Код документа: SU947416A1
Изобретение относится к машинам ударно-вращательного действия, используемым в горном деле, машиностроении и строительстве.
Известны машины ударно-вращательного действия, содержащие корпус с приводом, ударный узел, механизм вращения бура с предохранительной муфтой и держатель инструмента. В этих машинах переключения режимов работы между ударным, ударно-вращательным и вращательным осуществляется за счет использования комплекта буров с разной конфигурацией хвостовиков , вставляемых в посадочные отверстия . Такие машины надежны, так как в них нет сложных переключающих устройств 1.
Однако использованная в машинах предохранительная муфта рассчитана на ударно-вращательный режим, а во в защательном режиме, при котором требуется значительно большее усилие нажатия и основная мощность расходуется на вращение, передаваемое через муфту, происходит частое проскальзывание , приводящее к выходу муфты из строя.
Наиболее близкой по технической сущности и достигасмог-ty результату
к предлагаемой является машина ударно-вращательного действия, содержащая корпус с приводом, держатель для бура, ударный узел, механизм вращения бура, который включает ведущую шестерню, втулку с отверстием для хвостовика бура и фрикционную муфту в виде последовательно установленных на втулке дисков, одни из которых свободно посажены на втулку и являются шестернями, зацепленными с ведущей шестерней, а другие жестко связаны с втулкой 2.
При работе этой машины в режиме вращения в случае использования бура с укореченным хвостовиком происходит проскальзывание муфты, которая рассчитана на меньший крутящий момент из условия работы в ударно-вращательном режиме.
Цель изобретения - повышение эксплуатационной надежности машины при ударном, ударно-вращательном и вращательном режимах работы.
Для достижения указанной цели машина- имеет дополнительную шестерню, которая установлена на втулке между фрикционной муфтой и держателем бура и зацеплена с ведущей шестерней, при этом в дополнительной шестерне со стороны держателя бура выполнено отверстие , диаметр которого больше диаметра указанного отверстия втулки. На фиг. 1 изображенамашина с буром для работы в ударно-вращательном режиме, общий вид, на фиг. 2 - бур с патроном и хвостовиком для работы во вращательном режиме; на фиг. 3 бур с хвостовиком для работы в ударном режиме. Машина содержит корпус 1 с приводом (не указан), ударный узел с бойком 2, совершающим возвратно-поступа тельное перемещение в цилиндре 3. Передний торец бойка 2 может взаимодействовать с хвостовиком бура 4 через переходную массу 5. Хвостовик бура 4 и переходная масса 5 при своих движениях направляются в отверсти 6 втулки 7 держателя 8 инструмента. Бур 4 имеет возможность ограниченного осевого перемещения в пределах, допустимых взаимодействием проточки 9 с фиксатором 10. На втулку 7 насажен комплект дисков, образующих фрикционную муфту Часть дисков 11 выполнена в виде зуб чатых колес, зацепленных с ведущей шестерней 12, кинематически связанной с приводом для передачи вращения бура 4 в случае работы машины в ударно-вращательном и вращательном режимах. Диски 11 свободно насажены на втулку 7. В чередующейся последовательности между зубчатыми дисками 11 расположены диски 13, которые жестко связаны с втулкой 7 и находят ся во фрикционном контакте с зубчаты ми дисками 11 под действием пружины 14. На переднюю часть втулки 7 свобод но надета дополнительная шестерня 15, .которая постоянно зацеплена с ведущей шестерней 12 и имеет отверстие 16, диаметр которого больше диаметра отверстия 6 втулки 7. Отверстие 16 соответствует по форме сечени хвостовика 17 бура 18, предназначенного для работы во вращательном режиме (фиг.2). Для удобства крепления сверел на бур 18 может быть надет обычный сверлильный патрон 19. Бур 20 для работы в ударном режиме (фиг.З) имеет гладкий цилиндрический хвостовик 21, который прокручивается в отверстии 6 втулки 7, и лыску 22. Машина работает следующим образом Для работы машины в ударно-вращательном режиме в держатель 8 вставля ют бур 4, хвостовик которого имеет длину, достаточную для взаимодейстВИЯ с переходной массой 5, и попереч ное сечение, обеспечивающее одновременное вращение бура 4 с приводом через ведущую шестерню 12, зубчатые диски 11 фрикционной муфты, диски 13 и связанную с ними втулку 7. Пружина 14 отрегулирована на усилие сцепления между фрикционными дисками, обеспечивающее проскальзывание этих дисков при заклинивании бура. Для работы машины в ударном режиме в держатель 8 вставляют бур 20, имеющий гладкий хвостовик 21 с диаметром , обеспечивающим свободное проскальзывание бура 20 в отверстии 6, что предотвращает его вращение в сочетании с фиксатором 10 и лыской 22. В этом случае дополнительная шестерня 15 так же, как и при работе в ударно-вращательном режиме, вращается без взаимодействия с буром. Для работы машины во вращательном режиме в держатель 8 вставляют бур 18, хвостовик 17 которого имеет короткую длину и не взаимодействует с ударным узлом, а его сечение соответствует форме отверстия 16, выполненного в дополнительной шестерне 15. В этом случае бур 18 вращается дополнительной шестерней 15 от ведущей шестерни 12, минуя фрикционную муфту, в результате чего бур или сверло работает без проскальзывания при большом усилии нажатия. Формула изобретения Машина ударно-вращательного действия , содержащая корпус с приводом, держатель для бура, ударный узел, механизм вращения бура, который включает ведущую шестерню, втулку с отверстием для хвостовика бура и фрикционную муфту в виде последовательно установленных на втулке дисков, одни из которых свободно посажены на втулку и являются шестернями, зацепленными с ведущей шестерней, а другие жестко связаны с втулкой, отличающаяся тем, что, с целью повышения эксплуатационной надежности машины при ударном, ударно-вращательном и вращательном режимах работы , она имеет дополнительную шестерню , которая установлена на втулке между фрикционной муфтой и держателем бура и зацеплена с ведущей шестерней , при этом в дополнительной шестерне со стороны держателя бура выполнено отверстие, диаметр которого больше диаметра указанного отверстия втулки. Источники информации, принятые во внимание при экспертизе 1.Патент Франции 1485579, кл. В 25 d, опублик. 23.06.67. 2.Авторское свидетельство СССР по заявке 2594191/03, кл. Е 21 С 3/04, 22.03.78.