ния сцепления, вид с торца; на фиг,4 пшй угол к оси ступицы 8, чем поаерхго
же, вид сбоку; на фиг. 5 - кольцо, перспективный вид; на фиг. Ј и 7 - механизм
выключения сцепления в сооран- HQM и рабочем положениях соответственно;
на фиг, 8 - сцепление с демонтиру л емым механизмом выключения сцепления
по фиг. 6 и 7; на фиг, 9 и 10 - механизм выключения сцепления в собранном
виде и в рабочем положении соответстность 1в. Элемент выключения защелки
в виде кольца 20 скользяще расположен и отверстии 17 и упирается в эа- плечик 21,
Ступица 8 (фиг. 9-11) пружины 9 имеет внутреннюю поверхность отверстия
17, выполненного с периферийным пазом в виде канавки 22. В последней
установлена защелка в виде пружинноСтупица 8 (фиг. 9-11) пружины 9 имеет
внутреннюю поверхность отверстия 17, выполненного с периферийным пазом в виде канавки 22. В последней
установлена защелка в виде пружинновенно; на фиг. 11 - сцепление с демон-25 го кольца 23, имеющего скошенную кром3
3
тируемым механизмом выключения сцепления по фиг, 9 и 10j на Фиг. 12 и
13 механизм выключения сцепления в собоанном и рабочем положениях соответственно:
на фиг, 14 - сцепление с демонтируемым механизмом выключения сцепления по фиг. 12 и 13j на фиг, 15 -
механизм выключения сцепления с более сложной формой канавки вала; на 4мг, 16-
механизм выключения сцепления со спиральной пружиной.
Фрикционное сцепление содержит нажимной диск 1 (фиг. 1 , изображен .в отведенном
положении) для выключения ведомого диска 2 при помощи механизма 3 выключения сцепления. Сила выключения
сцепления, прилагаемая в направлении стрелки А к элементу 4 выключения «
сцепления, передается через подшипник 5, первый элемент в виде короткого-полого
вала 6 и защелку 7 в виде стопорного кольца к второму элементу в виде ступицы 8 пружины 9 сцепления.
Вал 6 (фиг, 2-8) изготовлен с пери- } ферийной канавкой 10, в которой распо-с
ложена защелка в виде стопорного кольца 7, изготовленного из полосы стали,
которая имеет дополнительные ступенеобразные концы 11 и согнута в круглую
4
форму в виде прорезного кольца. Выполнение
кольца 7 прорезным облегчает его установку в канавке 10. Кольцо 7 изготовлено
с двенадцатью парами осевых прорезей 12, которые оканчиваются сниность 1в. Элемент выключения защелки в виде кольца 20 скользяще расположен и отверстии 17 и упирается в эа-
плечик 21,
Ступица 8 (фиг. 9-11) пружины 9 имеет
внутреннюю поверхность отверстия 17, выполненного с периферийным пазом в виде канавки 22. В последней
установлена защелка в виде пружинно го кольца 23, имеющего скошенную кром
ку 24. Вал 6 несет на себе подшипник 5 выключения сцепления (фиг. 11), Ле-
вый конец вала 6 выполнен со скосом 25 для сцепления со скосом 24 наружного
кольца 23. На левой части 26 вала 6 с уменьшенным диаметром выполнен паз в виде периферийной канавки
27, имеющей вертикальную стенку 28 и усеченно-коническую стенку 29, а на
ступенчатой части 30 вала 6 скользяще расположен элемент выключения засд
0
55
щелки в виде цилиндрического кольца 20, Наружный диаметр кольца 20 такой
же, как и вала 6, и кольцо 20 с левой стороны имеет усеченно-коническую
кромку 31, примыкающую к стенке 29 канавки 27. i
Ступица 8 (фиг, 12-16) пружины 9 вставлена в отверстие 32 в вале 6,
который соединен с внутренним кольцом подшипника выключения сцепления (не
показан). Наружная поверхность ступицы 8 пружины 9 изготовлена с периферийной
канавкой 33, вмещающей в себя пружинное кольцо 34, согнутое так, чтобы в нормальном положении, имея
больший внутренний диаметр, чем у ступицы 8 пружины 9 (фиг. 14 и фиг, 12),
полностью удерживаться в канавке 33 при помощи муфты в виде расширенной
металлической втулки 35 с осевой остаточной деформацией. Вал 6 имеет на
своей внутренней периферии первый паз в виде канавки 36 и смежный дополни5is
тельный паз в виде второй более глубокой канавки 37. Левый край отверстия
32 имеет скос 38, а вал 8 - запле- . чик 39.
Канавка 36 может быть аксиально
длиннее, чем толщина пружинного кольца 34, чтобы уменьшить риск проскальзывания
кольца 34 в канавку 37, если во время сборки приложена -сила, доста- i-очная для легкого сжатия втулки 35.
Поэтому между двумя канавками 36 и 37 мо- жет быть предусмотрен небольшой внутренний
заплечик 40, поверх которого пружинное кольцо 34 может пройти перед его размещением в канавке 37.
Вместо втулки 35 может быть использована спиральная пружина 41 сжатия,
8таком случае пружина 41 сжатия повторно используется при повторной coop ке.
Хотя защелка 7 (фиг, 1-8) расположена на валу 6 для сцепления с выточкой
в ступице 8 пружины 9, она может
быть расположена в ступице 8 пружины
9для сцепления с канавкой 16 на валу 6. Подобным образом каждая защелка
23 и 34 (фиг. 9-16) располагается на валу 6 для сцепления с канавкой 22 или 36 в ступице 8 пружины 9.
При эксплуатации сцепления (фиг, 1- 8) вал 6 вставляется в отверстие 17 -
и передвигается аксиально в направлении стрелки Б. Подобное перемещение
заставляет фиксирующие элементы 14 перемещаться внутри к канавке 10, пока
они не имеют возможность свободно защелкнуться наружу в канавку 16. Усиие
выключения сцепления в направлении стрелки В может затем быть передано
ступице 8 через фиксирующие элементы 14, которые прижаты к поверхности
19канавки 16,
Для отделения выключающего элемента
и ступицы вал передвигается далее направлении стрелки Б так, что фиксирующие
элементы 14 принудительно пеемещаются внутрь к канавке 10 при по-
мощи правого конца кольца 20, Перемеение в направлении стрелки Б продолжается
до тех пор, пока включающий подипник 5 на валу 6 не упирается в ступицу 8 пружины 9, В этом положении
иксирующие элементы 14 находятся внути кольца 20 и вал 6 вместе с кольцом
20может быть извлечен из отверстия 17 (фиг. 8), Кольцо 20 может затем быть
спользовано для повторной сборки.
7707
Для сборки вала 6 и ступицы 8 пружины 9 (фиг, 9-11) вал 6 перемещается
в направлении стрелки Г в отверстие 17 так, что пружинное кольцо 23 скользит
по скосу 25 и защелкивается в канавке 27 (фиг. 10). Усилие выключения
сцепления, прилагаемое к валу 6 в направлении -стрелки Д, заставляет стенку
Q 28 канавки 27 сцепляться с нескошенной стенкой пружинного кольца 23 и за счет
этого сцепление выключается,
Чтобы иметь возможность разделить
вал 6 и ступицу 8 пружины 9, вал 6 15 принудительно перемещается опять в
направлении стрелки Д так, что вал 6 перемещается влево и пружинное кольцо
23 скользит по стороне 29 канавки и левой поверхности 31 кольца 23 пр20
ка оно не остановится и не зажмется на наружной поверхности кольца 20
(фиг, 11), Затем вал 6 может быть просто извлечен через кольцо 20, ос-
тавляя его в отверстии 17. Кольцо 20 25 затем может быть легко извлечено из j,
отверстия 17 для вторичного использования в сборке.
0
Для сборки ступицы 8 и вала 6 (фиг. 1-2-16) вал 6 двигается по ступице
8 в напраапении стрелки Е так, что левый конец вала 6 толкает расширенную
металлическую втулку 35 вдоль ступицы 8, пока она не сцепится с заплечиками 39. При достижении этого
5 положения пружинное кольцо 34 защелкивается наружу в канавку 36 (фиг, 13).
Расширенная металлическая втулка 35 действует как останов для задерживания
дополнительного перемещения в нап- равлении стрелки Е. Как только пружин-
i ное кольцо 34 располагается в к анавке 36, усилия выключения сцепления (направление
стрелки Ж) могут быть переданы от вала 6 к ступице 8 пружины 9,
5- - Для
отделения вала 6 и ступицы 8 в направлении стрелки Е к валу 6 прикладывается усилие, достаточное для
деформации расширенной металлической втулки 35 так, что она может передвигаться
влево достаточно, чтобы пружинное кольцо 34 целиком вышло из канавки 33 и защелкнулось в канавку 37,
Затем вал 6 может быть отсоединен от ступицы 8. Пружинное кольцо 34 может
быть извлечено для повторной сборки, а деформированная расширенная металлическая
втулка 35 заменена- на новую.
71577707
Формула изобретения
1. Фрикционное сцепление для транспортного
средства, содержащее механизм расцепления сцепления, включающий а себя первый элемент, установленный
на нем подшипник выключения сцепления , второй элемент, неподвижно закрепленный
в осевом направлении на пру-1
жине сцепления, и защелку, установленную
с возможностью осевого перемещения первого элемента относительно второго
в направлении, противоположном направлению действия силы выключения сцепле- верстием для размещения защелки с возг
ния, и с возможностью осевой фиксации первого элемента относительно второго
элемента в направлении действия силы выключения сцепления на второй эле- мент, отличающееся тем, JQ
что, с целью повышения надежности, оно снабжено элементом выключения эа-
щелки, расположенным на расстоянии от защелки, причем элемент выключения защелки
выполнен с поверхностью, распо-75 ложенной с возможностью контакта с защелкой
в направлении перемещения первого элемента,, противоположном направлений выключения сцепления, при этом
первый элемент выполнен со смежными п поверхностями, которые расположены с
возможностью перемещения первого элемента от второго элемента в направлении выключения сцепления,
2, Сцепление по п, отличающееся тем, что,элемент выключения
защелки расположен на одном из .указанных выше первом и втором элементах .
,-35
мсжностью ее выключения при перемещении
первого элемента в направлении, являющемся продолжением направления выключения сцепления,
6,Сцепление поп, 2., отлича- ю яГ е е с я тем, что защелка выполнена
упругой и установлена на втором элементе с возможностью размещения ее
в выполненном в первом элементе пазу, а элемент выключения защелки установлен
на первом элементе и выполнен в виде кольца с внутренней поверхностью,
расположенной с возможностью плотного контакта с поверхностью защелки при
направлении перемещения первого элемента , являющемся продолжением направления выключения сцепления,
7,Сцепление по пп, 1-3, о т л и- чающеесятем, что оно снабжено
деформирующимся прокладочным средст-. вом, защелка в виде упругого сцепляющего
средства установлена с возможностью размещения ее в указанном пазу при перемещении первого элемента в
направлении, противоположном направлению выключения сцепления на расстояние
, соответствующее деформации прокладочного средства, причем элемент
выключения защелки выполнен в виде участка первого элемента с дополнительным
пазом, а деформирующееся прокладочное средство выполнено в виде муфты
, имеющей дсевую остаточную деформацию и установленную на втором элементе соосно с первым.
3, Сцепление по п, 2, о т л и ч а- ю щ е е с я тем, что защелка установлена
на первом элементе и выполнена в виде упругого сцепляющего средства, которое размещено в выполненном во
втором элементе пазу, элемент выключения защелки установлен с возможностью
контакта с поверхностью упругого сцепляющего средства при направлении
перемещения первого элемента, являю8
щемся продолжением направления выключения
сцепления,
4,Сцепление по п, 3, о т л и ч а-
ю щ е е с я тем, что защелка,выполнена кольцеобразной и с осевыми прорезями
, при этом между двумя осевыми прорезями выполнен наклонный участок с
образованием упругого расцепляющего средства,
5,Сцепление по п. 4, отличающее
с я тем, что элемент выключения защелки выполнен в виде установленного на втором элемент кодьца с от
Q 5
п 35
40
45
мсжностью ее выключения при перемещении первого элемента в направлении,
являющемся продолжением направления выключения сцепления,
6,Сцепление поп, 2., отлича- ю яГ е е с я тем, что защелка выполнена упругой и установлена на втором
элементе с возможностью размещения ее в выполненном в первом элементе пазу,
а элемент выключения защелки установлен на первом элементе и выполнен в
виде кольца с внутренней поверхностью,i расположенной с возможностью плотного
контакта с поверхностью защелки при направлении перемещения первого элемента
, являющемся продолжением направления выключения сцепления,
7,Сцепление по пп, 1-3, о т л и- чающеесятем, что оно снабжено деформирующимся прокладочным средст-.
вом, защелка в виде упругого сцепляющего средства установлена с возможностью
размещения ее в указанном пазу при перемещении первого элемента в
направлении, противоположном направлению выключения сцепления на расстояние
, соответствующее деформации прокладочного средства, причем элемент
выключения защелки выполнен в виде участка первого элемента с дополнительным
пазом, а деформирующееся прокладочное средство выполнено в виде муфты
, имеющей дсевую остаточную деформацию и установленную на втором элементе соосно с первым.
74
фиг г
фиг 1
73.
;з/4
72
/5
11с
Фиг.Ґ
Фиг 5
-8
Фиг 7
ФигЗ
фие 10
Фиг ff
/
фиг 13
1577707
Фие. 14