Код документа: SU1218931A3
2. Амортизатор по п. 1, о т л и . чающийся тем, что шипы ус- тановлены в опорных шайбах с зазора- ми, заполняемыми материалом шипов при их деформации.
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для гашения крутильных колебаний в силовых передачах различных ма- шин.
.Известен торсионный амортизатор, содержащий два соосно расположенных диска с гнездами, соединенных тангенциально расположенными по окружности упругими элементами из эластичного материала с опорньми шайбами ij .
Недостатком известного торсионного амортизатора является малая степень амортизации крутильных колебаний , обусловленная одновременным вво дом в работу всех упругих элементов.
Наиболее близким к изобретению по технической сзпцности и достигаемому результату является торсионньй амортизатор,содержащий два соосно установленных Д11ска с гнездами, со- единенных тангенциально расположение ми по, окружности упругими элемента- ми, одни из которых установлены без окружного зазора в гнездах дисков, а другие с окружным зазором относительно гнезд одного из дисков 2J.
Недостатком известного торсиой- ного амортизатора является шум и колебания, появляющиеся, в начале работы упругих лементов, установленг ных с зазором.
Цель изобретения - уменьшение щума и снижение колебаний торсионного аморт изатора.
Указанная цель достигается тем, что в торсионном амортизаторе, содержащем два соосно установленных диска с гнездами, тангенциально расположенные упругие элементы, одни из которых установлены без окрулр- ного зазора в гнездах дисков, а другие , вьтолненные из эластичного йате риала, - с окружным зазором отно3 , Амортизатор по личающийся гие элементы и ны из различных териалов .
:сительно гнезд одного из дисков, и опорные шайбы, между которыми рас- положены упругие элементы, часть упругих элементов, выполненньк из эластичного материала, имеет выступающие по оси за опорные шайбы шипы из эластичного материала. I Шипы установлены в опорньк шай- j6ax с зазорами, заполняемыми мате-
риалом шипов при их деформации.
Упругие элементы и шипы выполнены из различных эластичных материалов .
На фиг. 1 изображен торсионный
амортизатор, вид в плане; на фиг. 2- сечение А-А на фиг. 1; на фиг. 3 - упругий элемент из эластичного материала с шипами и дисками, нерабочее положение; на фиг. 4, 5 и 6 -
то же, различные фазы работы торсионного амортизатора; на фиг. 7 и 8 - упругий элемент из эластичного материала с шипами, различные варианты выполнения; на фиг. 9 моментная характеристика торсионного амортизатора.
Торсионный амортизатор содержит I два соосно расположенных диска 1 и .2. В диске 1 выполнены гнезда 3,
в которых расположены упругие элементы 4, установленные без окружного зазора, и упругие элементы 5 вьтолненные из эластичного материала , установленные с окружньш зазо-
ром 6 и имеющие опорные шайбы 7. Упругие элементы 5 имеют выступающие по оси за опорные шайбы 7 шипы 8 из эластичного материала, поперечное сечение которых меньше, чем поперечное сечени упругих элёмен-
тов 5. Конструктивно шипы 8 могут быть вьтолнены за одно целое с упругими элементами 5 (фиг. 8) или от- цельной деталью из эластичного ма-
71
териала, отличного от эластичного материала упругого элемента 5 (фиг соединенный с упругим элементом 5 посадкой с натягом, приводко й или склейкой. Между шипами 8 и опорными шайбами 7 имеются зазоры 9.
Торсионный амортизатор работает следующим образом.
При относительном вращении дисков 1 и 2 крутящий момент передается сначала через упругие элементы 4, установленные без окружного зазора, что соответствует участку 1 моментной характеристики торсионного амортизатора (фиг. 9. При дальнейшем относительном повороте дисков 1 и 2 окружной зазор б выбирается, и происходит деформация шипов 8, которые при этом заполня19Т зазоры 9- (фиг. 5). Деформация шипов 8 соответствует участку ri - на моментной характеристике торсионного амортиза-i тора. После этого происходит дефор- мация упругих элементов 5 (фиг.6). : -Окружной зазор 6 для упругих элементов 5 может быть выбран различным;
. 4-А
1
i ;
218931
тогда можно получить моментную характеристику с большим числом наклонных участков, как, например, на фиг.9, которая дана для упрощения без гис5 терезиса, обусловленного трением между дисками 1 и 2.
Поперечное сечение шипов 8 по их длине может быть переменным (см. фиг. 7).
10 Конструктивно торсионный амортизатор может состоять из большего, чем представлено на фиг. 2, числа дисков 1 и 2, имеющих возможность попарного относительного вращения
15 посредством упругих элементов 4 и 5. Выполнение упругих элементов торсионного амортизатора из эластичного материала и установка с окружным зазором относительно одного из дис
20 ков с шипами из эластичного материала , позволяет получить лучшую характеристику перехода от упругих элементов с малой жестк остью к упругим элементам с большей жесткостью и
25 уменьшить шум и вибрацию при работе торсионного амортизатор а.