1
Изобретение относится к машиностроению
и может быть использовано в карданных шанирах , обеспечивающих синхронное вращение
ведущего и ведомого звеньев.
Известен кардан равных угловых скороетей
, содержащий внутреннюю и наружную части с выполненными в них в плоскостях
.меридианов попарно канавками, причем канавки расположены в продольном направлении
дугообразно, и каждая пара канавок смещена на равные расстояния в противоположные
стороны от средней плоскости карцаяа ll.
Однако в известном кардане в случае
изменения углов пересечения осей валов меняют положение и шарики, что приводит
к отклонению дугообразных канавок от вде- альной окружности, и, следовательно к нарушению
синхронности вращения валов, что во многих случаях недопустимо .
Известен также кардан равных угловых скоростей, содержаш;ий те же конструктивЧые
элементы, что и вышерассмотренный, в котором канавки в продольном направлении
также выполнены дугообразно, и обе канавки каждой пары имеют смещенные на одинаковые
расстояния в противоположные стороны от средней плоскости кардана центры
кривизны, лежащие на оси кардана 2J.
Этот кардан по своей технической сущности
и достигаемому эффекту наиболее близок к описываемому изооретенгао.
Недостатком этого кардана является необхооимость аатыловывания дугообразных
канавок в продольном направлении, что считается сложным и дорогостоящим технологическим ппоиессом.
Целью изоооетения является повышение технологичности и снижение стоимости изготовления
.
Поставленная пель достигается тем, что
центры кривизны канавок при выпрямленном кардане расположены на прямой, парал
.леяьной оси кардана, а расстояние от центров кривизны до центральной плоскости кардана
, перпендикулярной его оси, не меньше расстояний от торда наружной части
кардана до упомянутой плоскости.
Такое выполнение кардана обеспечивает
достаточную глубину канавок для любых. в том числе и больших углов переноса осей
валов. Канавки можно получать экономичными и эффективными способами обработки
без образования стружки, в частности спеканием и холодным выдавливанием , которые
для известных карданов с затылованными в нродольном направлении канавками неприемлемы ,
Ма чертеже представлен кардан равных угловых скоростей, продольный разрез,
Описываемый кардан равных угловых скоростей состоит из выполненной заодно
с валом 1 наружной части 2 и закрепленно на валу 3 внутренней части 4 , В наружной
2 и внутренней 4 частях кардана расположены попарно в плоскостях меридианов канавки
5 и 6, в каждой паре которых установлены перекатывающиеся шарики 7, подвижно
замыкающие наружную 2 и внутрен нюю 4 части кардана. Шарики 7 установлены в окнах сепарато
ра 8, взаимодействующего своей наружной сферической поверхностью 9 с внутренней
сферической поверхностью 1О наружной час ти 2 кардана, а своей внутренней сферическо
прверхностью 11 - с наружной сферической поверхностью 12 внутренней части 4 карда
на. Центр этих сферических поверхностей совпадает с центром А кардана,
При изломе пересекающихся осей валов равномерная и синхронная передача кардано
вращательного движения между валами 1 и 3 обеспечивается только при условии
перемещения шариков 7 в плоскости деляшей угол мезйду осями валов 1 и 3 пополам.
Для обеспечения этого условия канавки 5 кардана выполнены в осевом сечении с дугообразным
основанием 13 из центра кривизны Б, а канавки 6 - с дугообразным основанием 14 из центра кривизны В. При
выпрямленном кардане оба центра кривизны лежат на одной параллели к обшей оси
валов 1, 3. Расстояния а и б центров кривизны Б и В средней плоскости Е кардана
равны между собой и выбраны так, что нормали 15 и 16 образуют в точках контакта
шариков 7 с канавками 5 и 6 угол около 22 . При этом расстояния а и б
должны быть равны или больше расстояния торца наружной части 20 кардана от его средней плоскости Е.
Канавки 5 и 6 не затылованы в продольном направлении, в связи с чем их можно
выполнять с торца соответствующей части кардана, например, аксиальным холодным
выдавливанием или спеканием. Формула изобретения Кардан равных угловых скоростей, содержащий
сепаратор с внутренней и наружной сферическими поверхностями и с вырезами
, в которых размещены шарики, взаимодействующие с поверхностями канавок,
попарно расположенных, в плоскостях мередианов во внутренней и наружной частях кардана
, отличающийся тем, что, с целью повышения технологичности и снижения
стоимости изготовления, центры кривизны канавок при выпрямленном кардане
расположены на прямой, параллельной оси кардана, а расстояния от центров кривизны
до центральной плоскости кардана, перпендикулярной его оси, не меньше расстояния
от торца наружной части кардана до упомянутой плоскости. Источниш информации, принятые во внимание
при экспертизе: 1. Патент Франции № 2074198; кл. Т 16 В З/ОО; 1971 г.
2. Патент США №2046584:кл. 64-21: 936 г.