Фрикционный диск сцепления - SU1279523A3

Код документа: SU1279523A3

Чертежи

Показать все 7 чертежа(ей)

Описание

ных органа с общими возвратными средствами ,

7. Диск по п.1, отличающийся тем, что промежуточный орган выполнен в виде заклинивающего рычага, установленного одним концом с возможностью поворота на одной из частей, тангенциально к окружности фрикциона, при этом кольцевая пластина , которая установлена вырезами на упругих элементах без зазора относительно соответствующего упругого элемента и с зазором относительно других, имеет упорный заплечик для связи с другим концом указанного рычага, причем между рычагом и указанной кольцевой пластиной выполнены кулачковые средства .

1

Изобретение относится к фрикционным дискам сцепления, в частности размещенных в них торсионных амортизирующих устройств.

Цель изобретения - повыщение надежности работы за счет обеспечения возможности изменения рабочих характеристик в зависимости от углового смещения частей.

На фиг.1 изображен фриционный дис сцепления, первый вариант; на фиг,2 разрез А-А на фиг.1; на фиг,3 - разрез Б-Б на фиг.1; на фиг,4 - элемент используемый в торсионном амортизирующем устройстве; на фиг,5 - фрикционный диск сцепления при вьщвинутом рабочем положении промежуточного органа; на фиг,6 - график, иллюстрирующий первый вариант функционирования торсионного амортизирующего устройства диска сцепления; на фиг,7 - то же, для второго варианта; на фиг,В - фрик.ционный диск сцепления, второй вариант; на фиг,9 - разрез В-В на фиг.8; на фиг,10 - вид Г на фиг,9; на фиг,11 - разрез Д-Д на фиг,10; на фиг.12 - торсионная пружина, входяща в торсионное амортизирующее устройство диска сцепления; на фиг,13 - фрикционный диск сцепления, третий вариант; на фиг,14 - разрез Е-Е на фнГо13; на фиг,15 - фрикционный диск

8.Диск по п.1, отличающий с я тем, что промежуточный орган выполнен в виде щеколды, установленной с возможностью радиального перемещения в направляющей, жестко связанной с одной из частей напротив венца, жестко связанного с второй частью, при этом указанный венец включает в себя отверстие, образующее гнездо для указанной щеколды, и установлен на ступице для перемещения указанной щеколды в направлении указанного отверстия.

9.Диск поп,8, отличающийся тем, что, с целью замедления возврата во втянутое положение промежуточного органа, он дополнительно снабжен фрикционными сред- , . ствами.

сцепления, четвертый вариант; на фиг,16 - разрез Ж-Ж на фиг,15; на фиг,17 - блокирующий орган; на фиг,18 то же, при вьщвинутом рабочем положе НИИ промежуточного органа или органов; на фиг,19 - фрикционный диск сцепления с торсионным амортизирующим устройством, пятый вариант; на фиг,20 - то же, при вьщвинутом рабоtO чем положении промежуточного органа; на фиг.21 - то же, что на фиг.19, вариант; на фиг.22 - то же, что на фиг,20, вариант.

Фрикционный диск сцепления содер15 жит ступицу 1, щиток 2 ступицы, образующий в радиальном направлении кольцевую деталь, окружающую ступицу 1, две направляющие шайбы 3, параллельные щитку 2 ступицы и установленнные

20 по обе ее стороны вокруг ступицы 1 и связанные одна с другой аксиальными стойками 4, проходящими сквозь щиток 2, ступицы через вырезы 5, предусмотренные с этой целью на его пе2-5 риферии, и фрикционный диск 6, несущий на своей периферии и по обе ее стороны фрикционные накладки 7.

В примере реализации (фиг.1-5) фрикционный диск 6 составляет одно целое с направляющими щайбами 3, удерживаясь на одной из них посредством тех же стоек 4, которые жестко

30

связывают одну из этих направляющих шайб с другой, причем направляющие шайбы 3 имеют возможность свободного вращения около ступицы 1 в границах определенного углового смещения, а щиток 2 ступицы жестко связан со ступицей 1.

Такой фрикцион сцепления содержит две коаксиальные части, установленные с возможностью вращения одна от- носительно другой в пределах определенного углового смещения, а именно (возбуждающую) часть А, образуемую фрикционным диском 6 и направляющими шайбами 3, и предназначенную для жесткого ссединеня во вращении с ведущим валом (в случае применения на автомобиле с выходным валом двигателя ) , и (возбуждаемую) часть В, обра-г зуемую щитком 2 ступицы и ступицей 1 предназначенной для жесткого соеди- нения во вращении с ведомым валом, например, в случае применения на автомобиле , первичным валом коробки перемены передач.

Части I и II содержат по меньшей мере по одной кольцевой детали, которые параллельны, а именно щиток 2 ступицы в части I, и одну или другую из направляющих шайб 3 в части II (фиг.2).

Угловое смещение между частями I и II происходит с преодолением усилия упругих органов 8 и 9, каждый из которых способен действовать окруж- ностно между этими частями в области указанного углового смещения и каждый из которых по отдельности помеще частично в окно 10 щитка. 2 ступицы и частично в окна 11 направляющих шайб 3.

В данном cjjy4ae спиральные пружины установлены тангенциально относи- TerfbHo окружности устройства.

Для пружины 8, представляющей со- бой пружину относительно малой жесткости , единственную в показанном примере реализации, окружностная протяженность окна 10 в щитке 2 ступицы.

в котором она установлена, равна ок- Q кости находятся на расстоянш от соружностной протяженности окон 11, выполненных -В направляющих шайбах 3, в которые она также входит. Для пружин 9, представляющих собою пружины относительно большей жесткости, которых предусмотрено четыре и которые расположены группами по две с обеих сторон пружины 8, окружностная протяженность окон 10, выполненных в щитответствующего среза окон 10 щитка 2 ступицы, в которых они находятсй благодаря окружностному люфту (прямая Q на графике).

В течение следующего отрезка времени , как только момент увеличивают, с целью осуществления режима тяги, пружина 8 малой жесткости оказывается насыщенной, а.окружностный люфт

ю 5 - 20 25

30

40

-

5 2795234

ке 2 ступицы, больше окружностной протяженности окон 11 в направляющих шайбах 3, так что между соответствующими радиальными краями этих окон г имеется окружностный люфт J при направлении вращения фрикциона, которое, как обозначено стрелкой F на фиг.1, соответствует режиму тяги фрикциона , и окружностный люфт 1 при обратном направлении врап{ения, соответствующий действию этого фрикциона в режиме Ретро.

Например, окружностный люфт Л. и измеренный в угловом направлении могут быть меньше окружностного люф- та 1.

В данном примере реализации люфты J, и Jg одинаковы для всех пружин большой жесткости 9.

В показанном варианте реализации рассматриваемьй фрикцион сцепления содержит две фрикционные шайбы 12, расположенные каждая соответственно С одной и с другой стороны щитка 2 ступицы в контакте с ним, и одну волнистую шайбу 13 с аксиальной упругостью , которая, опираясь на направляющую шайбу 3, воздействует на соответствующую шайбу 12 посредством ра;делительной шайбы 14, установленной с возможностью вращения по этой направляющей шайбе 3.

Действие фрикционного диска иллюстрировано графиком (фиг.6), на котором по абсциссам показано угловое смещение между частями 1 и И, а по ординатам - момент М, передаваемый от одной из этих частей другой.

При прикладывании ведущего момента к возбуждающей части I в направлении стрелки F (фиг.1) он постепенно пе-. редается возбуждаемой части II посредством пружин 8 и 9.

Вначале при мальж величинах момента имеющих место при мёртвой точке при остановленной машине действует только рружина 8 малой жесткости, исключая соответствующие шумы мертвой точки, а пружины 9 большой жесткости находятся на расстоянш от соответствующего среза окон 10 щитка 2 ступицы, в которых они находятсй благодаря окружностному люфту (прямая Q на графике).

В течение следующего отрезка времени , как только момент увеличивают, с целью осуществления режима тяги, пружина 8 малой жесткости оказывается насыщенной, а.окружностный люфт

51279523

I - выбранным, при величине D углового смещения, соответствующей этому окружностному люфту J,.

Затем вступают в действие пружины

9 большой жесткости, вплоть до их на- оказываются измененными.

В примере реализации (фиг.1-5) предусмотрен всего один промежуточный орган 15, несомьй возбуждаемой частью I и способный сам служить

одинаковых фланца, находяхцихся каждый соотбетственно с одной и с другой сторон щитка 2 ступицы, между ним и соответствукяцей направляющей шайбой 3, и установленных с возможностью совместного вращения на указанном щитке 2 ступицы около оси 16, параллельной оси устройства. Осью 16 этот

из которых состоит промежуточный орган 15, образуют вместе носик 17,

сыщения, которые работают при величине D углового смещения, представляющей соответствующий его предел (прямая а 6 на графике).

ПРИ режиме Ретро происходит ана-fО опорой для одной из пружин 9 большой логичный процесс. Ранее сжатые пружи- жесткости. Он представляет собой два мы 8 и 9 сначала ослабляются вплоть до появления вновь люфта J для пружин 9 большой жесткости, затем, как только момент придет к нулю и начнет J5 становиться отрицательным, что происходит практически мгновенно, сжимаются вновь, причем первой снова сжимается пружина 8 малой жесткости, а пружины 9 большой жесткости вступают 20 промежуточный орган окружностно опи- в действие только при величине D, уг- рается на щиток 2 ступицы. лового смещения, соответствующей вы- На одном из своих концов фланцы, биранию окружностного люфта 1.

Таким образом, пружина 8 малой

жесткости действует одна в зоне фш1ЬТ-25 которым он может при рабочем полрже- рации шумов мертвой точки Р от угло- нии (фиг.5) окружностно зацепляться

за соответствующую пружину большой жесткости.

На другом конце фланцы, составляю- 30 щие промежуточньш орган, содержат каждый обращенную в направлении, оп- позитном щитку 2 ступицы, лапку 18 в виде угольника, которая, проходя через соответствующую направляющую 35 шайбу 3 с люфтом сквозь отверстие 19, выполненное для этой цели в шайбе , соединена с наружной стороны нап- равлянидей шайбы 3 с несомой последней пружиной 20.

40 Обе пружины 20 образуют вместе возвратные приспособления, связан- рые с промежуточным органом 15. Каждая из пружин 20 содержит среднюю часть 21, которой она прижата к нап- способных действовать в окружностном 45 равляющей шайбе 3 по ее периферии с направлении меаду этими частями в об- помощью двух уголковых вырезов 22, ласти указанного углового смещения, выполненных в шайбе для этой цели, включен промежуточный орган 15, чув- „ д боковых крыла 23, которые, проходя в радиальном направлении по нап- 50 равлякяцей шайбе 3 к оси устройства, упруго совмещаются с лапкой 18 промежуточного органа 15.

вого смещения Dj в режиме тяги до углового смещения D, в режиме Ретро , а пружины 9 большой жесткости добавляют свои усилия к усилию пружины 8 малой жесткости только по обе стороны этой зоны фильтрации шумов 1мертвой точки Р.

С целью упрощения графика (фиг.6) не учтено явление гистерезиса, происходящего при этом по причине внутреннего трения фрикциона.

В такой фрикцион сцепления с амортизирующей ступицей, содержащий две коаксиальные части I и II, установленные с возможностью вращения одна относительно другой в границах определенного углового смещения с преодолением усилия упругих органов 8 и 9,

ствительный к угловому смещению между данными частями, с преодолением усилия возвратных приспособлений, реверсивно пЬдвижный из втянутого положения ожидания, в котором он бездействует , и при превьшении опреде- При относительно малых величинах уг- ленной величины смещения, выдвинуто « Лового смещения между частями I и II го рабочим положением, в котором, и,следовательно, при относительно опираясь окружностно на любую из час- малых величинах передаваемого ими тей I и II либо непосредственно, ли- момента промежуточный орган 15 оста- .бо посредством других элементов, он ется во втянутом положении (фиг.1).

способен обеспечить окружностную опору по меньшей мере одному из упругих органов 8 и 9 таким образом, что рабочие характеристики устройства

оказываются измененными.

В примере реализации (фиг.1-5) предусмотрен всего один промежуточный орган 15, несомьй возбуждаемой частью I и способный сам служить

одинаковых фланца, находяхцихся каждый соотбетственно с одной и с другой сторон щитка 2 ступицы, между ним и соответствукяцей направляющей шайбой 3, и установленных с возможностью совместного вращения на указанном щитке 2 ступицы около оси 16, параллельной оси устройства. Осью 16 этот

опорой для одной из пружин 9 большой жесткости. Он представляет собой два промежуточный орган окружностно опи- рается на щиток 2 ступицы. На одном из своих концов фланцы,

из которых состоит промежуточный орган 15, образуют вместе носик 17,

опорой для одной из пружин 9 большой жесткости. Он представляет собой два промежуточный орган окружностно опи- рается на щиток 2 ступицы. На одном из своих концов фланцы,

которым он может при рабочем полрже- нии (фиг.5) окружностно зацепляться

при котором его удерживающий носик 17 находится на расстоянии от пружины 9 большой жесткости.

Графиком, воспроизводящим это действие , является график, показанный на фиг.6.

При определенной достаточной величине углового смещения между частями I и II и, следовательно, момента, передаваемого ими, промежуточный орган 15 под воздействием пружин 20, приводимых направляницими шайбами 3, переходит в вьщвинутое рабочее положение (фиг.5). С этого момента, если действие в режиме тяги переходит в действие в режиме ретро, удержи- вакицей носик 17 промежуточного органа 15 оказывается на пути соответствующего конца пружины 9 большей жесткоети во время ее расслабления, характерно действует промежуточный орган 15, не

кого для такого перехода, и расслаб-, ление пружины 9 большой жесткости с этого момента прерьшается.

Это прекращение расслабления пружины 9 большой жесткости происходит при угловом смещении Dj,пружина 9 в состоянии покоя находится в преднап - ряженном состоянии, которое превьша- ет жесткость пружины 8 малой жесткости . Пружина 9 , опирающаяся в это 30 два промежуточных органа в симметрич- время одним из своих концов на носик но оппозитивных одно другому положеимеет преднапряжения в состоянии покоя , то падение момента при угловом смещении D не имеет места по почти вертикальной линии, а пойдет по нес- 5 колько наклонной прямой.

При использовании одного или более промежуточных органов 15 могут быть применены несколько пружин 9 большой жесткости, и по меньшей irepe

17 промежуточного органа 15, связанный со щитком 2 ступицы, другим своим концом - на направляющие шайбы 3 и щиток 2 ступицы, и испытывающая таким образом усилие сжатия, одномоментно противостоит ослаблению пружины 8 малой жесткости. Это приводит к модификации рабочих характеристик фрикцион на в сравнении с характеристиками, имеющими место до этого, так как промежуточный 15 заменяет для пружины 9 радиальный край окна 10 в щит

ке 2 ступицы, в которой она находит- такой радиальной составляющей, вызы- ся, и все происходит так, как если .бы 45 вает радиальное трение либо между окружностная протяженность этого окна направляющими шайбами 3 и фрикционныоказалась измененной.

Это изменение (фиг.7) проявляется в виде резкого падения момента при угловом смещении D;,, затем - в виде продолжения уменьшения этого момента и углового смещения по наклонной линии , превьш1ающей наклонную линию, полученную благодаря жесткости единственной рружины 8 малой жесткости.

Таким образом, исключается возможность действия пружины 8 в одиночку при малых величинах момента, когда предварительно юмент превьш1ает

определенную величину, что исключает шумное качание этого фрикциона во время перехода от режима тяги к режиму ретро.

При малых моментах, как только угловое смещение между возбуждакмцей частью I и возбуждаемой частью II вновь становится меньше определенной величины, соответствующей точке на

абсцессе D, в примере реализации

промежуточный орган 15 возвращается во втянутое положение ожидания под воздействием пружин 20, являющихся его возвратными приспособлениями.

Однако фрикционные приспособления (не показаны) предусматриваются прежде всего для замедления его возврата во втянутое положение ожидания.

Если пружина 9, с которой взаимодва промежуточных органа в симметрич- но оппозитивных одно другому положеимеет преднапряжения в состоянии покоя , то падение момента при угловом смещении D не имеет места по почти вертикальной линии, а пойдет по нес- колько наклонной прямой.

При использовании одного или более промежуточных органов 15 могут быть применены несколько пружин 9 большой жесткости, и по меньшей irepe

ниях, чтобы их работа не создавала никакой радиальной составляющей на оси устройства.

Однако иногда число используемых пружин 9 при наличии одного или нес- кольких промежуточных органов должно быть таким, чтобы возникала радиальная составляющая на оси устройства.

В этом случае развивается переменный радиальный гистерезис, причем -радиальное перемещение части I относительно части II, вызываемое

ми шайбами 12, либо между фрикционными шайбами 12 и щитком 2 ступицы. . При других вариантах возможно,

50 чтобы совокупность соответствующих пружин 9 была связана с одним или несколькими промежуточными органами, что даст спехшфический гистерезис, поскольку зпсазанные пружины будут

55 действовать объединенно, единым блоком с постоянным моментом в части уг7 лового смещения между частями I и 11.

В вариантах реализации (фиг.8-13) с промежуточным .органом 15 связан, с

9127952310

одной стороны, опорный орган 2Д, рас-9 и 27 представляют собой вырезы на

положенный в аксиальном направленииее внутренней периферии. и на который он в выдвинутом рабочем в данном случае именно на пружины

положении может опираться по окруж-9, без люфта, посажена кольцевая пласности , с другой стороны, кольцевая 5тина 25 своими вырезами 26, которые

пластина 25, посаженная вырезами 26выполнены с расчетом, чтобы эти пруна упругие органы 8 и 9, предусмот- , входили в них без люфта, а их

ренные между частями I и II этогоокружностная протяженность соответфрикциона сцепления, без окружностно- ствовала бы протяженности, определяего люфта одного из них и с окружност- Омой соответствующими окнами 11, напным люфтом.для других и представляю-равляющих шайб 3.

щий собой деталь, несущую любой из Вырезы 26 в кольцевой пластине 25

промежуточных органов: промежуточныйд я пружин 8 и 27 в окружностном напорган 15 - опора 24, тогда как другиеравлении больше длины этих пружин, из указанных органов жестко связаны с 5 кроме того, для пропускания аксидеталью , принадлежащей к любой частиальных стоек 4 в кольцевой пластине

I и II,25 имеются вырезы 29, сквозь которые

Фрикционный диск сцепления аналоги-эти стойки проходят с люфтом. чей описанному, однако со следующими g таком варианте реализации монотличиями . В диаметрально оппозитных 20 кольцевой пластины 25 является

положениях предусмотрены две пружиныплавающим, причем пластина 25 в ра8 малой жесткости, смонтированные оп-диальном направлении, в плане, конпозитно , причем одна из этих пружинтактирует только с пружинами 9 радисжимается , тогда как другая расслаб-альными срезами своих радиальных выляется , и, наоборот, в зависимостирезов 26, Такая компоновка обеспечиот направления вращения,. Пружины боль-вает успешную компенсацию возможных

шой жесткости распределены двумядопусков изготовления и (или) монгруппами 9 и 27, причем окружностныетажа,

люфты, связанные с пружинами 9, боль- Однако можно обеспечить жесткое

ше окружностных люфтов, связанных с - центрирование кольцевой пластины 25

пружинами 27, и, таким образом, приве-„ибо посредством аксимальных стоек

дение в действие пружин 27 замедлен-4, либо посредством подшипника 28

но относительно вступления в действиепутем контакта с этими стойками или

пружин 9 как в одном направлении вра- этим подшипником, щения, так и в другом (не показано), 35 Согласно указанным вариантам реаВ этих вариантах реализации пре-лизации, используемые промежуточные

дусмотрено два промежуточных органаэлементы 15 представляют собой плас15 , расположенных диаметрально проти-тины,

воположно. С каждым из них связан дд jj удержания и направления опорный орган 24, промежуточный орган 40 тупицы 1 части I н.есет в радиальном

15 несет часть I, в частности ступи-направлении фланец 30, жестко связанца 1, опорные органы несет кольцевая„ьй с нею во вращении, посаженный на

пластина 25.ступицу 1 плотной посадкой и закатанный на ней известным способом снаружи Возможно расположение, при котором 45

- объема, образуемого направляющими

кольцевая пластина 25 несла бы про- - о

шайбами 3 с обеих сторон фрикциона, межуточные органы 15, а часть I - чл

„. Фланец 30 содержит две направляюопорные органы 24, Часть II в обоих слуdi-io ха. ь иииил 1 лущке. установленные длиной в радиальчаях могла бы заменить часть I,

ном направлении, с каждой из которых

В таких вариантах реализации коль-50 соединена пластина 15, цевая пластина 25, связанная с промежуточными органами 15, установлена ак- В данном варианте реализации такая сиально между щитком 2 ступицы ифрикци- Направляющая представляет собою вырез онным диском 6, справа от радиальной 31, выполненный во фланце 30, а плас- части подшипника 28, устанавливаемо- 55 И 15 установлена с возможностью го обычно между фрикционными диском скольжения в этом вырезе 31, 6 и направляйщей шайбой 3 с одной сто- Для поддержания в аксиальном нап- роны, ступицей 1 с другой стороны, а равлении пластины 15 к ней прикрепле- ее вырезы для посадки на пружины 8, ны две пластины 32, например, посред20

25

ством сварки с обеих сторон фланца 30, выходящие в окружностном направлении за пределы выреза 31 (фиг. 7 и 8).

В конце каждого выреза 31 фланец 30 содержит удерживающий носик 33, выступающий в окружностном направлении в вырез 31 (фиг.9).

Опорные органы 24, связанные с промежуточными органами 15, представ-JO ляют собою лапки, расположенные акси- дльно в направлении фланца 30, пропу- 1ценные через каналы 34 в фрикционном диске 6 и продолжающиеся в аксиальном направлении на достаточное расстояние , чтобы пересекать путь пластин 15 в вырезах 31, в которые они установлены с возможностью скольжения . Лапки 24 несет кольцевая плас- тина 25.

За заплечиком 35, способным взаимо-, действовать в упоре с соответствующим удерживающим носиком 33, каждая пластина 15 содержит радиальное продолжение 36, способное быть зажатым в окружностном направлении между но- сиком 33 и аксиальной лапкой 24.

При положении покоя (фиг.9) окруж- ностное расстояние L между боковым срезом 37 аксиальной лапки 24, бли- жайщей по окружности к соответствующему удерживающему носику 33 и боковым срезом 38 соответствующей пластины 15, наиболее удаленной по окружности от этого удерживающего носика 33,составляет в угловом направлении не больше окружностного люфта J .

Протяженность по.окружности каждого удерживающего носика 33 достаточно ограничена, чтобы не мешать входу, против его собственного бокового среза , радиального продолжения 36 пластины 15.

В варианте реализации (фиг.8-11) обе пластины 15 снабжены связанными с ними общими возвратными приспособлениями , представляющими собой торсионную пружину 39, торсионная средняя часть которой окружает ступицу 1 и ветви 40 которой совмещены посредством радиального отгиба 41 с пластинами 15, причем этот отгиб входит в канал, предусмотренный для этой цели в пластине, и огибает своим концом последний.

Торсионная пружина 39 установлена в аксиальном положении между фланцем 30 и направлякицей шайбой 3, но она может быть расположена аксиально за

t5

э ,

Q

ее

30

0

5

O

фланцем 30 относительно направляющей шайбы 3 (фиг.13 и 14).

Средняя торсионная часть 42 пружины 39, от которой отходят ветви 40 этой пружины, намотана совместно по спирали из двух U-подобных кусков проволоки, т.е. средняя торсионная часть 42 имеет конец, делает колено 43 у этого конца и образует поперечную плоскость перпендикулярно оси устройства, которая проходит через колено 43 в плоскости симметрии пружины 39 (плоскость симметрии схематически показана пунктирной линией на 5 фиг.42).

У своего соединения со средней частью 42, от которой она отходит, каждая ветвь 40 пружины 39 образует колено 44 в направлении соответствующей пластины 15 (фиг.9 и 11).

На внутренней периферии средней торсионной части 42 пружины 39 закреплены , например, посредством сварки , на направляющей шайбе 3, угольники для правильного поддержания этих торсионных пружин (не показаны).

Кроме того, для прохода в выдвинутое рабочее положение пластиной 15 средняя торсионная часть 42 пруж шы

39блокируется в угловом направлении на ступице 1, которую она окружает и которая относится в возбуждаемой -части II, и с каждой из ветвей

40этой торсионной пружины 39 свя зан , заплечик 45, составляющий одно целое

с возбуждающей частью I, и на который может опираться ветвь 40 своим коленом 44.

В показанном варианте реализации

жесткое закрепление на ступице 1 средней торсионной части 42 пружины 39 осуществляют путем зажатия, причем эта средняя часть оказывается расположенной между двумя диаметраль но противоположными выступами 46 жестко связанного со ступицей 1 фланца 30 и лапками 47, прикрепленными, нап ример, посредством сварки, к выступам 46 (на фиг.8 виден только один

Q выступ 47).

Кроме того, в показанном варианте реализации каждый заплечик 45 вьтол- нен в виде конца лапки 48, прикрепленной , например, посредством сварки

е К соответствующей направляющей шайбе 3, принадлежащей к возбуждающей части I (фиг.11).

При остановке (рис.9) пластины 15, представляющей собой промежуточные

0

П127

органы, практиче ски находятся в своем втянутом положении ожидания, опираясь на дно выреза 31 фланца 30.

В таком положении пластины 15 бездействуют .

Когда в режиме тяги при вращении фрикциона в направлении стрелки F (рис.9) к фрикционному диску 6 прикладывается момент в направлении

этой стрелки, сначала вступают в дей- (О тины 15 в это время могут участвовать

ствие между обеими частями I и II, из которых состоит этот фрикцион для передачи этого момента, только пружины 8 малой жесткости, затем последовательно вступают в действие снача- f5 -жинам 9 опору в окружностном направ

ла пружины 9 и, наконец, пружины 27.

При таком режиме тяги и по мере соответствующего углового смещения между возбуждающей частью I и возбуждаемой частью II предусмотренные для этой цели на возбуждающей части I заплечики отжимают колена 44 ветвей 40 торсионной пружины 39 и под этими воздействиями ветви- 40 вызывают постепенно радиальное смещение пластин 15 по их направляющим в направлении к удерживающему носику 33.

Одновременно аксиальные лапки 24 : кольцевой пластины 25 постепенно отходят по окружности от удерживающих носиков и кольцевая пластина 25 при этом связана во вращении с направляющими шайбами 3 посредством пружин 9, поскольку своими вырезами 26 она посажена на них без люфта.

При определенной величине углового смещения между возбуждающей частью I и возбуждаемой частью II, которое может например, соответствовать величине этого смещения, при которой вступают в действие пружины 9, пластины 15 под воздействием ветвей 40 пружины 39 занимают выдвинутое рабочее положение, при котором они ради- ально упираются своими заплечиком 35 и удерживающими носиками 33, а их радиальное продолжение 36 входит между носиками 33 и аксиальными лапками 24 кольцевой пластины 25.

Если продолжается режим тяги, т.е., если передаваемый между частями I и II, составляклцими данный фрикционный диск сцепления, момент про

При малых моментах, как только уг ловое смещение между возбуждающей частью I и возбуждаемой частью II

должает нарастать, угловое смещение между частями I и II продолжает уве- 55 вновь становится меньше, пластины 15 личиваться вплоть до конечной величи- выходят из аксиальных лапок 24 опор- ны аналогично указанному процессу.

Ес;ш путем отпускания ранее нажатого акселератора данного автомобиля

ной пластины 25 и постепенно отводятся во втянутое положение ожидания посредством ветвей 40 пружины 39, с

14

осуществляется переход от режима тяги к режиму ретро и поскольку с этого момента возбуждаемая часть II фрикциона, представляющая собой ступицу 1 и щиток 2 ступицы, приобретает обратное угловое движение относительно возбуждающей части I этого фрикциона, состоящей из направляющих шайб 3 и фрикционного диска 6, пласв развитии ослабления пружин 9 большой жесткости во время такого перехода от режима прямого хода к режиму заднего хода, обеспечивая пру0

0

лении посредством кольцевой пластины 25. Опираясь в окружностном направлении на возбуждаемую часть II, поскольку они связаны с нею во вращении, и их радиальное продолжение опирается в окружностном направлении на аксиальные лапки 24 опорной пластины 25, благодаря их выдвинутому рабочему положению и обратному угловому смещению 5 возбуждаемой части II, с которой связаны , они обеспечивают окружностную опору опорной пластине 25.

Это изменяет рабочие характеристики действия данного фрикциона сцепле- 0 ния. Промежуточные органы 15 посредством кольцевой пластины 25 заменяют радиальные края окон 10 в щитке 2 ступицы, в которых находятся пружины 9 большой жесткости, и изменяют, сле- довательно, окружностной размер этих Ькон. При этом исключается вся об- i . ласть фильтрации, вызываемая только одними пружинами 8 малой жесткости.

При вьздвинутом рабочем положении пластин 15 между радиальным продолжением 36 пластин 15 и удерживаюашм носиком может иметь место окружност- ный люфт, поскольку опора пластин 15 на фланец 30 осуществляется посредством их бокового среза в вьфезе 31 фланца 30, в варианте радиальное продолжение пластины 15 может опираться по окружности на удерживающий носик 33, причем последний играет при этом двойную роль: окружностной опоры и радиального удержания.

При малых моментах, как только угловое смещение между возбуждающей частью I и возбуждаемой частью II

0

5

5 вновь становится меньше, пластины 15 выходят из аксиальных лапок 24 опор-

вновь становится меньше, пластины 15 выходят из аксиальных лапок 24 опор-

ной пластины 25 и постепенно отводятся во втянутое положение ожидания посредством ветвей 40 пружины 39, с

которой они сцеплены. Между пластинами 15 и вырезами 31, в которые они установлены со скольжением в фланце 30, предпочтительно предусмотреть фрикционные приспособления (не показаны ) для задержания возвращения их во втянутое положение ожидания.

Упругие органы, связанные с прр- межуточными органами, представляют собою только пружины 9 большой жесткости , причем окружностная протяженность L имеет величину, рассчитанную для этой цели.

В зависимости от искомых результатов величину L можно изменить, напри- 15 ним концом скрепленная с самотормомер , так, чтобы работали пружины 8 малой жесткости, или чтобы работали только пружины 9 большой жесткости, соответствующим образом изменяя конструкцию кольцевой пластины 25.

Промежуточный орган может работать на любом из упругих органов, расположенных в окружностном направлении между частями I и II.

I

Согласно варианту реализации

(фиг.13 и 14) между пластинами 15 и кольцевой пластиной 25 предусмотрены кулачковые приспособления, которые содержат для каждой пластины 15 палец 49, несомый аксиально угольником 50, составляющим одно целое с аксиальной лапкой 24 кольцевой пластины 25, и вырез 51 с косым боком 52, выполненный в пластине 15, причем палец 49 входит в вырез 51, упираясь в его скошенный бок 52. Вырез 51 содержит в конце его скошенного бока 52-окружностное продолжение 53.

По мере углового смещения между возбуждающей частью I и возбуждаемой частью II связанные с пластинами 15 пальцы 49 вызывают постепенное радиальное перемещение последних, привод их продолжения 36 при определенной величине этого смещения в положение по окружности между удерживающими носиками.33 и аксиальными лапками 24.

Если такое угловое смещение продолжается , пальцы 49 следуют окруж- ностным продолжениям 53 вырезов 52, не мешая действию устргойства.

В варианте реализации (фиг.15Если в это время происходит инвер сия момента, характеризующаяся переходом от режима тяги к р.ежиму рет

18) промежуточными органами являются 55 ро, самотормозящиеся рычаги 54 совсамотормозящиеся рычаги 54, каждьш из которых установлен с возможностью поворота на щитке 2 ступицы посредством цапфы 55 и помещен в вырез 56,

мещаются с кольцевой пластиной 25. I

Как только величина момента возвращается к достаточному значению,

выполненный в кольпслой njtacTtiHe 25 на ее внутренней периферии.

Опорный орган, связанный с самотормозящимся рычагом 54, представляет собой опорный заплечик 57 на кольцевой пластине 25, образованный в этом примере реализации под прикрытием выреза 56 кольцевой пластины, расположен аксиально, как и ранее.

Кроме того, с кольцевой пластиной 15 с помощью другого выполненного в ней выреза 56 своим другим концом сцеплена несомая самотормозящимся рычагом 54 пружина 58, од30

зящимся рычагом 54.

Для перевода самотормозящегося рычага 54 из его втянутого положения ожидания в выдвинутое рабочее поло20 жение между ним и кольцевой пластиной 25 предусмотрены кулачковые приспособления , которые содержат скос 59, выполненный на внутренней окруж- ностной кромке выреза 56 кольцевой

пластины 25, и скос 60, выполненный на срезе самотормозящегося рычага 54

При работе в режиме тяги, пос-- кольку возбуждающая часть приводится во вращение в направлении по стрелке F (фиг.16) и вращается в том же направлении относительно возбуждаемой части II, вступают в действие только пружины 8 малой жесткости. В ходе этой первой области углового

35 смещения самотормозящиеся рычаги 54 остаются во втянутом положении ожидания (фиг.16), подпружиненные пружинами 58. Эта ситуация продолжается только до достижения угловым смеще40 нием между частями I и II определенной величины при увеличении момента, передаваемого от возбуждающей части I возбуждаемой части II.

Под воздействием скосов 59 коль45 цевой пластины 25 самотормозящиеся рычаги 54 переходят в вьщвинутое рабочее положение (фиг.16), в котором конец каждого из них находится существенно на той же окружности, что

50 и упорный заплечик 57 на кольцевой пластине 25.

Если в это время происходит инверсия момента, характеризующаяся переходом от режима тяги к р.ежиму рет55 ро, самотормозящиеся рычаги 54 совмещаются с кольцевой пластиной 25. I

Как только величина момента возвращается к достаточному значению,

самотормозящиесй рычаги 5А возвращаются во втянутое положение ожидания посредством пружин 58.

Между цапфой 55 самотормозящегося рычага 54 и гнездом в щитке 2 ступи- цы, в котором находится эта цапфа, предусмотрены фрикционные приспособления для замедления возвращения этого самотормозящегося рычага в его втянутое положение.

Согласно вариантам реализации (фиг.19-22) используемый промежуточный орган представляет собою язычок

61,установленный с возможностью скольжения радиально в направляющей

62,составляющей одно целое с первой из частей I и II (показаны схематически ) против венца 63, составляющего одно целое с второй из этих частей , причем указанный венец содержи отверстие 64, образующее гнездо для язычка 61, и несом ступицей 65, снабженной на своей поверхности кулачковыми приспособлениями 66, способными отжимать язычок 61 в направлении отверстия , причем ЭТИ- кулачковые приспособления 66 в угловом отношении расположены справа от отверстия, образующего гнездо.

В варианте реализации (фиг.19 и 20) направляющая 62 относится к возбуждающей части I, тогда как венец 63 относится к возбуждаемой части II

В варианте (фиг.21 и 22) направляющая 63 относится к возбуждаемой части II, тогда как венец 63 относится к возбуждающей части I.

В любом случае при остановке (фиг.19 и 21) направляющая 63 и, следовательно , язычок 61 находятся в угловом направлении на расстоянии от отверстия, образующего гнездо 64,

5

0

5

0

0

5

и от кулачковых приспособлений 66. И, наоборот, как. только угловое смещение возбуждающей части I и возбуждаемой части II достигает заданной величины, например величины D , язычок 61 оказывается против отверстия, образующего гнездо 64, и, подталкиваемый кулачковыми приспособлениями 66, являюпщмися простым скосом, входит в это отверстие (фиг.20).

С этого момента возбуждающая часть. I окружностно опирается на возбуждаемую часть II через направляющую 62, язычок 61, венец 63 и ступицу 65.

При этом предусматриваются возвратные приспособления для отведения . язычка 61 во втянутое положение покоя , когда угловое смещение между возбуждающей частью I и возбуждаемой частью II становится вновь меньше величины D .

Между язычком 61 и направляющей 62 предусмотрены фрикционные приспособления для задерживания возврата этого язычка во втянутое положение покоя.

Таким образом, во всех вариантах реализации используемый промежуточный орган или другие органы неизбежно чувствительны к воздействию центробежного усилияр которое может влиять на них положительно при достаточно высоких скоростях, и частности, для удержания их в течение желательного времени в рабочем положении. Однако их переход из втянутого положения ожидания в выдвинутое рабочее положение осуществляется независимо от этой скорости. Его можно осуществлять также при скоростях, недостаточных для того, чтобы центробежное усилие оказывало заметное влияние.

6 A

«va/

2 J

74 T3

S -4

О

uff2.

(pi/г.З

Реферат

Формула

Фи1г5
Фаг.Ъ
Фиг.7
в 8
29
qyue.ff
клг
fuftO
.,/У //5 J/ I
Фиг.П
39
Фиг}2
фu.a
Л-Ё
cffuc.t4Ч
.fff
.fff
- Sd
fpuf
65
.2Z

Патенты аналоги

Авторы

Патентообладатели

Заявители

СПК: F16F15/1202 F16F15/12306 F16F15/12353

Публикация: 1986-12-23

Дата подачи заявки: 1980-05-08

0
0
0
0
Невозможно загрузить содержимое всплывающей подсказки.
Поиск по товарам