Код документа: SU1090257A3
фиг.1 Изобретение относится к станкостроению , в частности к фрезерноцентровальным станкам, предназначен ным для двухсторонней обработки заготовок . Известны фрезерно-центровальные станки, содержащие размещенные одна напротив.другой с возможностью пере мещения относительно станины две передние бабки и две каретки с зажимными элементами l. Недостатком известных станков является то, что необходимы длинные шпиндели для перемещения носителей . затккмньгх. элементов и вьздвигаемые на большую длину гидроцилиндры для выдвижения передних бабок. Переход от одной .величины заготовки к друго который требует переналадки станка, для такого станка неосуществим. Цель изобретения - упрощение кон струкции. Поставленная цель достигается тем, что во фрезерно-центровальном станке, содержащем размещенные одна напротив другой с возможностью пере мещения относительно станины две передние бабки и две каретки с зажимными элементами, передняя бабка и каретка с зажимными элементами снабжены общим приводом перемещения причем передняя бабка и каретка с зажимными элементами снабжены стопо ными устройствами для поочередного их стопорения относительно станины. Каретка с зажимными,элементами снабжена направляющими, передняя бабка установлена на карет с возможностью перемещения по направляющим . , Каретка с зажимными элементами и передняя бабка могут быть установ лены с возможностью перемещения на станине станка, причем передняя баб ка снабжена опорами для перемещения по станине и, установлена так, что частично перекрывает каретку с зажимными элементами. На фиг. 1 представлена одна из половин п1 едлагаемого станка, вариант исполнения (й- формулы 2); на фиг. 2 - то же, вариант исполнения (п. формулы 3). Как видно из фиг. 1, по станине 1станка может перемещаться каретка 2с зажимными элементами 3, которая на своей верхней части имеет направ ляащие А передней бабки 5, име7 , .2 ющей возможность перемещ аться по отношению к каретке с зажимными элементами по направляющей 4. Передняя бабка имеет вьюающийся вниз выстУп б с установленной в нем (маточной) гайкой 7, с которой взаимодействует шариковый ходовой винт 8, приводимый в движение от узла 9 с приводным двигателем, в котором двигатель 10 выполнен в виде двигателя постоянного тока. Узел 9 с приводным двигателем оснащен дад-чиком приращения, , который предназначен для осущестбЬения сравнения заданного и истинного положений внутри системы измерения пути перемещения (не показан). Передняя бабка 5 снабжена стопорным устройством 11, взаимодействующим со станиной 1 станка и приводимымв действие гидравлически. Таким образом передняя бабка 5 может быть закреплена по отношению к станине 1 станка. Подобное стопорное устройство li предусмотрено на каретке 2, следовательно, и каретка может быть гидравлически закреплена (зажата) по отношению к станине станка. Зажатие происходит попеременно. Соответственно закрепленная каретка остается неподвижной, в то время как бабка может перемещаться по отношению к закрепленной каретке благодаря: приводу шариковым ходовым винтом. Когда зона взаимного движения обоих частей будет исчерпана, по отношению к станине станка закрепляется двигавшаяся до сих пор бабка, так что освободившаяся каретка может перемещаться . Таким образом методом переменного щага могут покрываться большие расстояния на станине станка за сравнительно короткое время. Соответствующая комбинация каретки и передней бабки установлена на дру гой половине станка. Этот узел выполнен зеркально по отношению к узлу, представленному на фиг. 1. Как показано на фиг. 2, каретка 2 с зажимными элементами 3 может перемещаться по станине 1 станка и имеет на своих концах соответственно пару 13 и 14 направляющих захватов, взаимодействующих с направляющими станины 1 станка. Между захватами 13 и 14 каретка сужена так, что в этой зоне пара опор/ 15 передней бабки 5 может прЬходить сбоку мимо каретки 2 для того, чтобы взаимодействовать с призматическикм направляющими станины 1 станка. Опоры 15 при этом опираются на те же направляющие , что и захваты 13 и 14. Передняя бабка 5 еще имеет другую пару направляющих опор 16, которая опирается вне каретки 2 на призматические направляющие станины 1 станка .
На паре опор 16 передней бабки 5 предусмотрен узел 9 с приводным двигателем 10 постоянного тока и передачей, с помощью которого приводится шариковый ходовой винт, находя1191йся в зацеплении с (маточной) гайкой 7, жестко связанной с кареткой 2 с зажимными элементами. Стопорные устройства 11 и 12 на каретке или на бабке взаимодействуют со станиной 1 станка, чтобы обе части могли попеременно с помощью гидравлики закрепляться по отношению К станине 1 станка.
Такое выполнение фрезерно-центровального станка позволяет применять сравнительно короткие шариковые ходовые винты и двигатели постоянного тока , имеющие возможность простого и точного регулирования.
Благодаря возможной быстрой переналадке на обработку заготовок разной длины расширяются технологические возмоясности фрезерно-центровальных станков.
1. ФРЕЗЕРНО-ЦЕНТРОВАЛЬНЫЙ СТАНОК, включающий размещенные одна напротив другой с возможностью перемещения относительно станины две передние бабки и две каретки с зажимными элементами, о т л и ч а ю щ и и с я тем, что, с целью упрощения конструкции, передняя бабка и каретка с зажим ными элементами снабжены общим приводом перемещения , причем передняя бабка и каретка с зажимными элементами сна0гены стопорными устройствами для поочередного их стопорения относительно станины. 2.Станок по п. 1, отличающийся тем, что каретка с зажимными эдементами снабжена направляющими , а передняя бабка установлена на каретке с возможностью перемещения по направляющим. 3.Станок поп. 1, отлич,а ю. щ и и с я тем, что каретка с зажимными элементами и передняя бабка установлены с возможностью перемещения по станине станка, причем передняя бабка снабжена опорами дх1я перемещения по станине и установлена так, что частично перекрывает каретку с зажимными элементами.