Код документа: RU2731851C1
Предполагаемое изобретение относится к области безрельсовых средств и может быть использовано в конструкциях колес автомобилей.
Известен тормозной механизм колеса (колодочный тормоз) автомобиля ГАЗ-51 описанный в книге А.В Карягин, Г.М. Соловьёв. Устройство, обслуживание и правила движения автомобилей. Учеб. пос. для подготовки водителей автомобилей. 4-е изд. перераб. Военное издательство министерства обороны СССР. - М: 1950. - 495 с., и показанный на рис. 209 и представленный на стр. 391-393. Особенностью устройства такого тормоза является то, что обе его тормозные колодки с накладками своими нижними концами шарнирно закреплены на опорном диске, а верхние их концы взаимосвязаны с поршнями гидроцилиндра гидравлической системы управления тормозами. Несмотря на эффективность использования такого тормозного механизма колеса последний обладает существенным недостатком, заключающимся в том, что в процессе эксплуатации автомобиля, за счет повышенного износа накладок тормозных колодок, происходит увеличение зазора между ними и окружной поверхностью тормозного барабана, что приводит к росту их хода и нарушению работы как гидравлической системы управления тормозами, так и ручной при применении его стояночного тормоза.
Известен также тормозной механизм колеса автомобиля ГАЗ-53А описанный в книге Теория и конструкция автомобиля: Учебник для автотранспортных техникумов / В.А. Иларионов, М.М. Морин, Н.М. Сергеев и др. - 2-е изд. перераб. и доп. - М.: Машиностроение. 1985. - 368 с., показанный на рис. 129 и описанный на стр. 256-257. В целом такая конструкция тормоза аналогична вышеописанной и поэтому недостатки их подобны.
Поэтому, целью предполагаемого изобретения является применение в тормозном механизме колеса автомобиля устройства позволяющего в автоматическом режиме работы автомобиля обеспечивать постоянный зазор между наружными поверхностями накладок тормозных колодок и окружной поверхностью тормозного барабана.
Поставленная цель достигается тем, что на одной из колодок в верхней ее части шарнирно установлен, подпружиненный относительно последней плоской пружиной, подвижный в вертикальной плоскости опорного диска стержень снабженный на другом своем конце вилкой с зубом взаимодействующим с ответными зубьями расположенными на криволинейном участке уступа выполненного за одно целое с другой тормозной колодкой причем, упомянутый стержень изготовлен из упругого материала.
На чертежах фиг. 1 показан общий вид тормозного механизма колеса автомобиля, а на фиг. 2 часть узла сопряжения тормозной колодки с деталью ее управления.
Тормозной механизм колеса автомобиля состоит из передней тормозной колодки 1 с помощью шарнира 2 связанной с опорным диском 3 и задней тормозной колодки 4, которая также с помощью другого шарнира 5 присоединена к опорному диску 3. Тормозные колодки 1 и 4 снабжены накладками 6 и связаны между собой как винтовой пружиной растяжения 7, так и рабочим цилиндром 8. На передней тормозной колодке 1 с помощью шарнира 9 установлен стержень 10 подпружиненный плоской пружиной 11 и снабженный на своем конце вилкой 12 с зубом 13 взаимодействующим с зубьями 14 уступа 15 задней тормозной колодки 4. Накладки 6 контактируют с тормозным барабаном 16.
Работает тормозной механизм колеса автомобиля следующим образом. При движении автомобиля все детали тормозного устройства находятся в таком положении, как это показано на фиг. 1 и фиг. 2 при этом, между накладками 6 тормозных колодок 1 и 4 и тормозным барабаном 16 имеются радиальные зазоры δ. Предположим, что накладки 6 являются новыми и в работе механизма еще не участвовали. Понятно, что при движении автомобиля возникла ситуация когда водитель приводит в действие тормозную систему (конструкция и работа подобных приводов подробно описана в аналоге и прототипе) за счет подачи рабочей жидкости в рабочий цилиндр 8, и тогда последний воздействуя на тормозные колодки 1 и 4 перемещает их по стрелке А, что приводит в итоге к контакту последних к тормозному барабану 16 исключая тем самым зазоры δ. В этом случае винтовая пружина растяжения 7 упруго деформируется также по стрелке А, а стержень 10 перемещается совместно с передней тормозной колодкой 1 по стрелке В. Такое перемещение стержня 10 способствует движению в этом же направлении зуба 13, жестко связанного с стержнем 10, так как последний имеет определенную длину
Технико-экономическое преимущество предложенного технического решения в сравнении с известными конструкциями тормозного механизма колеса автомобиля очевидно, так как оно позволяет эффективно, в автоматическом режиме, поддерживать рациональную величину радиальных зазоров размещенных между прокладками тормозных колодок и поверхностью тормозных барабанов.
Тормозной механизм колеса автомобиля состоит из опорного диска, подпружиненных пружиной растяжения друг относительно друга тормозных колодок, установленных шарнирно на нем, и гидроцилиндра управления последними гидравлической тормозной системой автомобиля. На одной из колодок в верхней ее части шарнирно установлен подпружиненный относительно последней плоской пружиной, подвижный в вертикальной плоскости опорного диска стержень, снабженный на другом своем конце вилкой с зубом, взаимодействующим с ответными зубьями, расположенными на криволинейном участке уступа, выполненного за одно целое с другой тормозной колодкой, причем упомянутый стержень изготовлен из упругого материала. Технический результат - обеспечение постоянного зазора между наружными поверхностями накладок тормозных колодок и окружной поверхностью тормозного барабана, что повысит надежность тормозных механизмов колес автомобилей. 2 ил.