2 3
Ш |„
Изобретение относится к мапшнострое-
нию, в частности к транспортному маи1и- ностроению, и может быть использовано в
коробках передач транспортных средств.
Цель изобретения - повышение долговечности
нутем обеспечения синхронизации в широком диапазоне ускорений вала.
На чертеже изображен синхронизатор, продольный разрез.
Синхронизатор содержит зубчатую нолу- муфту 1, выполненную с отверстиями 2 и
фасками 3 и установленную на валу коробки передач (не показана) соосно с зубчатыми
колесами (не показаны), фрикционные кольца 4, пальцы 5 с кольцевыми выточками 6
и скосами 7. Пальцы 5 соединены с фрикционными кольцами 4 и размещены в отверстиях
2 с возможностью взаимодействия скосами 7 с фасками 3. Имеется по крайней
мере один дополнительный палец 8 с кольцевой выточкой 9 и скосами 10, установленный
в отверстии 2 с зазором 11 относительно торцов фрикционных колец 4 с возможностью
радиального и тангенциального перемещения относительно них.
Синхронизатор работает следующим образом .
Для включения передачи перемещают полумуфту 1 в направлении зубчатого колеса
(не показано). Под действием центробежной силы и инерционной силы, возникающей
при изменении углового ускорения вала, дополнительный палец 8 прижимается скосами
10 к фаске 3 отверстия 2 зубчатой полумуфты 1 и перемешает фрикционные
кольца 4 до унора их во фрикционную поверхность зубчатого колеса (не показано).
Под действием возникшего момента трения фрикционные кольца 4 разворачиваются относительно
полумуфты 1, скосы 7 пальцев 5 упираются в фаски 3 отверстий 2 и дальнейшее
продвижение полумуфты 1 становится невозможным. В случае, когда транспортное
средство движется с замедлением (подъем, песок), усилие прижатия скосов 7
пальцев 5 к фаскам 3 уменьшается и может .менять знак. При этом включение низшей
передачи происходит при незаблокированном синхронизаторе, но усилие прижатия скосов
10 пальцев 8 к фаскам 3, возникающее под действием углового ускорения, препятствует
осевому продвижению пальцев 5 в отверстиях 2 полумуфты 1, а на фрикционное
кольцо 4 действует та же сила, под действием которой происходит перемещение
полумуфты 1, и на фрикционных поверхностях фрикционного кольца 4 и зубчатого
колеса (не покзано) сохраняется момент трения, максимальная величина которого
ограничивается силой прижатия скосов
10 пальцев 8 к фаскам 3. Величина этой
силы определяется массой па.чьцев 8, радиусом их расположения, угловой скоростью и
ускорением полумуфты 1, а также углом наклона скосов 10 пальцев 8 и фасок 3
отверстия 2 полумуфты 1. При превыц ении осевым усилием на полумуфте 1 величины
усилия прижатия скосов 10 к фаскам 3 пальцы 8 смещаются к центру отверстий 2,
полумуфта 1 перемещается в сторону фрикционного кольца 4 и входит в зацепление с
полумуфтой зубчатого колеса (не показано). Передача включена.
Таким образом, если замедление вала (не показан), на котором установлен синхронизатор
, превыщает величину, при которой прекращается блокирующее действие
скосов 7 пальцев 5, синхронизатор автоматически превращается в синхронизатор простого
действия. При этом полное выравнивания угловых скоростей соединяемых
звеньев может и не произойти, но энергия удара при включении полумуфт будет значительно
меньше. При движении без замедления пальцы 8 выполняют функцию фиксаторов
, а синхронизатор работает в инерционно запираемом режиме.
В машинах с большим передаточным числом трансмиссии (внедорожные машины, например
тракторы) при изменении скорости движении имеют место значительные угловые
ускорения валов коробки передач, что
приводит к ненадежной работе инерционно
запираемого синхронизатора, и г.рименение предлагаемого синхронизатора в данном случае
позволяет значительно ослабить удар при переключении передач.
35
Формула изобретения
Синхронизатор, содержащий зубчатую
муфту, имеющую полумуфту, выполненную в виде диска с отверстиями, имеющими фаски,
Q фрикционные кольца, пальцы с кольцевыми выточками, соединенные с фрикционными
кольцами и размешенные в отверстиях диска с возможностью взаимодействия с фасками
, по крайней мере один дополнительный палец, выполненный с кольцевой выточ5
кой и размещенный в отверстии диска с возможностью взаимодействия с фасками и
радиального перемещения, отличающийся тем, что, с целью повышения долговечности
путем обеспечения синхронизации в щироком диапазоне ускорений, донолнитель0
ный палец установлен с зазором относительно торцов фрикционных колец и с возможностью
свободного радиального и тан генциального перемещений относительно диска.