Изобретение относится к машиностроению, в частности, к разъединяемым устройствам теплового
действия, а именно к предохранительным муфтам, и может быть использовано в самолетах
для соединения выходного вала редукто ра двигателя с первичным валом привода посто
янной скорости для прекращения передачи крутящего момента при аварии, чтобы избежать перегрева
привода и возможных серьезных повреждений его и прочих элементов самолета.
Известна предохранительная муфта, содержащая соосно установленные ведущую и ведомую
полумуфты.в открытых с торца камерах которых на прямьрс шлицах, выполненных на внутренней
поверхности, смонтировано соединительное звено 1. Оно вьшолнено в виде двух
втулок, установленных на стержне и соединенных кулачками, имеющимися на их торцовых
смежных поверхностях. В полости ведомой втулки помещен легкоплавкий элемент. На
стержне. между втулками расположена пружина. При расплавлении легкоплаЗвкого элемента кулач
ки втулки, связанной с ведомой попумуфтой, под действием пружины выходят из зацепления
с кулачками втулки ведущей полумуфты. Втулка ведомой полумуфты перемещается по прямым
шлицам в камеру ведомой полумуфты. Втулка ведущей полумуфты при этом находится на
шлицах в камере ведущей полумуфты. Эта муфта является наиболее близким техническим
решением к изобретению. Однако известная муфта обладает низкой
нагрузочной способностью из-за выполнения шли- . цев прямыми. В муфте не происходит надежного
разъединения полумуфт,в связи с тем, что кулачки втулок могут войти в зацепление
при вибрациях или ударах и втулка, связанная с ведущей полумуфтой шлицами и находящаяся
в ее камере, передает крутящий момент на ведомую полумуфту, что может привести
к поломке связанных с ней механизмов. Кроме того, выполне(ше соединительного элемента в
виде двух втулок с торцовыми кулачками, помешенных на стержне, и установленной между
втулками пружины усложняет монтаж и. демонтаж муфты, технологию изготовления и увеличивает
ее габариты. Цель изобретения - повышение нагрузочной
способности, обеспечение компактности конструкции и удобства эксплуатации, Для этого предлагаемая предохранительная муфта, содержащая ведуШую и ведомую полумуфты
со шлицами на внутренней поверхности и камерами и помещенное в -них соединительное
звено, а также легкоплавкий предохранител тельный элемент, снабжена установленным в ка
мере ведомой полумуфты стаканом и расположенным в нём .поршнем с хвостовиком, а .
шлицы одной из полумуфт выполнены спираль .ными и соединительное звено выполнено в вид
подвижного вдоль оси вращения полумуфт вали ка с глухим центральным отверстием и щлицами
, спиральными на одном конце, прямыми на другом, сопряженными со шлицами полумуфт,
при этом легкоплавкий элемент размещен в по лости между: стаканом и поршнем, связанным
торцом хвостовика с дном глухого центральног отверстия валика. При ЭТОМ: длина сопряженных спиральных
шлицев одной из полумуфт и валика может быть больше длины прямых шлицев другой полумуфты и валика. ,
Кроме того, наружный диаметр поршня мож быть меньше внутреннего диаметра стакана, а
в последнем могут быть выполнены каналы, соединяющие камеру ведомой полумуфты с по
лостью стакана в месте расположения легкоплавкого элемента, который может быть выпол
ней в виде брикета из припоя. Муфта может f быть снабжена диском, установленным на дне .
глухого центрального отверстия валика, и хвостовика может быть вьшолнен закругленным
и сопряженньш с диском. На фиг. 1 изображена предлагаемая муфта,
продольный разрез; на фиг. 2 - то же, после срабатывания и разъединения полу муфт; на
фиг. 3 - сечение А-А на фиг. 1 с условным обозначением полумуфт. Муфта .содержит ведущую полумуфту 1,
ведомую 2, смонтированную в корпусе 3 на подшипниках 4,5 и имеющую; камеру 6, открьггую
с торца 7 и зубчатое колесо 8 с наружными зубьями. Подшипники 4 и 5 фиксируют
ведомую полумуфту 2 в корпусе 3 от осевых перемещений. В камеру 6 помещен
. соединительный валик 9, который установлен в камере 10 ведущей полумуфты 1.
Уплотнение между стенками корпуса 3 и ведомой полумуфтой 2.обеспечивается уплотнительным
кольцом 11, прижатым к торцу 7 ведомо полумуфты 2 стопорным кольцом 12. Между
. стопорным кольцом 12 и корпусом 3 в ка , навках 13 смонтировань уплотш тельные кольца
О-обраэного сечения 14 и 15, которые предотвращают утечку рабочей жидкости привода
постоянной скорости из корпуса 3. При работе осевое перемещение соединительного
валика 9 предотвращается плавким элементом, например цилиндрическим брикетом 16, вьшолненным из легкоплавкого материала , например из припоя. На конце 17 соединительного валика 9 и
на внутренней поверхности 18 ведомой полумуфты 2 могут быть выполнены спиральные
щпицы 19 и 20. Шлицы 19 являются наружными, а шлицы 20 проходят к осевом направлении в камеру 6.
Шлицы 19 и 20 предпочтительно должны быть скошены в таком направлении, чтобы .
смещать валик 9 к плавкому брикету 16 в процессе работы муфты. Стопорное кольцо 21
предотвращает перемещение валика 9 в противоположном направлении. На конце 22 соединительного
валика 9 и на внутренней поверхности 23 ведущей полумуфты 1 вьшолнены
прямые шлицы 24 и 25. Длина шлицев 24 меньше длины шлицев 19, чтобы обеспечить
полное разъединение конца 22 валика 9 и ведущей полумуфты 1. В камере 6 ведомой полумуфты
2 установлен стакан 26 и в нем помещен поршень 27. Легкоплавкий брикет 16
расположен, между стаканом 26 и поршнем 27. Поршень 27 имеет хвостовик 28, выходящий
из стакана 26 в центральное глухое отверстие 29 соединительного валика 9. Диаметр поршня .
27 меньше внутреннего диаметра стакана 26, поэтому между поршнем 27 и стаканом 26
образуется зазор, переходящий в канал 30, через который вытекает жидкий припой, появляющийся
при расплавлении брикета 16. Кроме того, в стакане 26 выполнены каналы 31 и
32, ,;. также служащие для вытекания жидкого припоя из цилиндра в камеру 6 ведомой полумуфты
2. Торец поршня вьшолнен закругленным. В частности этот торец имеет полусферическую
форму и взаимодействует с торцовой поверхностью 33 диска 34, благодаря чему поршень можк
наклоняться относительно соединительного валика 9. При этом предотврайдается колебание
поршня 27 и наклон им наружного торца брикета 16, если существует некоторая несоосность
между ведущей полумуфтой. 1 и ведомой 2. Муфта работает следующим образом. Ведущая
полумуфта 1 чере:з соединительный валик 9 передает крутящий момент ведомой полумуфте
2. При превышении допустимой величины крутящего момента ведомая полумуфта 2 резко
останавливается, что вызьхвает выделение большого количества тепла и разогрев ведомой
полумуфты 2. Брикет припоя 16 расплавляется и перетекает через каналы 30 и 31 в камеры
6. Соединительный валик 9 продолжает вращаться с ведущей полумуфтой 1 и под действием
осевого усилия спиральных шлицев 19 и 20 перемещается вглубь камеры 6 ведомой полу-.
муфты 2 до соприкосновения с ее дном. Как показано на фиг. 2, спиральные ашицы
19 и 20 при этом полностью разъединяются, а ввиду того, что шлицы 19 и 20 взаимодействуют
между собой на большей длине, чем шлицы 24 и 25, соединительный валик 9 отводится
от ведущей полумуфты 1 на значительное-расстояние . Кроме того, в процессе разъединения
прямые шлицы 24 и 25 заставляют, соединительный валик 9 вращаться, поэтому
после разъединения шлицы 19-и 20 не совпадают . Благодаря такому несовпадению шлицев
19 и 20 валик 9 удерживается от обратного перемещения к ведущей полумуфте 1, которое
может произойти из-за вибрации. Таким образом , благодаря предложенному соотношению
размеров спиральных шлицев 19 и 20 и прямых шлицев 24 и 25 предлагаемая муфта не требует
применения специальных средств в виде пружины или других средств для удержания соединительного
валика 9 в положении разъединения с ведущей полумуфтой 1, что повьплает надежность муфты.
Предлагаемая предохранительная муфта вь1полнена более компактной и для своего размер
более мощной, чем подобные ей известные муфты. Она может передавать больший крутящий
момент, обеспечивая более мощное соединение с выходным валом редуктора, чем
известная предохранительная муфта такого же размера. В предлагаемой муфте использовано
спиральное шлицевое соединение, служащее для передачи крутящего момента от выходного
вала, пока брикет из , легколгаавкогр материала твердый, и обеспечивающее полное разъединение
с выходным валом, когда брикет расплавляется . Преимущество спирального шлицевого соединения
валика 9 и ведомой полумуфты 2 заклю чается в том, что оно имеет значительную осеву
составляющую усилия, передаваемого соединител ным валиком 9, причем эта осевая составляюща
при расплавлении брикета перемещает соединительный валик 9 в осевом направлении, выводя
один конец 22 соединительного валика 9 из ведущей полумуфты 1 и другой коиец 17 валика
9 из ведомой полумуфты 2. Противоположные концевые части соединительного
валика 9 вьшолнены за одно целое друг с другом, поэтому в предлагаемой муфте
имеется меньшее количество отдельных деталей, чем в известной муфте. Соотношение размеров
спирально-шлицевого и прямолинейно-шлицевого соединений таково, что исключается необходимость
в средстве для удержания деталей муфты на расстоянии от ведущей полумуфты, когда
соединительный валик 9 выведен йэ вецущйк поду муфты 1. Кроме того, благодаря особому соотношению
длин спиральных шлицев 19 и 20 и прямоли .нейных шлицев 24 и 25, обеспечено полное
разъединение соединительного валика 9 и ведущей полумуфты 1, когда расплавляется припой,
из которого выполнен брикет 16. Формула изобретения 1.Предохранительная муфта, содержащая
ведомую и ведущую полумуфть со шлицами на внутренней поверхности и камерами и помещенное
в камеры соединительное звено, а также легкоплавкий предохранительный элемент,
отличающаяся тем, что, с целью повышения нагрузочной способности, обеспечения
компактности конструкции и удобства эксплуатации , она снабжена установленным в камере ведомой
подумуфты стаканом и расположенным в нем поршнем с хвостовиком, а шлицы.одной
из полуфумт выполнены спиральными и соединительное звено выполнено в виде подвижного
вдоль оси вращения валика с глухим центральным отверстием и шлицами, спиральнь1.ми на
одном конце, прямыми на другом, сопряженными со шлицами полумуфт, при этом легкоплавкий
злемент размещен в полости между стаканом и поршнем, связанным-торцом хвое-
товика с дном глухого центрального отверстия валика.
2.Предохранительная муфта по п. 1, о т личающаяся тем, что длина сопряженных
спиральных шлицев одной из полумуфт и валика больше длины прямых щлицев другой полумуфты и валика.
3.Предохранительная муфта по пп.1 и 2 отличающаяся тем, что наружный
диаметр поршня меньше внутреннего диаметра стакана, а в последнем выполнены каналы, соединяющие
камеру, ведомой полумуфты с полостью стакана в месте расположения легкоплавкого элемента.
4.Предохранительная муфта по пп. 1-3, отличающаяся тем, . .ЧТО легкоплавкий
элемент выполнен в виде брикета из припоя. . 5.Предохранительная муфта по nn.I - 4,
отличающаяся тем, что она снабжена диском, установленным на дне глухого
центрального отвер стия валика, и торец хвостовика поршня, выполнен закругленным и
сопряженн с диском. Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Патент США N« 3889789, кл. 192-82, 1975.