Изобретение относится к машиностроению
и может быть использовано в транспортном машиностроении. Известен фрикционный диск, содер:кащий
о.снование и приклепанные к нему с обеих сторон фрикционные диски 1 .
Недостатком его является невысокая прочность крепления фрикционных дисков.
Известен также фрикционный диск содержащий смонтированное на ступице основание с закрепленными на
нем с обеих сторон посредством клея фрикционными накладками 2J. Данное устройство является наиболее
близким к изобретению по технической сущности и достигаемому результату.
Недостатком его является низкая надежность и долговечность работы. Целью изобретения является повы
шение надежности и долговечности р боты путем обеспечения возможности пружинения фрикционного диска.
Поставленная цель достигается тем, что основание выполнено с раз резами, образующими ребра, каждое
из которых изогнуто и имеет в сече . НИИ ступенчатый профиль, а фрикцио ные накладки прикреплены к ним частью своей поверхности. Сопрягаемые поверхности ребер и
накладок могут составлять от 5 до 35% поверхности последних. По краям мест склеивания могут
быть расположены заклепки. Клей может быть нанесен на отдельные участки сопрягаемых поверхностей
ребер и накладок или на всю внутреннюю поверхность накладок. На фиг. I изображен частичный вид
фрикционного диска; на фиг. 2 - разрез А-А фиг.1) на фиг. 3 - разрез
Б-Б фиг.1) на фиг. 4 - вариант ребра фрикционного диска; на фиг. 5 - разрез В-В фиг.4.
Фрикционный диск имеет две плоские фрикционные накладки 1 и 2, расположенные
с обеих сторон разрезанного и рифленого основания 3. Основание 3 имеет изогнутые ребра
4, укрепленные на кольце 5, которое в свою очередь закреплено на ступице 6 .
Каждое изогнутое ребро 4 примыкает к накладке 1 контактной поверхностью
7, а к накладке 2 - контактной поверхностью 8.
Между контактными поверхностями 7 и 8 ребро 4 располагается свободно когда диск не сжат.
Кождое ребро 4 укреплено на накладке 1 в местах склеивания 9 и 10.
Места склеивания 9 и 10 представляют собой прямоугольник и расположены радиально по всей радикальной
длине общей контактной поверхности ребром 4 и накладками 1 и 2.
Предпочтительно иметь поверхность м-;.ста склеивания в пределах 5 и 35%,
а лучше всего около 10% поверхности накладок 1 и 2.
В примере, представленном на
(ф1иг. 1-3, ширина каждого места склеивания 9 и 10 равна приблизительно цоловине расстояния Д, разделяющего
их, это расстояние соответствует среднему радиусу кольцевых накладок 1 и 2,
Кроме того, накладки 1 и 2 могут быть укреплены на основании 3 при помощи заклепок 11 и 12. По крайней
мере две заклепки 11 расположены радиально,справа от каждого места
склеивания 9, а две заклепки 12 расположены справа ст каждого места склеивания 10.
Клей наносят на места склеивания 9 и 10. До схватывания или полимеризации
клея расклепывают заклепки 11 и 12 с тем, чтобы во время схватывания клея они играли бы роль
струбцины. Это позволяет не помещать диск под пресс и подвергать диск деформациям.
всего наносить клей в холодном виде при помощи пистолета на внутренние поверхности накладок
1 и 2, предварительно закрыв их кожухом и оставляя открытыми только мест
склеивания 9 и 10. Заклепки 11 и 12 будут отныне удерживать диск в собранном
состоянии, что позволяет перемещать его сразу же после клепки без Особых предосторожностей, а после
окончания полимеризации можно использовать диск.
Испытания диска, подобного описанному с внешним диаметром 430 мм и девятью ребрами 4, показали, что это
диск хорошо ведет себя при скорости вращения 8000 об/мин, в то время как
испытания, произведенные в тех же условиях с аналогичным диском, но без
склеивания показали, что накладки разрушаются при скорости вращения бООО об/штн.
Изогнутые ребра 13 (фиг.4,5) имеют другую конфигурацию. У них
предпочтительно иметь поверхность
мест склеивания в пределах между 5
и 35%, а лучше всего около 20% поверхности накладок 1 и 2.
Способ изготовления диска с ребрсм 13 аналогичен способу, описанному для диска с ребром 4. Кроме
того, клеем может быть покрыта вся внутренняя поверхность накладок 1 и 2 без разрывов. Воздействие
заклепок только в местах склеивания 9 и 10 ограничивает склеивание только в этих местах.
Этот способ может быть использован и для диска с ребром 4. При
этом полимеризация клея может быть осуществлена как при нагревании, так и без него.
Формула изобретения
1.Фрикционный диск, содер.чащий
смонтированное на ступице основание закрепленными на нем с обеих сторон
посредством клея фрикционными накладками отличающийся тем, что, с целью повышения надежности
работы и долговечности путем обеспечения возможности пружинения
фрикционного диска, основание выполнено с разрезами, образующими ребра,
каждое из которых изогнуто и имеет
в сечении ступенчатый профиль, а
фрикционные накладки приклеены к ним частью своей поверхности.
2.Диск ПОП.1, отличающийся тем,, что сопрягаемые поверхности ребер и накладок составляют
от 5 до 35% поверхности последних ,
3.Диск по пп. 1 и 2,о т л и ч а
щ и и с я тем, что он снабжен заклепками , расположенными по краям мест склеивания.
4.Диск по пп. l-3jо т л и ч а ющ и и с я тем, что клей нанесен на
отдельные участки сопрягаемых поверхностей ребер и накладок.
5.Диск по пп. 1-3,о т л и ч а ющ и и с я тем, что клей нанесен на всю сопрягаемую поверхность ребер и
накладок.
6.Диск по пп. 1-3,о т л и ч а ющ и и с я тем, что клей нанесен
на всю внутреннюю поверхность накладок .
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1.Патент США 2103433, кл, 192-107, 1937.
2.Патент ФРГ 917397,
кл. 47 с 18, 1954 (прототип).
/
JUL
/
f I Лг«. /
T