Код документа: SU1294300A3
2.Тормоз ПОП.1, отличаю щ и и с я тем, что внутренняя поверхность каждого паза выполнена в виде части цилиндрической поверхности , а длина дуги упомянутой поверхности превышает длину дуги половины окружности.
3.Тормоз ПОП.1, отличающийся тем, что он снабжен стопорными кольцами, на одном конце каждой цилиндрической направляющей выполнен фланец, а на другом установлено стопорное кольцо.
4.Тормоз ПОП.1, отличающийся тем, что отверстие в опорной детали и сопрягаемая с ним поверх1
Изобретение относится к машиностроению , в частности к тормозам транспортных средств.
Целью изобретения является повьппе- ние надежности путем увеличения долговечности входящих в тормоз деталей.
На фиг. 1 изображен дисковьй тормоз; на фиг.2 - то же, вид сбоку; на фиг.З - нижняя часть тормоза, попереч ный разрез; на фиг.4 - то же, вид сбоку; на фиг.З - тормоз, вид сбоку.
Дисковой тормоз содержит подвижную скобу 1 и воспринимающую крутящий момент неподвижную опорную деталь 2, плечи 3 которой выполнены за одно цет лое с узлом 4 поворотного кулака.
Скоба 1 (фиг.З).соединена с плечами 3 воспринимающими крутящий момент опорной детали 2 посредством двух шлицевых пальцевых соединений скольжения , обозначенных общей позицией
5.Каждое пальцевое соединение 5 скольжения содержит удлиненный палец
6,который выполнен из одной цельной заготовки и который на большей части своей длины имеет одинаковый размер, а на одном конце 7 утолщен, причем утолщенный конец 7 имеет осевое отверстие (не показано), в который ввернут болт, крепящий палец 6 к скобе 1. Палец 6 входит со скольжением в соответствующее глухое .отверстие 8 в цилиндрической направляющей 9 шлицевого соединения . Направляющая 9 закреплена в
ность цилиндрической направляющей выполнены резьбовыми.
5.Тормоз ПОП.1, отличающийся тем, что на наружной поверхности каждой цилиндрической направляющей у опорных пластин фрикционных накладок выполнены кольцевые канавки .
6.Тормоз ПОП.1, отличающийся тем, что отверстие в каждой цилиндрической направляющей выполнено глухим.
7.Тормоз ПОП.1, отличающийся тем, что цилиндрические направлякяцие выполнены из коррозионно-стойкого материала.
пазу 10 опорной детали 2, воспринимающей крутящий момент. В поперечном сечении паз 10 описан дугой большей, чем дуга полуокружности, и, следова- тельно, направляющая 9 пальца, диаметр которой соответствует диаметру паза, может быть вставлена в канавку в осевом направлении, но не может выпасть из открытой части 10. Для ограничения направляющей 9 от осевого перемещения в пазу 10 один конец направлякицей снабжен фланцем 11, а на другом конце направляющей 9 предусмотрено пружинное стопорное кольцо 12, устанавливаемое после установки направляющей в пазу 10. Во время эксплуатации тормоза фланец 11 и утолщенный конец 7 пальца 6 соединены друг с другом резиновым чехлом 13, благодаря чему поверхность скольжения пальца 6 защищена от атмосферного воздействия.
Таким образом, цилиндрическая направляющая 9 пальца может быть выпол5
0
5
0
нена из относительно дорогого коррозионно-стойкого материала, а остальные детели из более дещевого материала . Направляющая 9 может быть выполнена из подходящей для этого пластмассы . В случае износа может быть заменена направляющая 9, а не весь узел поворотного кулака.
Фрикционные накладки 14,15 жестко закреплены на опорных пластинах, причем упомянутые опорные пластины каждого узла находятся в контакте с той частью цилиндрических направляющих 9 пальцев, которая выступает из пазов 10. Таким образом, в случае пов- реждения указанных направляющих для накладок, т.е. направляющих 9 для пальцев, от перегрузки или в случае износа цилиндрические направляющие пальцев можно относительно дешево sa менить, причем для обеспечения плавной работы направляющие накладок также должны быть коррозионно-стойкими.
Вариант осуществления изобретения показанный на фиг. 4 и 5, подобен варианту, показанному на фиг. 1-3.
Разница между вариантом, показанным на фиг. 4 и 5, и вариантом, показанным на фиг.1-3, состоит в конструкции направляющих 9 для пальцев.
Согласно варианта исполнения каждая направляющая 9 ввернута в резьбовое отверстие 16 во втулке 17, закрепленной в воспринимающей крутящий опорный момент детали 2.
Направляющие. 9 пальцев (фиг.1-3) действуют так же, как опоры и как направляющие для опорных пластин фрикционных накладок 14,15, причем для облегчения снятия узла 15 фрик- ционных накладок в наружной поверхности направляющих для накладок, т.е направляющих 9 для пальцев, предусмотрена кольцевая канавка 18, расположенная на ближнем к скобе с ис-. полнительным механизмом конце направляющей 9 и обеспечивающая возможность прохождения через нее боковой грани опорной пластины с фрикционной накладкой 15. Демонтаж опорной плас- тины с фрикционной накладкой 14 с направляющей 9 может быть осуществлен путем ее осевого перемещения относительно направляющей 9. Широкая канавка 19 в наружной поверхности на равляющих 9 позволяет использовать в тормозе больший, чем обычно тормозной диск.
Хотя в описанных вьщ1е двух вариан тах использованы цилиндрические направляющие 9, тем не менее может быть использована любая конструкция направляющей пальца. Например, удобно изготавливать направляющую пальца и накладок из заготовки в виде стержня которую подвергают подходящей механической обработке и заглушают пробкой
Палец 6 может иметь также любое желаемое поперечное сечение, лишь бы оно обеспечивало подходящее сопряжение пальца с отверстием в направляющей пальца.
Дисковый тормоз работает следующим образом.
При включении привода опорные пластины с фрикционными накладками 14,15 сдвигаются вдоль направляющих 9, сжимая расположенный между ними тормозной диск. При выключении тормоза прекращают подачу рабочей среды в цилиндр привода и опорные пла,стины с фрикционными накладками возвращаются в исходное положение, обеспечивая гарантированный зазор между ними и тормозным диском.
При эксплуатации тормоза некоторые детали корродируют под действием атмосферы и их приходится выполнять из коррозионностойкого материала. С тем, чтобы исключить изготовление массивной опорной детали 2 и воспринимающего ударные, реактивные нагрузки пальца из коррозионного материала в конструкции тормоза используется съемная направляющая 9, которая выполняется коррозионностойкой и которая является опорой для скользящих по ней опорных пластин с фрикционными накладками 14 и 15. Для осуществления надежной работы тормоза направляющую выполняют на всю.щирину скобы 1. Для обеспечения соединения скольжения между скобой и воспринимающей крутящий момент деталью использованы два разнесенных пальца 6, прикрепленных к скобе 1 и расположенных в направляющих 9. В каждой из направляющих 9 выполнено осевое глухое отверстие, имеющее диаметр , достаточный для обеспечения возможности скольжения в нем одного из пальцев. Направляющие пальцев ,рас- положены в пазах 10, вьнполненных в неподвижной опорной детали 2, воспринимающей крутящий момент. Эти пазы имеют стенки, описывающие дугу, которая больше, чем дуга полуокружности, и диаметр, соответствующий наружному
диаметру цилиндрических направляющих пальцев. Следовательно, направляющие пальцев могут надежно удерживаться в пазах 10 опорной детали 2. На одном конце каждой направляющей пальца предусмотрен фланец, который вместе с пружинным стопорным кольцом на другом конце направляющей надежно предотвращает осевое перемещение направляющей в пазах, выполненных в опорной детали.
Наружные поверхности направляю- -щих для пальцев 6 поддерживают узлы фрикционных накладок 14 и 15 и действуют как направляющие опорные поверхности для этих узлов, причем
стойкость материала направляющих к коррозии обеспечивает также эффективное направление накладок. Таким образом , если направляющие пальцев перегружены или просто изношены, их можно легко заменить, не заменяя всей воспринимающей крутящий момент опорной детали 2,