Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в тормозах, требущих интенсивного
отвода тепла.
Цель изобретения - повьш1ение долговечности
путем интенсификации охлаждения .
На фиг.1 показан дисковый тормоз
с охлаждением, поперечный разрез; на фиг.2 - испаритель, конденсато- провод и инжектор.
Тормозной диск с охлаждением содержит жестко связанный с валом 1
герметичный корпус 2 с испарителем 3, расположенным у обоих торцовых поверхностей
4 трения и генерации теплоты , контактирующих с фрикционными накладками колодок 5, конденсатор 6,
находящийся на периферии корпуса 2 диска, паропровод 7 и конденсатопро-
вод 8, соединяющие испаритель 3 и конденсатор 6, лиофильные капиллярно-пористые
дисковые мембраны 9, разделяющие паровой и жидкостный объемы испарителя 3 и конденсатора 6. Лиофильные
капиллярно-пористые дисковые мембраны 9 выполнены в виде коаксиальных колец и расположены по обе строны
от диаметральной плоскости корпуса 2 тормозного диска, а сами лиофильные мембраны 9 с помощью подвижных
периферийных и центральных разделительных участков (диафрагм) 10, выполненных , например, в виде сильфо-
нов, соединены с конденсатором 6 и между собой и образуют конденсатопро
вод 8 в виде коаксиального диска, являющегося одновременно и буферным
объемом, стенки которого в виде подвижных разделительных диафрагм 10
прикреплены к средней части цилиндрической (кольцевой) лиофильной перегородки 11, выполненной также в
0
5
0
5
0
5
0
5
виде лиофильной капиллярно-пористой мембраны, расположенной концентрично оси диска.
На лиофильной капиллярно-пористой мембране 9, образующей стенки конден-
сатопровода 8 укреплен инжектор 12 с паровым и жидкостным каналами 13 и 14,
причем выходное сопло 15 инжектора 12 обращено к поверхности 4 трения и генерации
теплоты, а ускоритель 16 рабочего тела выполнен в виде подпружиненного поршня 17, контактирукхдего
с рабочей жидкостью 18, изменяющей свое агрегатное состояние. На щто-
ке 19 подпружиненного поршня 17 ускорителя 16 укреплен распылитель, выполненный
в виде упругих лепестков 20, установленных с возможностью их поворота вокруг своих осей 21 и
изменения угла их наклона к оси штока 19. К входным отверстиям 22 паровых
каналов 13 смежных инжекторов 12 прикреплены раструбы 23,выполненные
в виде усеченного конуса, центральная ось которого совпадает с осью
вала 1 тормозного диска. Внутренняя поверхность корпуса 2 диска выполнена
рифленой, например в виде пазов 24 различного профиля с высотой, и шагом пазов от 0,1 до 1 мм.
Тормозной диск работает следующим образом.
При вращении j opnyca 2 тормозного диска жидкий теплоноситель 18 находится
в конденсаторе 6 и полностью заполняет крнденсатопровод 8. Кроме
того, жидкий теплоноситель 18 капиллярными силами удерживается в пазах
24 на внутренней рифленой поверхности корпуса 2 диска, в том числе - в испарителе 3.
В условиях эксплуатации сам процесс торможения может быть как
кратковременный, так и длительный с выделением различного количества
теплоты.
При кратковременном торможении под действием генерируемой теплоты
жидкий теплоноситель 18, находящийся в рифленых пазах 24 испарителя 3, меняет
свое агрегатное состояние и из жидкости превращается в пар. При этом от поверхности А трения отводится
генерируемая теплота, которая вместе с парами теплоносителя 18 перемещается в конденсатор 6, где пары
конденсируются, отдавая теплоту оребренной поверхности конденсатора 6, после чего жидкий теплоноситель
18 по рифленым пазам 24 вновь Поступает в испаритель 3 и цикл работы устройства при кратко-
временном торможении повторяется вновь.
При длительном торможении в результате
генерации теплоты значитель30
ное ее количество воспринимается теп- 25 герметичный корпус, частично заполнен-
лоносителем 18 и наступает такой момент , когда давление паров теплоносителя 18 в испарителе 3 превьшает
давление в конденсаторе 6. При этом пар теплоносителя 18 под действием
избыточного давления и центргобежных сил направляется конусообразными раструбами 23 к входному отверстию
22 парового канала 13 инжектора 12. Под действием разрежения в выходном сопле 15 инжектора 12 жидкий
теплоноситель 18 через жидкостной канал 14 инжектора 12 поступает к распылителю, выполненному в виде
35
ный теплоносителем с изменямдимся
агрегатным состоянием, испарители, размещенные со стороны торцовых поверхностей
трения, конденсатор, расположенный на периферии корпуса, паропровод и конденсатопровод, соединяющие
испарители и конденсатор, две дисковые капиллярно-пористые лиофильные мембраны, расположенные соосно
между паропроводом и конденсато- проводом, а также ускоритель теплоносителя , отличающийся
тем, что, с целью повьппения долговечности путем ускорения циркуляции тепупругих лепестков 20, где распыляется и попадает на поверхность 4 трения и генерации теплоты диска. В
испарителе 3 рабочая жидкость 18 превращается в пар и цикл работы устройства
при длительном режиме торможе- 1ШЯ повторяется вновь.
Особенностью работы устройства при длительном торможении является то, что под действием струи жидкого
теплоносителя 18 упругие лепестки 20 распылителя начинают вибрировать
и вибрация через шток 19 передается подпружиненному поршню 17 ускорителя 16, а затем на рабочую жидкость
18, контактирующую с поршнем 17. При этом начинает вибрировать не
только рабочая жидкость 18, но и начинают вибрировать лиофильные капиллярно-пористые
мембраны 9, прикрепленные подвижными разделительными
диафрагмами 10 к конденсатору 6. Вместе с лиофильными мембранами 9 вибрирует и сам корпус инжектора 12,
укрепленный на мембране 9.
Генерируемые колебания, например
ультразвуковые, способствуют ускоренному перемещению жидкого теплоносителя 18 в конденсатопроводе 8 и
интенсифицируют теплообмен в испарителе 3.
пеличина амплитудно-частотных характеристик рабочей жидкости 18 регулируется
ускорителем 16 путем подбора пружины поршня 17 и поворота лепестков оси 21.
20 распылителя вокруг своей
Формула изобретения
1. Тормозной диск с охлаждением,
содержащий жестко связанный с валом
герметичный корпус, частично заполнен-
ный теплоносителем с изменямдимся агрегатным состоянием, испарители,
размещенные со стороны торцовых поверхностей трения, конденсатор, расположенный на периферии корпуса,
паропровод и конденсатопровод, соединяющие испарители и конденсатор, две
дисковые капиллярно-пористые лиофильные мембраны, расположенные соосно
между паропроводом и конденсато- проводом, а также ускоритель теплоносителя , отличающийся
тем, что, с целью повьппения долговечности путем ускорения циркуляции теплоносителя
, он снабжен цилиндрической лиофильной капиллярно-пористой перегородкой
, расположенной между испарителем и конденсатором концентрично оси диска, инжекторами с паровыми и
жидкостными каналами, закрепленными на дисковых лиофильных мембранах, выполненных
в виде коаксиальных колец с сильфонными центральными участками
и периферийными участками, скрепленными с кольцевой перегородкой, конденсатопровод
выполнен в виде цилиндра, торцовые стенки которого образованы дисковыми мембранами, а ускоритель
теплоносителя BijiHonHe в виде подпру иненных поршней со штоками, установленных
внутри инжекторов,распылителей в виде конусных раструбов,ось которых совмещена с осью вращения
диска, установленных на входе в паровые каналы интлекторов ,; закрепленных
на одной и той же лиофильной мембране.
2. Тормозной диск по п.1, отличающийся
тем, что распылитель уско рителя теплоносителя выполнен в виде оси и яакрепленных на ней упругих
лепестков, установленных на UITOK;I : с no мoж locтью поворота вокруг
осей и И1мень ния угла их наклона к оси шток л,
3, Тормозной диск по пп. 1 и 2,
отличающийся тем, что, ьнупреннян поверхность торцовых стенок корпуса выполнена рифленой.