Код документа: SU1043385A1
lu
00 САЭ 00
сл Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано аля гяшения копебаний, иаприь ер, в транспортных средствах. Известен гидраппический цемпфер поиастного типа, содержащий корпус с неподвижными перегородками и дросселем и распопоженные в ном поворотные попасти .1 . Однако известный демпфер имеет недостаточную энергоемкость. Наибопее близким к изобретению по технической сущности и достигаемому ре зультату является амортизатор, содержащий шшикдрический корпус с компенсациснной камерой, размешенный в нем лопастной гидравлический демпфер с камерами переменного объема, соединенными через обратные клапаны с компе сационной камерой, и фрикционный демпфер , включающий пакет фрикционных дисков и кольцевой гидроциликдр с поршнем взаимодействующим с пакетом фрикиионных дисков, подпоршневая полость которого сообщена с одной из. камер пере- манного объема 2 , Недостатком известного, амортизатора является невысокая эффективность (энергоемкость ) при гашении колебаний из-оа ограниченного хода лопастного демпфера, что не исключает пробоя подвески. Цель изобретения - повышение эффективности гашения колебаний. Указанная цель достигается тем, что амортизатор, содержащий цилиндрический корпус с компенсационной камерой, размешенный Б нем лопастной гидравлически демпфер с камерами переменного объема, соединенными через обратные клапаны с компенсационной камерой, и фрикционный дeмпфepJвключающий пакет фрикционных дисков и кольцевой гидроцилиндр с поршнем , взаимодействующим с пакетом фрик ционных дисков, подпоршневая полость которого сообщена с одной из камер переменного объема, снабжен установленным концентрично основному кольцевому гидроцилиндру аналогично выполненlibiM дополнительным, подпоршневая полость которого соединена с камерой переменного объема. На фиг. 1 изображен предлагаемый амортюатор, поперечный разрез; на ф1Ш. 2 - разрез Л-А на фиг. 1. Амортизатор содержит цилиндрический корпус, выполненный из двух частей 1 и 2, в которых распопоженьт соогветстветю 1Н1дравпический и фрикциои:ный (tepы. Часть 1 -корпуса перегородку 3 и приливы 4 для крепления амортизатора к машине (не показана). Гидравлический демпфер состоит из установленного в части 1 корпуса на подшипниках 5 И 6 вала 7, соединенного рычагом 8 с опорными колесами машины. На валу 7 закреплена лопасть 9, которая разделяет внутренний объем гидравлического демп- , фера на камеры 10 и 11 переменного объема. Фрикционный демпфер состоит из пакета фрикцнонных дисков 12 и 13, установленных соответственно на шлицах вала 7 и части 2 Корпуса, и основного и дополнительного кольцевых концентричных гидроцилиндров, выполненных в виде расточек в части 1 корпуса, в которых установлены поршни 14 и 15, при этом плошадь поршня 14,меньше площади поршня 15, Подпоршневые полости основного и дополнительного гидроцилиндров V сообщаются каналами 16 и 17 с камерами 10 и 11 переменного объема. Полость части 2 корпуса, в которой расположен фрикционный демпфер, сообшена с камерами 10 и 11 переменного объема гидравлического демпфера с одной стороны посредством ряда последовательно перекрываеь№1х лопастью 9 дросселирующих отверстий 18 и 19, а с другой стороныпараллельно посредством отверстий 20, каналов 21 и 22 и обратных клапанов 23 и и 24. В части 1 корпуса выполнена компенсационная камера 25, соединенная отверстием 26 и обратными клапанами 23 V. 24: с камерами 10 и 11. На торцовых поверхностях фрикционных дисков 12 и 13 выполнены канавки 27 для циркуляции жидкости, в полости части 2 корпуса. В торцоьой части попасти 9 установлено уплотнение 28, а утечки жидкости через разгрузочную канавку 29 и отверстие 30 попадают в компенсационную камеру 25. Амортизатор работает следующим образом . При возникновении колебаний корпуса машины лопасть9 совершает движения, синхронные с перемещением корпуса машины, поочередно вытесняя рабочую жидкость из камер 10 и 11 переменного объема через дросселирующие отверстия 18 в полость фрикционного демпфера. При прямом ходе объем камеры 10 уменьшается, а обратный клапан 24 закрывается , и давление в ней че{)ез Kasian 16 передается к поршню 1.4, вызывая сжатие пакета фрикционных дисков 12 и 13. Одновременно объем камеры 11 увеличивается и рабочая жвдкостЕз за счёт падения давления в камере- яапопняе;
освободившийся объем, поступая через отверстия 2О, ка1шпы 21 и 22, обрат- 1ый кпапан 23, а также-через дроссепирующие отверстия 18 из попости фрикционного демпфера, а через отверстие 26 и обратный кпапан 23 - из компенсационной камеры 25. И, наоборот, при обратном ходе кпапан 23 закрывается, давпение в камере 11 увепичивается и передается через канап 17 поршню 15. Одновременно открывается кпапан 24, обес- .
печ1шая запоггнение камеры Ю рабочей жидкостью.
Таким образом, предпагаемый аморти-затор , бпагодаря своему конструхтивному решению, обеспечивает высокую тшвность хода, обладая значительной энергоемкостью за счет попучения разпнчного сопротивления при прямом и обратном ходе, и уменьшает вероятность пробоя подвески за счет резкого повышешш сопротивпення в ко1ше динамического хода.
. АМОРТИЗАТОР, содержащий цилиндрический корпус с компенсационной камерой, размещенный в нем лопастной гидравпический демпфер с камерами переменного объема, соединенными через обратньш кпапаны с компенсационной кам&рой , и фрикционный демпфер, включающий пакет фрикшюнных дисков и кольцевой . гидроципиндр с поршнем, взаимодействующим с пакетом фрикционных дисков, подпорщневая полость которого сообщена с одной из камер переменного объема, отличающийся тем, что, с целью повышения эффективности гашения колебаний, он снабжен установленным конце нтрич но основному кольцевому гидроципиндру аналогично выполненным дополнительным , подпоршневая полость которого соединена с другой камерой переменно с го объема. (Л