Код документа: RU2007125975A
1. Способ регулирования максимальной частоты вращения рабочей машины (12), в частности компрессора в транспортном средстве, причем рабочая машина (12) приводится в действие двигателем (10) через гидродинамическую муфту (11), которая имеет частично или полностью заполненную рабочей жидкостью рабочую полость (3) для передачи крутящего момента с ведущей стороны (11.1) с насосным колесом (1) на ведомую сторону (11.2) с турбинным колесом (2), включающий в себя следующие этапы:
1.1. регистрируют частоту вращения рабочей машины (12), ведомой стороны (11.2) гидродинамической муфты (11), ведущей стороны (11.1) гидродинамической муфты (11) и/или двигателя (10);
1.2. задают максимально допустимое значение частоты вращения и сравнивают его с зарегистрированной частотой вращения;
1.3. при превышении зарегистрированной частотой вращения максимально допустимого значения количество рабочей жидкости в рабочей полости (3) гидродинамической муфты (11) автоматически уменьшают за счет открывания сообщенного с рабочей полостью (3) выпускного отверстия или за счет протекания рабочей жидкости через него, отличающийся тем, что 1.4. уменьшение количества рабочей жидкости в рабочей полости (3) согласно этапу 1.3 осуществляют посредством смещения циркуляционного течения (5) рабочей жидкости в рабочей полости (3) радиально наружу в положение, в котором устье (6.1) выпускного отверстия (6) в рабочей полости (3), предусмотренное для отвода рабочей жидкости из рабочей полости (3), совпадает или, по существу, совпадает с тангенциальным направлением циркуляционного течения (5), так что рабочая жидкость за счет непосредственного натекания в устье (6.1) вытекает из рабочей полости (3), а при частотах вращения вплоть до максимально допустимого значения циркуляционное течение (5) в значительной степени или полностью вытекает через устье (6.1).
2. Способ по п. 1, отличающийся тем, что с помощью рабочей машины (12), выполненной в виде компрессора в транспортном средстве, питают пневмосистему транспортного средства, рабочую машину (12) попеременно включают между рабочим состоянием, в котором ее через частично или полностью заполненную рабочую полость (3) гидродинамической муфты (11) приводят двигателем (10), который одновременно может приводить транспортное средство и выполнен, в частности, в виде ДВС, и исходным состоянием, в котором она через полностью или до заданного остаточного количества рабочей жидкости опорожненную рабочую полость (3) гидродинамической муфты (11) отключена от двигателя (10).
3. Гидродинамическая муфта для осуществления способа по п. 1 или 2, причем муфта содержит 3.1. насосное колесо (1) и турбинное колесо (2), образующие между собой тороидальную рабочую полость (3); 3.2. причем рабочая полость (3) выполнена с возможностью заполнения рабочей средой для передачи крутящего момента с насосного колеса (1) на турбинное колесо (2); 3.3. причем рабочая полость (3) имеет внутри на своей периферийной поверхности устье (6.1) выпускного отверстия (6); 3.4. причем устье (6.1) позиционировано во втором возрастающем квадранте (II) насосного колеса (1), если смотреть в осевом разрезе через рабочую полость (3) в направлении циркуляционного течения (5) в рабочей полости (3).
4. Муфта по п. 3, отличающаяся тем, что на внутренней периферийной поверхности рабочей полости (3), если смотреть в направлении циркуляционного течения (5), перед устьем (6.1), в частности, непосредственно примыкая к устью (6.1), расположен выступ (7).
5. Муфта по п. 4, отличающаяся тем, что выступ (7) имеет форму трамплина, если смотреть в направлении циркуляционного течения (5).
6. Муфта по любому из пп. 3-5, отличающаяся тем, что устье (6.1) расположено в зоне радиальной периферийной поверхности, начинаясь радиально внутри в рабочей камере (3) в насосном колесе (1), между 120 и 150° и, в частности, между 130 и 140°.
7. Муфта по п. 6, отличающаяся тем, что выступ (7) имеет форму трамплина, если смотреть в направлении циркуляционного течения (5).
8. Муфта по п. 7, отличающаяся тем, что устье (6.1) расположено в зоне радиальной периферийной поверхности, начинаясь радиально внутри в рабочей камере (3) в насосном колесе (1), между 120 и 150° и, в частности, между 130 и 140°.