Код документа: RU171528U1
Техническое решение относится к транспортным средствам. Оно касается устройства сцепляющего узла трансмиссии транспортного средства, в частности, автомобиля.
В авторском свидетельстве №1815441, выданном в СССР, а также в заявке №20160042387 на выдачу патента, опубликованной в Корее, показано устройство сцепляющего узла транспортного средства, содержащее две фрикционные муфты, расположенные последовательно друг за другом. Однако такой сцепляющий узел имеет большие осевые размеры, что затрудняет его размещение в трансмиссии транспортного средства. Поэтому для уменьшения осевых размеров сцепляющего узла предпочтительным является концентричное расположение в нем фрикционных муфт, как показано в патентах №№7318512, 7743898, выданных в США.
Более близким аналогом является устройство сцепляющего узла трансмиссии транспортного средства, представленное в патенте №6523657, выданном в США. Это устройство сцепляющего узла трансмиссии транспортного средства содержит меньшую и большую многодисковые фрикционные муфты с гидравлическим управлением. Корпус каждой муфты имеет форму барабана с внутренними зубьями, зацепленными с фрикционными дисками, имеющими наружные зубья, ступицу фрикционных дисков, имеющую форму барабана с наружными зубьями, зацепленными с фрикционными дисками, имеющими внутренние зубья, и опорный диск. Корпус большей фрикционной муфты зацеплен с чашей, соединенной с ведущим валом и зафиксированной стопорными кольцами, установленными в канавках, сделанных внутри корпуса, а ступицы фрикционных дисков связаны с ведомыми валами, которые являются ведущими валами коробки передач. Однако в этом сцепляющем узле отсутствует возможность изменения количества фрикционных дисков, что делает невозможным использование этого сцепляющего узла в транспортных средствах, снабженных двигателями разной мощности.
Задачей является обеспечение возможности использования сцепляющего узла с многодисковыми фрикционными муфтами в трансмиссиях транспортных средств, оборудованных двигателями разной мощности.
Решение задачи расширения возможностей использования сцепляющего узла в трансмиссиях транспортных средств обеспечено тем, что устройство сцепляющего узла трансмиссии транспортного средства содержит меньшую и большую многодисковые фрикционные муфты с гидравлическим управлением посредством гидроцилиндров, образованных корпусами и поршнями муфт. Корпус каждой муфты имеет форму барабана с внутренними зубьями, зацепленными с фрикционными дисками, имеющими наружные зубья, ступицу фрикционных дисков, имеющую форму барабана с наружными зубьями, зацепленными с фрикционными дисками, имеющими внутренние зубья, и опорный диск. Корпус большей фрикционной муфты зацеплен с чашей, соединенной с ведущим валом и зафиксированной стопорными кольцами, установленными в канавках, сделанных внутри корпуса, а ступицы фрикционных дисков связаны с ведомыми валами. Это устройство сцепляющего узла снабжено дополнительным стопорным кольцом, установленным в кольцевой канавке внутри корпуса большей муфты у опорного диска на расстоянии от чаши. При этом внутри корпусов большей и меньшей муфт сделаны дополнительные кольцевые канавки, расположенные напротив опорного диска и имеющие ширину, равную ширине канавки, в которой установлено дополнительное стопорное кольцо.
В этом сцепляющем узле трансмиссии транспортного средства, содержащем меньшую и большую многодисковые фрикционные муфты с гидравлическим управлением посредством гидроцилиндров, образованных корпусами и поршнями муфт, вследствие наличия внутри корпуса большей муфты у опорного диска на расстоянии от чаши кольцевой канавки, в которой установлено дополнительное стопорное кольцо, и наличия дополнительных кольцевых канавок, сделанных внутри корпусов большей и меньшей муфт, при перестановке в упомянутые дополнительные кольцевые канавки стопорных колец достигается возможность уменьшения в сцепляющем узле количества фрикционных дисков, что позволяет использовать этот сцепляющий узел в трансмиссиях транспортных средств с двигателями меньшей мощности.
В этом устройстве сцепляющего узла на ступице корпуса меньшей муфты установлена регулировочная гайка для корректировки силы сжатия пружин, установленных между опорной деталью и поршнем гидроцилиндра меньшей муфты, при изменении количества фрикционных дисков и перестановке стопорного кольца в дополнительную кольцевую канавку. На торце регулировочной гайки сделан кольцевой выступ с пластически изогнутым участком, расположенным в продольном пазу, сделанном в ступице корпуса меньшей муфты. За счет регулирования силы сжатия пружин в сочетании с возможностью изменения количества фрикционных дисков обеспечена возможность изменения величины передаваемого крутящего момента, сохраняя при этом геометрические размеры поршней гидроцилиндров с обеспечением одного и того же давления рабочей жидкости.
На фиг. 1 изображено устройство сцепляющего узла трансмиссии транспортного средства, часть продольного разреза.
На фиг. 2 показана меньшая муфта устройства сцепляющего узла трансмиссии транспортного средства, часть продольного разреза.
На фиг. 3 показано изометрическое изображение соединения гидроцилиндров.
На фиг. 4 показано устройство сцепляющего узла трансмиссии транспортного средства с меньшим количеством фрикционных дисков, часть продольного разреза.
Устройство сцепляющего узла трансмиссии транспортного средства (фиг. 1), содержит меньшую многодисковую фрикционную муфту 1 с гидравлическим управлением посредством гидроцилиндра 2, образованного корпусом 3 и поршнем 4, и большую многодисковую фрикционную муфту 5 с гидравлическим управлением посредством гидроцилиндра 6, образованного корпусом 7 и поршнем 8. Корпус гидроцилиндра 2 меньшей муфты 1, который является корпусом 3 муфты 1, имеет форму барабана с внутренними зубьями, зацепленными с фрикционными дисками 9, имеющими наружные зубья (фиг. 2). Корпус гидроцилиндра 6 большей муфты 5, который является корпусом 7 муфты 5, имеет форму барабана с внутренними зубьями, зацепленными с фрикционными дисками 10, имеющими наружные зубья. Корпус 7 большей фрикционной муфты 5 зацеплен с деталью в виде чаши 11, соединенной с ведущим валом 12. Чаша 11 зафиксирована в корпусе 7 стопорными кольцами 13 и 14, установленными в канавках, сделанных внутри корпуса 7. Напротив фрикционных дисков внутри корпусов 3 и 7 муфт 1 и 5 установлены опорные диски 15 и 16 соответственно. В кольцевой канавке внутри корпуса 7 большей муфты 5 у опорного диска 16 на расстоянии от чаши 11 установлено стопорное кольцо 17. В кольцевой канавке внутри корпуса 3 меньшей муфты 1 у опорного диска 15 установлено стопорное кольцо 18. Внутри корпусов 3 и 7 меньшей 1 и большей 5 муфт сделаны дополнительные кольцевые канавки 19 и 20, расположенные напротив внешней поверхности опорных дисков 15 и 16 соответственно. Они имеют ширину, равную ширине канавки, в которой установлено стопорное кольцо 17. Ступица 21 фрикционных дисков меньшей муфты 1 имеет форму барабана с наружными зубьями, зацепленными с фрикционными дисками 22, имеющими внутренние зубья. Ступица 23 фрикционных дисков большей муфты 5 имеет форму барабана с наружными зубьями, зацепленными с фрикционными дисками 24, имеющими внутренние зубья. Ступицы 21 и 23 фрикционных дисков связаны с ведомыми валами 25 и 26, которые являются входными валами коробки передач трансмиссии.
Меньшая муфта 1 снабжена пружинами 27, установленными между поршнем 4 гидроцилиндра 2 и опорной деталью 28, которая установлена на ступице 29 корпуса 3 меньшей муфты 1 и зафиксирована регулировочной гайкой 30 (фиг. 2). Гайка 30 предназначена для корректировки силы сжатия пружин 27 при перестановке стопорного кольца 18 в дополнительную кольцевую канавку 19. На торце регулировочной гайки 30 (фиг. 3) сделан кольцевой выступ 31 с пластически изогнутым участком 32, расположенном в продольном пазу 33, сделанном в ступице 29 корпуса 3 меньшей муфты 1 (фиг. 2), что обеспечивает надежную фиксацию гайки 30 на ступице 29 корпуса 3 меньшей муфты 1.
Ступица 29 корпуса 3 меньшей муфты 1 установлена на ступице 34 корпуса 7 большей муфты 5 (фиг. 1). Она связана с ней шлицевым соединением и закреплена на ней при помощи фиксатора 35. Фиксатор 35 выполнен в виде резьбовой втулки, ввернутой в ступицу 34 корпуса 7 большей муфты 5. Фиксатор 35 имеет буртик 36, примыкающий к торцу ступицы 29 корпуса 3 меньшей муфты 1. На этом торце ступицы 29 корпуса 3 меньшей муфты 1 сделано радиальное углубление 37, в которое вставлен пластически изогнутый участок 38 буртика 36 (фиг. 3).
Сцепляющий узел трансмиссии транспортного средства работает при попеременной подаче рабочей жидкости под давлением в гидроцилиндры 2, 6.
При включении большей муфты 5 рабочая жидкость под давлением подается в гидроцилиндр 6 (фиг. 1). Под действием давления рабочей жидкости поршень 8 перемещается в осевом направлении, сжимая пружины 39, и прижимает фрикционные диски муфты 5 к опорному диску 16, удерживаемому от осевого перемещения стопорным кольцом 17. За счет действия сил трения между дисками 10 и дисками 24 происходит передача крутящего момента с ведущего вала 12 на ведомый вал 26. При прекращении подачи рабочей жидкости под давлением в гидроцилиндр, пружины 39, разжимаясь, перемещают поршень 8 в исходное положение, расцепляя диски 10 и диски 24 муфты 5. Тогда муфта 5 выключается, вращение дисков 24 и барабана 23 прекращается, и ведомый вал 26 отсоединяется от ведущего вала.
При включении меньшей муфты 1 рабочая жидкость под давлением подается в гидроцилиндр 2. Под воздействием давления рабочей жидкости поршень 4 перемещается в осевом направлении, сжимая пружины 27, и прижимает диски 9 и диски 22 муфты 1 к опорному диску 15, удерживаемому от осевого перемещения стопорным кольцом 18. За счет действия сил трения между дисками 9 и дисками 22 происходит передача крутящего момента с ведущего вала 12 через корпус 7, ступицы 34, 29 и корпус 3 на ведомый вал 25. При прекращении подачи рабочей жидкости под давлением в гидроцилиндр 2 пружины 27, разжимаясь, перемещают поршень 4 в исходное положение, расцепляя диски 9 и диски 22 муфты 1. Муфта 1 выключается, и ведомый вал 25 отсоединяется от ведущего вала 12.
При необходимости использования этого сцепляющего узла в транспортных средствах с двигателями меньшей мощности вынимают по два фрикционных диска из каждой муфты, после чего в меньшей муфте 1 стопорное кольцо 18 устанавливают в канавку 19, а в муфте 5 стопорное кольцо 17 устанавливают в канавку 20 (фиг. 4). После сборки сцепляющего узла регулируют силу сжатия пружин 27 путем вращения гайки 30 (фиг. 2). Затем эту гайку 30 фиксируют путем пластической деформации участка 32, сделанного на ее торце кольцевого выступа, размещенного в продольном пазу 33, сделанном в ступице 29 корпуса 3 меньшей муфты 1. В результате достигается значительная унификация сцепляющих узлов, используемых в трансмиссиях транспортных средств с двигателями разной мощности.
Сцепляющий узел содержит меньшую 1 и большую 5 многодисковые фрикционные муфты с гидравлическим управлением. Каждая муфта содержит корпус, имеющий форму барабана с внутренними зубьями, зацепленными с фрикционными дисками, имеющими наружные зубья, ступицу фрикционных дисков, имеющую форму барабана с наружными зубьями, зацепленными с фрикционными дисками, имеющими внутренние зубья, и опорный диск. Корпус 7 муфты 5 зацеплен с чашей 11, соединенной с ведущим валом 12. Чаша 11 зафиксирована стопорными кольцами 13 и 14, установленными в канавках, сделанных внутри корпуса 7. Ступицы 21 и 23 фрикционных дисков связаны с ведомыми валами 25 и 26. Внутри корпусов 6 и 2 большей 5 и меньшей 1 муфт сделаны дополнительные кольцевые канавки 20 и 19, расположенные напротив опорных дисков 16 и 15.Технический результат - обеспечение возможности использования сцепляющего узла с многодисковыми фрикционными муфтами в трансмиссиях транспортных средств, оборудованных двигателями разной мощности, путем перестановки стопорных колец в дополнительные кольцевые канавки.1 з.п. ф-лы, 4 ил.
Устройство передачи мощности приведения в движение