Код документа: RU175068U1
Полезная модель относится к области транспортного машиностроения, а именно к агрегатам трансмиссии колесных транспортных средств повышенной проходимости.
Наиболее близким к заявляемому техническому решению по совокупности существенных признаков и достигаемому техническому результату является передача крутящего момента в автомобилях Вольво, содержащая муфту блокировки дифференциала, состоящая из двух полумуфт, подвижной и неподвижной, содержащая торцевые зубья, отверстие для установки стопорного кольца, паз для вилки включения, внутренние шлицы для установки муфты на вал (Инструкция по эксплуатации «Передачи крутящего момента в автомобилях «Вольво»).
Данное устройство может приводить к самовыключению при высоких моментах из-за отсутствия занижения к основанию зуба, что приводит к износу сухарей вилки блокировки, маленькая площадь контакта зубьев.
Задачей данной полезной модели является создание устройства, позволяющего повысить нагрузочную способность зубьев муфты.
Поставленная задача достигается тем, что муфта блокировки дифференциала состоит из подвижной полумуфты и неподвижной полумуфты, содержит торцевые зубья, отверстие для установки стопорного кольца, паз для вилки включения, внутренние шлицы для установки муфты на чашку дифференциала и полуось, при этом торцевые зубья подвижной и неподвижной части муфты выполнены под углом к оси муфты и параллельно друг к другу, а толщина зубьев уменьшается к основанию.
Совокупность отличительных признаков, заключающаяся в том, что торцевые зубья подвижной и неподвижной части муфты выполнены под углом к оси муфты и параллельно друг к другу, а толщина зубьев уменьшается к основанию, позволяет повысить надежность работы муфты блокировки межколесного дифференциала.
Заявляемое техническое решение поясняется чертежами:
фиг. 1 - муфта блокировки межколесного дифференциала, вид сверху;
фиг. 2 - подвижная полумуфта в разрезе;
фиг. 3 - подвижная полумуфта, вид общий;
фиг. 4 - муфта блокировки межколесного дифференциала, вид в разрезе;
фиг. 5 - то же, вид в сборе.
Муфта блокировки дифференциала состоит из подвижной полумуфты 1 и неподвижной полумуфты 2, которая содержит торцевые зубья 3, отверстие 4 для установки стопорного кольца 5, паз 6 для вилки включения, внутренние шлицы 7 для установки муфты на чашку 8 дифференциала и полуось 9.
Торцевые зубья 3 полумуфт выполнены по окружности с радиусом, совпадающим с радиусом обрабатывающей фрезы, торцевые зубья подвижной 1 и неподвижной 2 полумуфт находятся под углом к оси муфты и параллельно друг к другу, а толщина зубьев уменьшается к основанию.
Муфта блокировки дифференциала работает следующим образом.
В исходном состоянии между зубьями подвижной полумуфты 1 и неподвижной полумуфты 2 полумуфт имеется зазор, таким образом, чашка 8 дифференциала и полуось 9 вращаются с разной скоростью.
При подаче воздуха в пневмоцилиндр, поршень, преодолевая сопротивление пружины, перемещается до упора в упорный элемент. Зубья подвижной полумуфты 1 и неподвижной полумуфты 2 входят в зацепление, обеспечивая тем самым совместное вращение чашки 8 дифференциала и полуоси 9, блокируя дифференциал. После прекращения подачи воздуха, пружина возвращает муфту в исходное положение, выводя из зацепления зубья подвижной полумуфты 1 и неподвижной полумуфты 2.
Расчет центрирования двух полумуфт производится по следующим формулам.
Для центрирования двух полумуфт необходимо чтобы реакция Fpx была больше 0 (Fpx>0).
Fpx=(Fp-Fтр шлиц)⋅sinβ-Fтр-Gx,⋅(1) где
Fp - сила включения блокировки, действует от пневмоцилиндра.
Fp=π⋅r2⋅Р r - радиус диафрагмы пневмоцилиндра, Р - давление в пневмосистеме.
Fтр шлиц - сила трения в шлицах при перемещении подвижной муфты, направлена в противоположную сторону силе Fp.
Fтр шлиц=μтр⋅NG μтр - коэффициент трения скольжения, NG - сила нормальной реакции опоры. NG=Gмуфты=m⋅9.81 m - масса муфты.
β - угол наклона торцевых зубьев.
Fтр - трение, возникающее в торцевых зубьях при центрировании одного зубчатого венца относительно другого.
Fтр=μтр⋅(Gy+Fpy) Fpy - сила нормальной реакции от силы Fp.
Fpy=(Fp-Fтр шлиц)⋅cosβ
Gy - сила нормальной реакции от веса муфты.
Gy=G⋅sinβ.
Gx - сила, составляющая веса муфты G, противодействующая силе Fpx.
Gx=G⋅cosβ.
Подставим все значения в формулу (1) и получим окончательное выражение для нахождения Fpx:
Fpx=(π⋅r2⋅Р-μтр⋅m⋅9.81)⋅sinβ-μтр⋅(G⋅sinβ+(π⋅r2⋅Р-μтр⋅m⋅9.81)-cosβ)-G⋅cosβ.
При Fpx>0, полумуфты будут центрироваться.
При Fpx<0, для центрирования полумуфт необходимо увеличить угол β.
Чтобы не происходило самовыключения муфты при отсутствии подачи воздуха от пневмоцилиндра, а также для того чтобы разгрузить сухари, исключая их износ необходимо, чтобы силы сопротивления выключению были больше силы действия пружины.
Fсопр>Fпр
Fсопр=FMX+Fтр; Fпр=FпрX+FпрY
FMX+Fтр-FпрX>0, где
FMX - составляющая силы FM, удерживает муфты от самовыключения.
FMX=FM⋅sinϕ
FM - сила, возникающая от крутящего момента, передаваемого на колеса автомобиля. Зависит от коэффициента сцепления колес с поверхностью.
FM=Ммин/r
Ммин - минимально возможный передаваемый крутящий момент, при минимальном коэффициенте сцепления колес с поверхностью.
r - плечо действия силы (радиус муфты блокировки).
ϕ - угол наклона замка торцевых зубьев.
Fтр - сила трения, возникающая в торцевых зубьях при скольжении одного зубчатого венца относительно другого.
Fтр=μтр⋅(FMY+FпрY)
μтр - коэффициент трения скольжения,
FMY=FM⋅cosϕ
FпрY - составляющая силы Fпр.
FпрY=Fпр⋅sinϕ
Fпр - сила действия возвратной пружины.
Fпр=k⋅x
FпрX=Fпр⋅cosϕ
Сводим все значения в окончательную формулу:
FM⋅sinϕ+μтр⋅(FM⋅cosϕ+k⋅x⋅ sinϕ)- k⋅x⋅ cosϕ>0
Включение блокировки может так же происходить гидравлическим или электрическим способами.
Заявляемое техническое решение позволяет повысить нагрузочную способность зубьев муфты.
Заявляемое техническое решение соответствует требованию промышленной применимости и возможно для реализации на стандартном технологическом оборудовании.
Муфта блокировки дифференциала состоит из двух полумуфт, подвижной полумуфты (1) и неподвижной полумуфты (2), которая содержит торцевые зубья (3), отверстие (4) для установки стопорного кольца (5), паз (6) для вилки включения, внутренние шлицы (7) для установки муфты на чашку (8) дифференциала и полуось (9). Торцевые зубья (3) полумуфт выполнены по окружности с радиусом, совпадающим с радиусом обрабатывающей фрезы, торцевые зубья подвижной полумуфты (1) и неподвижной полумуфты (2) выполнены под углом к оси муфты и параллельно друг к другу, а толщина зубьев уменьшается к основанию. Была решена задача создания устройства, позволяющего повысить нагрузочную способность зубьев муфты. 5 ил.