Изобретение относится к машиностроению , а.именно к гасителям колебаний , используемым, например, в под-
весках транспортных средств, и является усовершенствованием демпфера по авт. св. W 502147
Цель изобретения - расширение эксплуатационных возможностей за счет
регулирования характеристик.
На чертеже изображен демпфер, продольный разрез.
Демпфер содержит корпус 1 с торцо- вьми стенками 2 и 3, шток 4 и поршень
5, выполненный в виде катушки, имеющей на своих ребордах отверстия 6,
в которых установлена подпружиненная в направлении, перпендикулярном движению
поршня 5, трубка 7, являющаяся регулируемым клапаном, в центральной части которой выполнено радиальное
отверстие 8, сообщающее полость 9 трубки 7 с полостью 10 между ребордами катушкио В торцовой стенке 3
выполнено отверстие 11, в котором установлены соосно трубке 7 регулируемый
по длине упор 12, имеющий на торце накладку 13 из эластичного материала , и уплотнение 14 Между тор-
цом регулируемого упора 12 и трубкой 7 имеется зазор 15
Демпфер работает следующим образом
При движении поршня 5 под действием
внешней силы вверх или вниз трубка 7 увлекается последним в сторону его движения за счет сил трения,
возникающих между ребордами катушки в отверстиях 6 и внещней поверхностью трубки. После выбора зазора 15
между трубкой 7 и торцом упора 12 (при движении поршня 5 вверх) или зазора
(не показан) между трубкой 7 и торцовой стенкой 12 (при движении поршня вниз) полости демпфера разоб-
щаются между собой„ При этом в одной из полостей газ сжимается, а в другой
и в полости 10 между ребордами
катушки возникает относительное разрежение
, В результате возникает перепад давления, возрастающий по мере движения поршня 5, и совершается работа
против внешних сил, действующих на шток 4 демпфера, при этом газом запасается определенная энергия В
момент изменения направления движения поршня 5 на противоположное трубка
7 соединяет полости демпфера между собой, и за время преодоления
поршнем 5 величины зазора 15 происходит истечение газа из полости с большим
давлением в полости с меньшим давлением.
Изменяя регулируемым упором 12 зазор 15, можно добиваться различной степени рассеивания энергии При
этом в случае, когда зазор 15 равен нулю, демпфер работает как пневматическая
пружина, реализуя нулевое демпфирование.
При максимальной величине зазора
1 5 обеспечивается полное выравнивание давлений при изменении направления
движения поршня 5 и максимальное демпфирование, промежуточные же
величины зазоров 15 позволяют демпферу частично реализовать и функцию
упругого элемента, так как давление в полостях не успевает выравниваться .
Формула изобретения
Демпфер по авт. св„ № 502147, отличающийс я тем, что, с
целью расширения эксплуатационных возможностей за счет регулирования характеристик
, в одной из торцовых стенок корпуса выполнено отверстие, а
демпфер снабжен установленными в последнем doocHo с трубкой регулируемым
по длине упором с наклчдкой из эластичного материала на торце, обращенном к трубке, и уплотнением„