1
Изобретение относится к транспортным
машинам, а именно к конструкции двухступенчатых коробок передач транспортного средства.
Известны коробки передач, содержащие валы с шестернями, зацепляющимися между
собой, причем шестерни, свободно установленные на валу, блокируются муфтой переключения
, подвижные элементы которой установлены на валу. В одной из шестерен выполнены
отверстия, а привод выполнен в виде тяг, размещенных в указанных отверстиях,
взаимодействующих с подвижным элементом муфты, и входящих в углубления на другой щестёрне 1.
При взаимодействии тяг, входящих в углубления , затруднено блокирование щестерен
из-за их возможного несовпадения, также возможен при этом скол тяг.
Известна двухступенчатая коробка передач транспортного средства, содержащая
входной вал с щестернёй, связанной с шестернями выходного вала, свободно установленными
на последнем, и муфту переключения передач с приводом, установленную на выходном
валу между шестернями этого вала
и имеющую подвижный элемент, управляемый
приводом 2.
Цель изобретения - уменьшение габаритов коробки.
Для этого в одной из шестерен выходного вала выполнены отверстия, а привод выполнен
в виде тяг, размещенных в отверстиях и взаимодействующих с подвижным
.элементом муфты, а также соединенных с втулкой, установленной на ступице щестерни
со стороны, противоположной муфте.
Кроме того, для уменьщения износа втулка
подпружинена относительно ступицы шестерни для обеспечения совместного вращения с ней.
Связь тяг с подвижным элементом муфты может быть выполнена с буртиком, размещенным
, по меньшей мере, в двух полукольцах, жестко соединенных с тягами И размещенных в кольцевой проточке
подвижного элемента муфты. .
На фиг. 1 показана двухступенчатая коробка
передач транспортного средства, продольный разрез; на фиг. 2 - то же, попереч
ный разрез; на фиг. 3 - кинематическая схема коробки. в корпусе 1 (сМ. фиг. 1) установлен входной вал 2 с шестерней 3. Шестерня 3
зацепляется с фестерней 4 промежуточного вала 5, на котором установлена шестерня 6.
Шестерни 4 и 6 зацепляются с шестернями 7 и 8, соответственно, установленными свобоДно на выходном валу 9.
Муфта переключения передач имеет подвижный элемент 10, взаимодействуюш,ий
поочередно с шестернями 7 и 8 и снабженный шлицами 11, которые связаны со шлицами
12 вала 9. На подвижном элементе 10 выполнен буртик 13, за которым размещены
полукольца 14, соединенные жестко с тягами 15, размеш,енными в отверстиях 16, выполненных
в подвижном элементе 10. Тяги 15 имеют кднавки 17, в которые входит выступ
18 за счет выреза 19, и соединяются с втулкой 20. Втулка 20 приводится рычагом 21 и подпружинена
пружиной 22 относительно ступицы 23 шестерни 8. Устройство работает следующим образом
При подаче момента на вал 2 шестерня 3 вращает шестерню 4 и, тем самым,вращает промежуточный вал 5.
При воздействии на рычаг 21 подвижный элемент 10 муфты переключения передач
перемещается и шестерня 7 блокируется с выходным валом 9. Для осуществления другой
передачи рычаг 21 поворачивают, муфта 10 блокирует ше,стерню 8 и вал 9. Крутящий
момент передается от шестерен 4 и 6 шестерням 7 и 8, соответственно. Формула изобретения 1.Двухступенчатая коробка передач транспортного средства, содержащая входной
вал с шестерней, связанной с шестернями выходного вала, свободно установленными
на последнем, и муфту переключения передач, установленную на выходном валу
между шестернями этого вала и имеющую подвижный элемент, управляемый приводом,
отличающаяся тем, что, с целью уменьшения ее габаритов, в одной из шестерен выходного
вала выполнены отверстия, а упомянутый привод выполнен в виде тяг, размещенных
в указанных отверстиях и взаимодействующих с подвижным элементом
муфты, а также соединенных с втулкой, установленной на ступице шестерни входного
вала со стороны, противоположной муфте. 2.Двухступенчатая коробка передач по
л. 1, отличающаяся тем, что, с целью уменьшения износа, втулка подпружинена относительно
, ступицы шестерни для обеспечения совместного вращения с ней. 3.Двухступенчатая коробка передач по
п. 1, отличающаяся тем, что связь тяг с подвижным элементом муфты выполнена
с буртиком, размещенным, по меньшей мере, в двух полукольцах, жестко соединенных с
тягами и размещенных в кольцевой проточке подвижного элемента муфты. Источники информации,
принятые во внимание при экспертизе 1.Патент Франции № 1190434, В 62 d-F 06 h, опублик 1959.
кл 2.Патент США № 2174187, кл. 180- 24.10, опублик. 1939 (прототип).