(Л
СП
Од U
Фие . 1
диск содержит рабочую 1 и нерабочую 2 торцовые поверхности и риут-
реннюю полость 3 между ними. Во внутренней полости 3 выполнены концент- рично расположенные кольцевые щели
(КЩ) 4, разделенные радиальными перегородками на камеры (К) 6. Внутренняя поверхность каждой К 6 покрыта
пористым материалом (ITM) 7, пропитанным рабочей жидкостью. Высота радиальной перегородки в каждой
КЩ 4 увеличивается в направлении от периферии к центру, а количество радиальных
перегородок в том же направлении уменьшается. На нерабочей торцовой
рабочей поверхности 2 выполнеИзобретение относится к машинострению и в частности к муфтам или тормозам
с внутренним охлаждением,
Цель изобретения - повьпчение ско-
рости охлаждения и увеличение допустимой рабочей частоты вращения путем ускорения движения рабочей ид-
кости от периферии к центру диска.
На фиг,1 изображен тормозной диск
обршй вид; на фиг,2 - разрез А-А на фиг,I.
Тормозной диск содержит рабочую
торцовую поверхность 1, нерабочую торцовую поверхность 2 и внутреннюю
полость 3 между ними. Во внутренней полости 3 выполнены концентрично
расположенные кольцевые щели 4, разделенные радиальными перегородками 5 на камеры 6. Внутренняя поверх-
ность каждой камеры 6 покрыта пористым материалом 7, пропитанным
рабочей жидкостью. На нерабочей торцовой поверхности 2 выполнены ребра
8 охлаждения и концентрично распо- ложенные кольца 9, покрытые пористы материалом 7, пропитанным рабочей
жидкостью. Высота радиальных перегородок 5 в каждой щели 4 увеличиваеся в направлении к центру, а само
количество перегородок 5 в каждой щели 4 в том же направлении уменьшается , в результате чего количество
камер в каждой щели в направлени к центру умешииается.
Тормозной диск работает следующим образом.
При вращении диска рабочая жидкость
под дейс1вием сил инерции отны концентрично распог-оженные кольца
9. При нагревании торцовой рабочей поверхности 1 рабочая
жидкость испаряется с ПМ 7 внутренней поверхности К 6 и конденсируется
на кольцах 9, В К 6 сконденсированная жидкость возвращается по капиллярам ПМ 7, Благодаря выполнению
высоты радиальных перегородок с уменьшением ее в каждой КЩ 4 от центра к периферии уменьшается масса
транспортируемой жидкости и увеличивается скорость охлаждения. Скорость
охлаждения увеличивается и благодаря увеличению количества К 6, 2 ил.
брасывается к периферии каждой щели 4, а возвращается к центру диска
посредством капиллярных сил в пористом материале 7 каждой камеры 6, При
нагревании торцовой рабочей поверхности 1 жидкость испаряется с покрытой
пористым материалом 7 внутренней поверхности камеры 6 и конденсируется
на кольцах 9, Сконденсированная жидкость возвращается в зону испарения
камеры 6 посредством капиллярных усилий пористого материала 7,
Выполнение высоты радиальных перегородок 5 с уменьшением ее в каждой nje
ли 4 от центра к периферии уменьшает высоту столба и массу транспортируемой
жидкости, уменьшая тем самым силы инерции, действующие на эту жидксгсть и препятствующие капиллярным
силам транспортировать охлаждающую жидкость, в результате чего увеличивается
скорость подачи охлаждающей жидкости в зону испарения и, следовательно , скорость охлаждения. Кроме
того, увеличение количества камер 6 к периферии диска уменьшает путь
транспортировки жидкости в зону испарения , что также приводит к увеличению
скорости охлаждения. Уменьшение сил инерции, действующих на охлаждающую
жидкость, в результате уменьшения высоты перегородок 5 в направлении от центра к периферии позволяет
увеличить допустимые рабочие частоты вращения диска. Формула изобретения
Тормозной диск, содержащий две плоские торцовые поверхности, одна
5
из которых выполнена рабочей, и внуреннюю
полость между ними, на периферии которой выполнена колыгевая щель, разделенная радиальными перегородками
, на отдельные камеры, при этом внутренняя поверхность каждой камеры покрыта пористым материа-
ло.м, пропитанным рабочей жидкостью, а на нерабочей торцовой поверхности
выполнены ребра охлаждения, отличающийся тем, что, с целью повышения скорости охлаждения
и увеличения допустимой рабочей частоты вращения путем ускорения движения рабочей жидкости от периферии к
476
центру диска, во внутренней полости
выполнены дополнительные концентрич- но расположенные кольцевые щели с.радиальными
перегородками с высотой, увеличивающейся в каждой последующей приближающейся к центру диска
тели, и с уменьшающимся к центру диска числом упомянутых перегородок в
каждой последующей приближающейся к центру диска щели, при этом на нерабочей
торцовой поверхности вьтолнены концентрично расположенные кольца,
покрытые пористым материалом, пропитанным рабочей жидкостью.