Код документа: RU2583242C2
Изобретение относится к машиностроению и предназначено для защиты оборудования и объектов от воздействия вибрации и ударов по всем направлениям.
Наиболее близкими по конструкции являются амортизаторы, указанные в патенте №2454578. Данные амортизаторы имеют два упругих элемента с конической поверхностью, помещенных в жестко соединенные стаканы корпуса. Упругие элементы располагаются между шайбой оси и дном стаканов корпуса.
Недостатком указанных амортизаторов является низкое качество защиты от ударов и вибрации на резонансной частоте. При больших нагрузках, возникающих на резонансной частоте, а также при ударах с большой величиной виброускорения на данных амортизаторах возможны либо большие перемещения упругих элементов, что в свою очередь влечет за собой их быстрое разрушение, либо соударение металлических частей амортизатора, вследствие чего происходит их деформация и некачественная работа амортизатора.
Технической задачей, на решение которой направлено изобретение, является создание конструкции амортизатора, обеспечивающей исключение больших перемещений и деформаций его упругих элементов при воздействии вибрации на резонансной частоте и ударов во всех направлениях, тем самым увеличивая надежность и ресурс амортизатора.
Технический результат достигается тем, что в амортизаторе, имеющем два одинаковых конических упругих элемента, направленные друг к другу конусами и опирающиеся на площадку оси, а основанием - на дно стаканов корпуса амортизатора, дополнительно установлены противоударное упругое кольцо и противоударные упругие втулки. Противоударное упругое кольцо устанавливается в проточку расширенной части площадки оси внутри корпуса. Противоударные упругие втулки устанавливаются на зауженные части оси со стороны внешней части в отверстия дна стаканов корпуса и фиксируются между выступами оси и металлическими шайбами. Величина зазоров между плоской частью противоударных упругих втулок и внешней частью стаканов корпуса обеспечивает ограничение перемещений и деформаций упругих конических элементов при воздействии ударов и вибрации на резонансной частоте в осевом направлении. Величина зазоров между внешней поверхностью цилиндрической части противоударных втулок и торцевой поверхностью отверстия в дне стаканов корпуса, между внешней поверхностью противоударного кольца и внутренней цилиндрической поверхностью стакана корпуса, обеспечивает ограничение перемещений и деформаций конических упругих элементов при воздействии ударов и вибрации на резонансной частоте в направлении поперек оси.
На фигуре 1 изображен предлагаемый амортизатор.
Амортизатор содержит корпус, состоящий из двух одинаковых жестко соединенных частей в виде стаканов 1, в каждом из которых имеется центральное отверстие на дне. На торцевой поверхности стаканов корпуса расположены фланцы для крепления амортизатора к объекту. Через отверстия дна стаканов корпуса проходит ось 3 с площадкой по середине и заужениями по краям. В расширенной части площадки оси выполнена проточка для установки противоударного упругого кольца 5. На ось установлены два конических упругих элемента 2, которые конусами опираются на площадку оси, а основанием - на дно стаканов корпуса. На зауженные части оси с внешней стороны дна стаканов корпуса установлены две противоударные упругие втулки 4, состоящие из плоской и цилиндрической частей, соединенных между собой радиусом. Противоударные упругие втулки цилиндрической частью входят в отверстия дна стаканов корпуса и фиксируются между выступами оси и металлическими шайбами 6.
Амортизатор работает следующим образом.
При воздействии ударной или повышенной вибрационной нагрузки на резонансной частоте в осевом направлении, в первую очередь, происходит деформация и перемещение конических упругих элементов. Затем при выборе зазора между плоской частью противоударной упругой втулки и дном стакана корпуса противоударная упругая втулка препятствует дальнейшему перемещению оси амортизатора относительно его корпуса, в связи с чем снимается нагрузка с конического упругого элемента и деформация его прекращается. Аналогичным образом, при выборе зазора между цилиндрической частью противоударной упругой втулки и торцом отверстия в дне стакана корпуса происходит ограничение перемещения при воздействии удара и вибрации в поперечном направлении. Однако в связи с малой площадью соприкосновения противоударной упругой втулки и торцом отверстия, выполненного в дне стакана корпуса, добавлено противоударное упругое кольцо. Данные мероприятия позволяют исключить большие деформации конических упругих элементов при воздействии вибрации на резонансной частоте и ударов, что защищает их от разрушения и увеличивает срок службы.
Таким образом, существенным отличительным признаком изобретения является то, что оно обеспечивает функционирование амортизатора при повышенных уровнях вибрационных и ударных воздействий за счет исключения больших деформаций конических упругих элементов, что увеличивает надежность функционирования, ресурс амортизатора, а также обеспечивает улучшение виброизоляции на резонансной частоте и при воздействии ударов.
Изобретение относится к области машиностроения. Амортизатор содержит два конических упругих элемента, установленные на ось и расположенные внутри двух жестко скрепленных частей корпуса. Ось содержит площадку. В площадке выполнена проточка. Противоударное упругое кольцо установлено в проточке. Противоударные упругие втулки установлены на зауженные части оси с внешней стороны дна корпуса. Противоударные упругие втулки фиксируются выступами оси и металлическими шайбами. Достигается повышение устойчивости амортизатора к воздействию ударов и вибраций во всех направлениях, эффективность виброизоляции и увеличение ресурса. 1 ил.