также (для улучшения упругости ) с треугольными отверстиями 27
в зоне между основаниями рычагов 24 и 25 и ножками 20. Вторые упругие элементы 16 выполнены
в виде кольцевых пружин с концами в форме ножек 28 и крючков 29. Упругие элементы 17 выполнены в
виде пластин с ножками 30 трапецеидальной формы и с наружными прорезя ми 31 и 32, образующими S-образные
упругие консольно-радиусные рычаги 3 на концах с выступами 34, оснащенными фрикционными элё.ментами 35.
Механизм содержит четыре упругих элемента 15 в виде установленных попарно пластин 18 различной толщины,
два упругих элемента 16 в виде кольцевых пружин и два упругих элемента
17 в виде пластин с фрикционными эле ментами 35, которые установлены ножками
20, 21, 28 и 30 в прорезях ступицы 14 диаметрально противоположно друг другу, при этом крючки 29 упругих
элементов 16 зацеплены с выступами 10 и 11 кожуха 2, а выполненные в виде заплечиков выступы 26 на ры-.
чагах 24 и 25 упругих элементов 15 расположены свободно с зазором относительно выступов 10 и 11 кожуха 2
Амортизирукадий торсиоиньй механиз ( Преимущественно для дисков муфт сцеп
ления автомобилей работает следующим образом. Когда кожух 2 приводится во вращении
в направлении (фиг. 2,3) наA2 пример, против часовой стрелки, что
соответствует работе в тяговом режиме , вначале вступает в действие
один упругий элемент 16 в виде кольцевой пружины, а затем, когда выступы
10 и 11 кожуха 2 входят в зацепление с выступами 26 упругих элементов 15 в виде пластин 18, их усилия
добавляются к усилиям упругих элементов 16. Одновременно вступают во
взаимодействие с кромками 6 кожуха 2 чувствительные к воздействию центробежных
сил фрикционные элементы 35, закрепленные на упругих элементах 17. При работе в обратном режиме угловое
отклонение между вращающимися частями изменяется на противоположное и имеет место процесс, аналогичный
описанному, причем скачала .в действие вст ттает другой упругий элемент 16 в виде кольцевой пружины,
В сравнении с известными устройствами подобного назначения, прототипом
и базовым объектом данное устройство имеет относительно небольшую
жесткость при малых величинах вращающего момента, чем обеспечивается
хорошее поглощение щумов от мертвой точки до остановки, а с другой стороны
обладает возможностью увеличивать жесткость при более значительных величинах вращающего момента.
Кроме того, данное устройство характеризуется компактностью и удобством монтажа - демонтажа.
/75 7
У/////7Ш.
(puz.1
A-A
h
/ -/
v
(pui.3
фиг./О