Код документа: SU1209040A3
1
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для защиты элементов машин от перегрузки , в частности для защиты карданных валов сельскохозяйственных машин5 приводимых в действие через вал отбора мощности.
Цель изобретения - уменьшение износа передающих элементов устройства путем снижения трения между ними при работе в режиме перегрузки.
На фиг. 1 изображена предохранительная муфта в положении передачи крутящего момента; на фиг. 2 - то же, в положении непрерывного действия после возникновения перегрузки.
Предохранительная муфта состоит из кондентрично расположенных наружной полумуфты 1 и внутренней полумуфты 2. В полумуфте 2 установлены с возможностью радиального перемещения поводковые злементы 3, удерживаемые в отжатом положении радиально расположенными в полумуфте 2 опорными кулачками 4, на которые воздействуют в .направлении к оси вращения муфты радиально установленные пружины 5. Внешние концы пружин 5 взаимодействуют с кон ечными упорами пальца 6, свободно установленного в отверстии полумуфты 2 перпендикулярно ее продольной оси, что ведет к полному взаимному выравниванию г.;ил сжатия пружин 5,
На внутренней поверхности наружной полумуфть равномерно по окружное ти выполнены аксиально расположенные выемки 7э в каждой из которых попар- Еш установлены с возможностью ограниченного перемещения по окружности регулирующие элементы в виде тел 8 качения. Б центральной части выемок 7 выполнены радиально направленные в сторону оси вращения упоры 9.
Рабочие торцы поводковых элементов 3 выполнены с выступами Ю, вза090402
имодействующими с регулирующими элет- ментами 8. В высоконагруженных муфтах регулирующие элементы 8 предпочтительно выполнять в виде цилиндри5 ческих роликов.
Муфта работает следующим образом. Крутящий момент, приложенный к ведущей полумуфте (например, полумуфте О, посредством взаимодейтсвия ре10 гулирующих элементов 8 с выступами 10 поводковых элементов передается на полумуфту 2 или в обратном порядке , поскольку муфта является обратимой .
15 После наступления состояния перегрузки (фиг. 2) рабочая длина выемок 7 по окружности уменьшается в связи с перемещением одного из регулирую- ,щих элементов 8 по направлению к
20 упору 9 до тех пор пока муфт а не начинает вращаться с уменьшенным моментом проскальзывания.
После прекращения действия пере- 25 грузки достигается состояние, при котором торцовые выступы поводковых , элементов 3 имеют возможность отжать сдвинутые в свои предельные положения регулирующие элементы в первона- 3Q чальиое положение, соответствующее передаче крутящего момента и, таким образом, торцовые выступы снова занимают положение между двумя регулирующими элементами и осуществляют передачу крутящего момента.
Таким образом, поскольку регулирующие элементы в процессе проскальзывания полумуфт при перегрузках подвергаются смешанному трению (качения и скольжения), уменьшается износ взаимодействующих поверхностей передаю- ,щих элементов, и как следствие, уве- личивается срок службы устройства при сохранении стабильности эксплуатационных свойств, в частности, точности
35
40
45
срабатывания,
10 в
Фие.1
Редактор Ло Пчелинская
Заказ 315/62Тираж 880Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР
по делам изобретений и открытий 113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППГ1 Патент ; г. Ужгород, ул. Проектная, 4
Физ.г
Составитель В.. Иванов
Техред М.Надь Корректор А. Тяско