Код документа: RU2002129876A
1. Агрегат сцепления, содержащий входную деталь, соединяемую с двигателем, и два диска сцепления, соединенные каждый с ведущим валом, причем первый диск сцепления со своими фрикционными накладками установлен с возможностью осевого зажатия между первым нажимным диском, соединенным с входной частью без возможности вращения относительно нее, и первым ведомым диском, соединенным с кожухом сцепления без возможности вращения относительно указанного кожуха, а второй диск сцепления со своими фрикционными накладками установлен с возможностью осевого зажатия между вторым нажимным диском, соединенным с входной частью без возможности вращения относительно нее, и вторым ведомым диском, соединенным с кожухом сцепления без возможности вращения относительно указанного кожуха и аксиально предусмотренным между вторым диском сцепления и основанием кожуха, отличающийся тем, что предусмотрено регулировочное устройство, компенсирующее износ фрикционных накладок обоих дисков сцепления.
2. Агрегат сцепления по п.1, отличающийся тем, что первый ведомый диск соединен с кожухом сцепления с возможностью ограниченного осевого перемещения.
3. Агрегат сцепления по п.1 или 2, отличающийся тем, что второй ведомый диск соединен с кожухом сцепления с возможностью ограниченного осевого перемещения.
4. Агрегат сцепления по любому из пп.1-3, отличающийся тем, что он выполнен в виде двух сцеплений, параллельно включенных в отношении своего срабатывания.
5. Агрегат сцепления по любому из пп.1-4, отличающийся тем, что сцепления выполнены с возможностью автоматического срабатывания посредством устройства управления.
6. Агрегат сцепления по любому из пп.1-5, отличающийся тем, что он выполнен в виде двухдискового сцепления.
7. Агрегат сцепления по любому из пп.1-6, отличающийся тем, что первое сцепление выполнено с возможностью срабатывания посредством первого элемента срабатывания, а второе сцепление посредством второго элемента срабатывания.
8. Агрегат сцепления по любому из пп.1-7, отличающийся тем, что первый и второй элементы срабатывания выполнены в виде детали по типу тарельчатой пружины или диафрагмы.
9. Агрегат сцепления по любому из пп.1-8, отличающийся тем, что первый и второй элементы срабатывания создают натяжение в направлении включения первого и второго сцеплений и выключение сцеплений осуществляется за счет срабатывания элементов срабатывания.
10. Агрегат сцепления по любому из пп.1-3, отличающийся тем, что первый элемент срабатывания радиально внешней зоной нагружает первый ведомый диск и расположенными радиально дальше внутри зонами опирается через кольцеобразный распорный элемент на второй элемент срабатывания.
11. Агрегат сцепления по любому из пп.1-10, отличающийся тем, что кольцеобразный распорный элемент аксиально опирается на первый и второй элементы срабатывания, причем диаметр опирания первого элемента срабатывания отличается от диаметра опирания второго элемента срабатывания.
12. Агрегат сцепления по любому из пп.1-11, отличающийся тем, что кольцеобразный распорный элемент аксиально опирается на первый и второй элементы срабатывания, причем диаметр опирания первого элемента срабатывания больше диаметра опирания второго элемента срабатывания.
13. Агрегат сцепления по любому из пп.1-12, отличающийся тем, что второй элемент срабатывания радиально внешней зоной нагружает второй ведомый диск и расположенными радиально дальше внутри зонами опирается через кольцеобразный промежуточный элемент на функциональный элемент в виде тарельчатой пружины или мембраны.
14. Агрегат сцепления по любому из пп.1-13, отличающийся тем, что первый и второй элементы срабатывания содержат кольцеобразное, упруго деформируемое тело, от которого проходят направленные радиально внутрь рычагообразные зоны срабатывания.
15. Агрегат сцепления по любому из пп.1-14, отличающийся тем, что первый и второй элементы срабатывания выполнены с возможностью срабатывания через их расположенную радиально внутри зону посредством первого и второго устройств срабатывания.
16. Агрегат сцепления по любому из пп.1-15, отличающийся тем, что первое и второе устройства срабатывания расположены аксиально на обращенной от дисков сцепления стороне элементов срабатывания.
17. Агрегат сцепления по любому из пп.1-16, отличающийся тем, что функциональный элемент радиально внешней зоной нагружает выполненную в виде контропоры опору для второго элемента срабатывания, а расположенной радиально дальше внутри зоной опирается на кожух (211) сцепления с возможностью поворота, однако без возможности перемещения в осевом направлении.
18. Агрегат сцепления по любому из пп.1-17, отличающийся тем, что функциональный элемент образует составную часть компенсирующего износ фрикционных накладок дисков сцепления регулировочного устройства, которое практически постоянно нагружает усилием ведомые диски посредством элементов срабатывания.
19. Агрегат сцепления по любому из пп.1-18, отличающийся тем, что радиальная зона функционального элемента, поддерживающая контропору для второго элемента срабатывания, выполнена с возможностью осевого перемещения в зависимости от износа фрикционных накладок.
20. Агрегат сцепления по любому из пп.1-19, отличающийся тем, что регулировочное устройство выполнено с возможностью компенсации износа фрикционных накладок обоих дисков сцепления.
21. Агрегат сцепления по любому из пп.1-20, отличающийся тем, что при срабатывании первого и/или второго элементов срабатывания создается усилие, направленное навстречу опорному усилию, созданному нагружающим контропору функциональным элементом.
22. Агрегат сцепления по любому из пп.1-21, отличающийся тем, что при износе накладок усилие, создаваемое первым и/или вторым элементом срабатывания при его срабатывании на функциональный элемент, возрастает и превышает созданную им реакцию опоры (сила реакции).
23. Агрегат сцепления по любому из пп.1-22, отличающийся тем, что усилия срабатывания обоих сцеплений действуют на функциональный элемент суммарно.
24. Агрегат сцепления по любому из пп.1-23, отличающийся тем, что при обусловленном износом накладок возрастании усилия срабатывания, поддерживающая контропору зона функционального элемента аксиально смещается в направлении нажимного диска.
25. Агрегат сцепления по любому из пп.1-24, отличающийся тем, что при смещении образующей контропору зоны функционального элемента уменьшается усилие срабатывания первого и/или второго элемента срабатывания.
26. Агрегат сцепления по любому из пп.1-25, отличающийся тем, что образующая контропору зона функционального элемента смещается, пока не установится равновесие между усилиями срабатывания первого и/или второго элемента срабатывания и созданной функциональным элементом реакцией опоры.
27. Агрегат сцепления по любому из пп.1-26, отличающийся тем, что первый и второй элементы срабатывания имеют, по меньшей мере, в части диапазона срабатывания нисходящую характеристику усилия.
28. Агрегат сцепления по любому из пп.1-27, отличающийся тем, что функциональный элемент для создания реакции опоры образует аккумулятор энергии, у которого, по существу, усилие постоянно в предусмотренном диапазоне регулирования.
29. Агрегат сцепления по любому из пп.1-28, отличающийся тем, что функциональный элемент выполнен в виде тарельчатой пружины, служащей в качестве датчика усилия, которая образует аксиально упругую, подпружиненную в направлении кожуха сцепления контропору.
30. Агрегат сцепления по любому из пп.1-29, отличающийся тем, что регулировочное устройство, компенсирующее износ фрикционных накладок дисков сцепления, содержит компенсационное устройство, действующее между кожухом сцепления и первым элементом срабатывания.
31. Агрегат сцепления по любому из пп.1-30, отличающийся тем, что компенсационное устройство содержит элемент, который на своей обращенной к первому элементу срабатывания стороне несет ответную опору, выполненную с возможностью осевого смещения в направлении нажимных дисков и фиксации во встречном направлении.
32. Агрегат сцепления по любому из пп.1-31, отличающийся тем, что ответная опора, находящаяся между кожухом сцепления и первым элементом срабатывания, подпружинена в направлении нажимного диска.
33. Агрегат сцепления по любому из пп.1-32, отличающийся тем, что ответная опора регулируется в соответствии со смещением подпружиненной опоры, образующей контропору для второго элемента срабатывания.
34. Агрегат сцепления по любому из пп.1-33, отличающийся тем, что регулирование реализуется посредством кольцеобразной детали, аксиально нагруженной первым и вторым элементами срабатывания, по меньшей мере, при их несрабатывании.
35. Агрегат сцепления по любому из пп.1-34, отличающийся тем, что компенсационное устройство имеет поднимающиеся в осевом направлении регулировочные площадки.
36. Агрегат сцепления по любому из пп.1-35, отличающийся тем, что регулировочные площадки выполнены на кольцеобразной детали.
37. Агрегат сцепления по любому из пп.1-36, отличающийся тем, что кольцеобразная деталь несет ответную опору.
38. Агрегат сцепления по любому из пп.1-37, отличающийся тем, что площадки набегания взаимодействуют с соответствующими ответными площадками набегания.
39. Агрегат сцепления по любому из пп.1-38, отличающийся тем, что ответные площадки набегания выполнены на кольцеобразной детали, которая расположена между деталью, несущей площадки набегания, и кожухом сцепления.
40. Агрегат сцепления по любому из пп.1-39, отличающийся тем, что ответные площадки набегания выполнены непосредственно в радиально проходящих зонах кожуха.
41. Агрегат сцепления по любому из пп.1-40, отличающийся тем, что компенсационное устройство, если смотреть в направлении выключения фрикционного сцепления, действует подобно механизму свободного хода, однако в направлении, противоположном направлению выключения, оно выполнено самостопорящимся.
42. Агрегат сцепления по любому из пп.1-41, отличающийся тем, что, по меньшей мере, площадки набегания имеют угол подъема 5-20°, предпочтительно 8-12°.
43. Агрегат сцепления по любому из пп.1-42, отличающийся тем, что площадки набегания имеют угол подъема, который вызывает самостопорение за счет фрикционного сцепления площадок набегания с ответными площадками набегания другой детали.
44. Агрегат сцепления по любому из пп.1-43, отличающийся тем, что, по меньшей мере, несущая площадки набегания деталь и/или деталь, несущая ответные площадки набегания или ответные зоны набегания, подпружинена в направлении регулирования.
45. Агрегат сцепления по любому из пп.1-44, отличающийся тем, что компенсационное устройство содержит, по меньшей мере, один выполненный с возможностью перемещения регулировочный элемент.
46. Агрегат сцепления по любому из пп.1-45, отличающийся тем, что компенсационное устройство действует в зависимости от частоты вращения.
47. Агрегат сцепления по любому из пп.1-46, отличающийся тем, что компенсационное устройство блокируется в зависимости от частоты вращения.
48. Агрегат сцепления по любому из пп.1-47, отличающийся тем, что компенсационное устройство заблокировано при частотах вращения выше 1000 мин-1.
49. Агрегат сцепления по любому из пп.1-48, отличающийся тем, что компенсационное устройство действует при частоте вращения холостого хода или частотах вращения ниже частоты вращения холостого хода.
50. Агрегат сцепления по любому из пп.1-49, отличающийся тем, что компенсационное устройство активировано практически при нулевой частоте вращения.
51. Агрегат сцепления по любому из пп.1-50, отличающийся тем, что детали компенсационного устройства, имеющие площадки набегания и/или ответные площадки набегания или ответные зоны набегания и перемещающиеся относительно кожуха, нагружены пружиной.
52. Агрегат сцепления по любому из пп.1-51, отличающийся тем, что усилие, развиваемое пружиной, создает силу в направлении периферии.
53. Агрегат сцепления по любому из пп.1-52, отличающийся тем, что оказывающий реакцию опоры функциональный элемент образует выполненную в виде контропоры опору для второго элемента срабатывания.
54. Агрегат сцепления по любому из пп.1-53, отличающийся тем, что между фрикционными накладками, по меньшей мере, одного из дисков сцепления установлена пружина.
55. Агрегат сцепления по любому из пп.1-54, отличающийся тем, что предусмотренные между фрикционными накладками дисков сцепления пружины имеют характеристику ход-усилие, которая по ходу пружин приближена к характеристике ход-усилие того усилия, которое элементы срабатывания оказывают на нажимные диски.
56. Способ срабатывания содержащего несколько дисков сцепления агрегата сцепления, который содержит компенсирующее износ фрикционных накладок дисков сцепления регулировочное устройство, такого как саморегулирующееся двухдисковое сцепление, причем сцепления, образованные дисками сцепления, выполнены с возможностью автоматического срабатывания посредством устройства управления, отличающийся тем, что износ фрикционных накладок дисков сцепления регистрируют и/или, при необходимости, воздействуют на него.
57. Способ по п.56, отличающийся тем, что достигают, по меньшей мере, такой же большой износ фрикционных накладок.
58. Способ по любому из п.56 или 57, отличающийся тем, что износ фрикционных накладок дисков сцепления определяют, по меньшей мере, репрезентативно.
59. Способ по п.58, отличающийся тем, что износ фрикционных накладок определяют для каждого диска сцепления.
60. Способ по п.58, отличающийся тем, что измеряют износ фрикционных накладок дисков сцепления.
61. Способ по п.58, отличающийся тем, что износ фрикционных накладок дисков сцепления вычисляют.
62. Способ по п.61, отличающийся тем, что износ фрикционных накладок дисков сцепления вычисляют на основе введенной энергии.
63. Способ по п.62, отличающийся тем, что вычисленный ввод энергии зависит, по меньшей мере, от частоты вращения проскальзывания сцепления.
64. Способ по п.62, отличающийся тем, что вычисленный ввод энергии зависит, по меньшей мере, от момента трения сцепления.
65. Способ по п.62, отличающийся тем, что вычисленный ввод энергии зависит от коэффициента износа.
66. Способ по п.65, отличающийся тем, что коэффициент износа зависит от температуры.
67. Способ по п.62, отличающийся тем, что вычисленный ввод энергии зависит от температуры сцепления.
68. Способ по п.67, отличающийся тем, что измеряют температуру сцепления.
69. Способ по п.67, отличающийся тем, что температуру сцепления вычисляют посредством температурной модели.
70. Способ по п.61, отличающийся тем, что износ фрикционных накладок дисков сцепления определяют посредством статистической оценки характеристических параметров.
71. Способ по п.70, отличающийся тем, что, по меньшей мере, один характеристический параметр касается точки схватывания сцепления.
72. Способ по п.70, отличающийся тем, что, по меньшей мере, один характеристический параметр касается максимального момента трения сцепления.
73. Способ по п.70, отличающийся тем, что, по меньшей мере, один характеристический параметр касается усилия срабатывания сцепления.
74. Способ по п.73, отличающийся тем, что вычисление усилия срабатывания сцепления зависит, по меньшей мере, от максимальной скорости исполнительного устройства.
75. Способ по п.73, отличающийся тем, что вычисление усилия срабатывания сцепления зависит, по меньшей мере, от работы исполнительного устройства.
76. Способ по любому из пп.70-75, отличающийся тем, что кратковременные воздействия, по меньшей мере, мало влияют на результат вычислений.
77. Способ по п.76, отличающийся тем, что новое значение итеративно вычисляют из текущего значения и предварительно полученного более раннего значения при оценке соответствующих значений.
78. Способ по п.76, отличающийся тем, что для вычисления нового значения усредняют множество полученных значений.
79. Способ по любому из пп.61-78, отличающийся тем, что величины, на основе которых производят вычисление износа фрикционных накладок дисков сцепления, сравнивают с эталонными значениями, причем образуют результирующие величины, от которых зависит функция, по меньшей мере, представляющая износ.
80. Способ по любому из пп.58-79, отличающийся тем, что регулирование агрегата сцепления начинают тогда, когда среднее значение отдельных значений износа фрикционных накладок дисков сцепления достигло определенного значения.
81. Способ по п.80, отличающийся тем, что после регулирования, при необходимости, корректируют, по меньшей мере, некоторые эталонные значения в соответствии со свойствами сцепления.
82. Способ по любому из пп.58-79, отличающийся тем, что полученные значения износа фрикционных накладок дисков сцепления сравнивают между собой.
83. Способ по п.82, отличающийся тем, что устанавливают разности значений износа.
84. Способ по п.83, отличающийся тем, что при установленной разности значения износа уравнивают.
85. Способ по п.84, отличающийся тем, что фрикционные накладки менее изношенного сцепления нагружают сильнее и/или фрикционные накладки более изношенного сцепления разгружают.
86. Способ по п.85, отличающийся тем, что при разгоне с частичной нагрузкой распределяют требуемый поток момента по нескольким сцеплениям в соответствии с износом фрикционных накладок.
87. Способ по п.86, отличающийся тем, что при распределении потока момента используют соответствующие сцеплениям разные передаточные ступени.
88. Способ по п.85, отличающийся тем, что с увеличением частоты вращения вала приводного двигателя продолжают процесс включения сцепления.
89. Способ по п.88, отличающийся тем, что продолжают разное по быстроте включение сцеплений.
90. Способ по любому из п.88 или 89, отличающийся тем, что скорость процесса включения задают в зависимости от положения нагрузочного рычага (затребование момента) для различных сцеплений с разными факторами оценки, соответствующими износу фрикционных накладок дисков сцепления.
91. Способ по п.85, отличающийся тем, что сцепление, фрикционные накладки которого менее изношены, при движении, по меньшей мере, определенное время передает с проскальзыванием приводной момент, тогда как другое не передает никакого момента.
92. Способ по п.85, отличающийся тем, что сцепление, фрикционные накладки которого менее изношены, при движении, по меньшей мере, определенное время работает с проскальзыванием, тогда как другое включено и передает основную долю приводного момента.
93. Способ по п.85, отличающийся тем, что сцепление, фрикционные накладки которого менее изношены, при движении, в частности, в режиме принудительного холостого хода приводного двигателя, приводят в зацепление.
94. Способ по п.93, отличающийся тем, что включают соответствующую этому сцеплению передаточную ступень, передаточное отношение которой, в частности, выше, чем передаточное отношение включенной передаточной ступени, соответствующей другому включенному сцеплению.
95. Способ по п.93 или 94, отличающийся тем, что при срабатывании тормоза, сцепление продолжают находиться в зацеплении.
96. Способ защиты от повреждения или разрушения содержащего несколько дисков сцепления агрегата сцепления, который содержит компенсирующее износ фрикционных накладок дисков сцепления регулировочное устройство, такого как саморегулирующееся двухдисковое сцепление, причем сцепления, образованные дисками сцепления, выполнены с возможностью автоматизированного срабатывания посредством устройства управления, отличающийся тем, что обнаруживают непреднамеренные состояния проскальзывания и принимают меры по защите агрегата сцепления.
97. Способ по п.96, отличающийся тем, что при непреднамеренном проскальзывании агрегата сцепления ограничивают ввод энергии в агрегат сцепления.
98. Способ по п.97, отличающийся тем, что уменьшают момент и/или частоту вращения вала приводного двигателя.
99. Способ по п.97, отличающийся тем, что ограничивают проскальзывание в сцеплениях, выполненных в виде агрегата сцепления.
100. Агрегат сцепления, содержащий входную часть, соединяемую с двигателем, и два диска сцепления, соединяемые каждый с ведущим валом, причем первый диск сцепления со своими фрикционными накладками установлен с возможностью осевого зажатия между первым нажимным диском, соединенным с входной частью без возможности вращения относительно нее, и первым ведомым диском, соединенным с кожухом сцепления без возможности вращения относительно указанного кожуха, а второй диск сцепления со своими фрикционными накладками установлен с возможностью осевого зажатия между вторым нажимным диском, соединенным с входной частью без возможности вращения относительно нее, и вторым ведомым диском, соединенным с кожухом сцепления без возможности вращения относительно указанного кожуха и аксиально предусмотренным между вторым диском сцепления и основанием кожуха, а также способ срабатывания, а также защиты от повреждения или разрушения содержащего несколько дисков сцепления агрегата сцепления, который содержит компенсирующее износ фрикционных накладок дисков сцепления регулировочное устройство, такого как саморегулирующееся двухдисковое сцепление, причем сцепления, образованные дисками сцепления, выполнены с возможностью автоматизированного срабатывания посредством устройства управления, отличающийся, по меньшей мере, одним из признаков материалов настоящей заявки.