Код документа: SU402242A3
1
Изобретение относится к области общего машиностроения.
Известны упругие муфты, содержащие корпус , внутри которого установлены подвижно в осевом направлении два кольца, являющиеся цилиндром и поршнем, связанные со ступицей одного из соединяемых валов посредством пружинящи.х металлических дисков. Эти муфты не обладают компенсирующей способностью как в радиальном, так и в окружном направлениях, что является их недостатком .
В предлагаемой упругой муфте, с целью обеспечения компенсации радиальны.к смещений соединяемых валов, ее кольца податливо укреплены на наружных кромках пружинящих дисков посредством эластичных промежуточных элементов, выполненных в виде резиновых втулок, испытывающих напряжения сжатия.
Резиновые втулки могут быть расположены в кольцевом зазоре, образованном внутренней поверхностью расточек жестких втулок, запрессованных в выемках, предусмотренных на наружной кромке каждого пружинящего металлического диска, и наружной поверхностью закрепленных на кольцах муфты соосно-параллельных болтов.
Расточки жестких втулок могут быть выполнены на конус, а резиновые втулки, установленные в них, подвержены аксиальному давлению .
Расточки жестких втулок и обхватываемые ими резиновые втулки могут быть выполнены овальными в поперечном сечении, причем их больщие радиусы могут быть направлены в сторону желаемой большей упругости муфты.
Для повышения упругости металлических дисков в последних могут быть выполнены замкнутые или открытые наружу вырезы.
На фиг. 1 изображена описываемая муфта, упрощенное схематическое продольное сечение; на фиг. 2 - то же, с несколькими упругими пружинящими дисками; на фиг. 3 - то же. вид спереди и поперечный разрез муфты на фиг. 2; на фиг. 4 - узел I на фиг. 2 в увеличенном масштабе; на фиг. 5 - разрез по
А - А на фиг. 4; на фиг. 6 - поперечный разрез муфты, соответствующий фиг. 3, показывающий примеры выполнения эластичных кольцевых дисков, снабженных вырезами. Двухконусная упругая управляемая муфта
(фиг. 1) содержит соединенный с одним из валов (не показан) составной корпус 1, внутри которого расположены подвижно в осевом направлении два кольца 2, взаимодействующие своими конусообразными поверхностями а трения с соответствующими поверхностями б трения на корпусе. Кольца предстаБ.;яют собой цилиндр с поршием, куда вводится жидкая или газообразная среда, переда;о1цая давление н прижимающая поверхности а и б одну к другой; кольца соединены со стуннцей
3посредством одного или нескольких пружинящих в осевом направлении металлических дисков 4 и 5. Диски укреплеиы на ступице посредством распределенных по их внутреннему краю стяжных винтов 6 (фиг. 2), а также упорного кольца 7 и внутреннего приставочного кольца 8, притягиваемых к торцу буртика на ступице.
13 противоположность жесткому креплению внутренних краев дисков 5 наружный край каждого из них по всем сторонам упруго соединен с одним из колец так, что в распределенные по их окружности отверстия плотно вставлена, в каждом случае, одна металлическая втулка 9, которая с укрепленным на кольце болтом 10 образует кольцевой зазор и имеет заполняющую этот кольцевой зазор находящуюся под напряжением сжатия втулку 11 из резины или резиноподобного материала . Пружинящие диски 5 и втулки У с одной стороны, так же как втулки 11 и 9 и болты 10 с другой стороны прочно соединены друг с другом так, чтобы смещения колец но отношению к ступице были возможны только путем эластичных деформаций пружиня1цих дисков 5 и резиновых втулок 11.
В положении покоя, т. е. при ненагруженном узле колец (цилиндра с поршнем), пружинящие диски 5 через резиновые втулки 11 держат кольца на расстоянии от новерхпости б трения корпуса.
На фиг. 2 каждое из движущихся колец муфты соединено со ступицей посредством двух пар параллельпых пружипящих дисков
4и 5, внутренние края которых посредством распределенных по их окружности стяжных винтов 6, наружных упорных колец 7 и проставочных колец 8 притягиваются к наружным кольцевым поверхностям соосного буртика на ступице.
В каждую прорезь 6 наружной окружности пружинящих дисков 5 вставлена одна втулка 9, которая через наружный фланец и внутреннее упорное кольцо плотно затягивается с кольцевым диском 5. Втулки 9 имеют конусообразно сужающуюся в одном направлении прорезь и расположены так, чтобы вставленные в кольцевые диски одной нары втулки своими меньшими отверстиями прилегали одна к другой. Втулки 9 с проходящими через них болтами 10, соединяющими оба кольца, образуют кольцевые зазоры, заполненные резиновыми втулками И, которые находятся под напряжением сжатия. Посредством односторонне выступающих из втулок фланцеобразно расширяющихся наружу концов резиновых втулок И втулки каждой пары пружинящих кольцевых дисков отделены от втулок
соседней пары, как и от обращенных к ни.м торцевых поверхностей движущихся деталей (фиг. 2 и 4).
Папряжение сжатия в резиновых втулках возникает в результате того, что при сборке двух колец предварительно надевают на болты и сперва легко вставляют во втулки 9 резиновые втулки 11, которые путем натягивания стяжных винтов 6 плотно втягиваются во втулки и держатся в них.
Путем специального выиолнения отверстий втулок 9 и обхватываемых ими резиновых втулок 11, например овальными вместо круглых , и юстировки их своими более длинными радиусами в направлении вращения упругость муфты в определенных направлениях, например в направлении вращения, повышать по сравнению с упругостью в других направлениях.
Другая возможность влиять на упругость состоит в том, что, как показано на фиг. 6, пружинящие диски снабжены замкнутыми 12 или открытыми наружу 13 -пазами (вырезами ).
Предмет изобретения
1.Упругая муфта для соединения двух валов , содержащая связанный с одним из валов корпус, снабженный коническими поверхностями трения, внутри которого установлены подвижно в осевом направлении два кольца, являющиеся цилиндром и поршнем, с вводимой между ними под давлением средой, взаимодействующие с корпусом и соединенные с другим валом посредством укрепленного на его ступице одного или нескольких пружинящих металлических дисков, отличающаяся тем, что, с целью компенсации радиальных с.мещений валов, кольца податливо укреплены на наружных кромках пружинящих металлических дисков посредством эластичных промежуточных элементов, выполненных в виде резиновых втулок, испытывающих напряжения сжатия.
2.Муфта по п. 1, отличающаяся тем, что резиновые втулки расположены в кольцевом зазоре, образованном внутренней поверхностью расточек жестких втулок, запрессованных в выемках, предусмотренных на наружной кромке каждого пружинящего металлического диска, и Наружной поверхностью закрепленных на кольцах муфты соосно-параллельных болтов.
3.Муфта по нн. 1 и 2, отличающаяся тем, что расточки жестких втулок выполнены на конус, а резиновые втулки в них подвержены аксиальному давлению.
4.Муфта по пп. 1-3, отличающаяся тем, что расточки жестких втулок и обхватываемые ими резиновые втулки выполнены овальными в поперечном сечении, причем их большие радиусы направлены в сторону желаемой большей упругости муфты. 5
5. Муфта по пп. 1-4, отличаюн{аяся тем,чоских
что, с целью повыи,1ения упругости мсталли-кнутые
О
тиско .. 15 последних пыполпопы зам11 ,411 открытые наружу вырезы.