Код документа: RU2324084C2
Изобретение относится к шарниру равных угловых скоростей в виде встречного шарнира со следующими признаками:
- внешняя часть шарнира, имеющая продольную ось L12, лежащие аксиально напротив друг друга присоединительную и открытую стороны и внешние дорожки качения шариков;
- внутренняя часть шарнира, имеющая продольную ось L13, присоединительные средства для направленного к открытой стороне внешней части шарнира вала и внутренние дорожки качения для шариков;
- внешние и внутренние дорожки качения для шариков образуют между собой пары дорожек;
- пары дорожек размещают в себе по одному передающему крутящий момент шарику;
- между внешней и внутренней частями шарнира установлен кольцевой сепаратор, имеющий распределенные по периферии гнезда для размещения в каждом, по меньшей мере, одного из передающих крутящий момент шариков;
- центры шариков удерживаются сепаратором в средней плоскости ЕМ шарнира и при сгибании шарнира направляются на плоскость биссектрисы угла между продольными осями L12, L13;
- для первой части пар дорожек угол α1 раскрытия между касательными Т221', T231' к основаниям дорожек, проходящими параллельно касательным Т221, T231 к средним линиям М221, М231 дорожек в средней плоскости ЕМ шарнира при выпрямленном шарнире с совпадающими продольными осями L12, L13, раскрывается от присоединительной стороны к открытой стороне;
- для второй части пар дорожек угол α2 раскрытия между касательными Т222', T232' к основаниям дорожек, проходящими параллельно касательным Т222, T232 к средним линиям дорожек в средней плоскости шарнира при выпрямленном шарнире с совпадающими продольными осями L12, L13, раскрывается от открытой стороны к присоединительной стороне. Средние линии пар дорожек являются, по существу, зеркально-симметричными друг другу по отношению к средней плоскости ЕМ шарнира.
Шарниры со встречными дорожками качения в известном выполнении имеют четное число пар дорожек. Первая половина этих пар дорожек раскрывается к открытой стороне внешней части шарнира. Другая половина этих пар дорожек раскрывается к присоединительной стороне внешней части шарнира. Пары дорожек первого и второго видов расположены с чередованием, если смотреть в направлении периферии. При этом дорожки расположены в меридианных плоскостях R, имеющих в направлении периферии равные углы деления 360°/n, где n обозначает число пар дорожек, например 6, 8, 10.
Чередующиеся пары дорожек искривлены при этом так, что в средней плоскости ЕМ шарнира они имеют углы α1, α2 касательных к основаниям дорожек, которые одинаковы по величине, но имеют разную ориентацию, а контуры дорожек чередующихся пар симметричны относительно средней плоскости шарнира.
Известные шарниры со встречными дорожками обеспечивают лишь относительно малые углы сгиба до 35°. Это обусловлено раскрывающимися к присоединительной стороне внешней части шарнира, т.е. закрывающимися к открытой стороне, парами дорожек, которые для необходимой установки сепаратора во внешней части шарнира могут быть выполнены в направлении открытой стороны лишь относительно короткими.
Из DE 10060220 А1 известны шарниры со встречными дорожками качения, у которых для вторых пар дорожек указаны различные формы, включающие в себя также средние линии приблизительно S-образного контура с точкой поворота во внешней и внутренней частях шарнира. В качестве средних линий дорожек определен путь центров шариков в дорожках.
В основе настоящего изобретения лежит задача создания жестких карданных шарниров описанного выше рода с увеличенными углами сгиба.
Первое решение заключается в шарнире равных угловых скоростей в виде шарнира со встречными дорожками качения со следующими признаками:
- внешняя часть шарнира, имеющая продольную ось L12, лежащие аксиально напротив друг друга присоединительную и открытую стороны и внешние дорожки качения шариков;
- внутренняя часть шарнира, имеющая продольную ось L13, присоединительные средства для направленного к открытой стороне внешней части шарнира вала и внутренние дорожки качения шариков;
- внешние и внутренние дорожки качения шариков образуют между собой пары дорожек;
- пары дорожек размещают в себе по одному передающему крутящий момент шарику;
- между внешней и внутренней частями шарнира установлен кольцевой сепаратор, имеющий распределенные по периферии гнезда для размещения в каждом, по меньшей мере, одного из передающих крутящий момент шариков;
- центры шариков удерживаются сепаратором в средней плоскости шарнира и при сгибании шарнира направляются на плоскость биссектрисы угла между продольными осями;
- средние линии М22, М23 дорожек пар дорожек лежат в радиальных плоскостях R через шарнир;
- для первой части пар дорожек угол α1 раскрытия между касательными Т221', T231' к основаниям дорожек, проходящими параллельно касательным Т221, T231 к средним линиям М221, М231 дорожек в средней плоскости ЕМ шарнира при выпрямленном шарнире с совпадающими продольными осями L12, L13, раскрывается от присоединительной стороны к открытой стороне;
- для второй части пар дорожек угол α2 раскрытия между касательными Т222', T232' к основаниям дорожек, проходящими параллельно касательным Т222, T232 к средним линиям дорожек в средней плоскости шарнира при выпрямленном шарнире с совпадающими продольными осями L12, L13, раскрывается от открытой стороны к присоединительной стороне, причем это относится к средним линиям вторых пар дорожек;
- во внешней части шарнира средняя линия М222 дорожек в зоне от средней плоскости ЕМ шарнира вплоть до присоединительной стороны отходит радиально внутрь от опорного радиуса RB, центр МВ которого лежит в точке пересечения перпендикуляра к касательной Т222 к средней линии М222 дорожки в средней плоскости ЕМ шарнира и продольной оси L12;
- во внутренней части шарнира средняя линия М232 дорожек в зоне от средней плоскости ЕМ шарнира вплоть до открытой стороны отходит радиально внутрь от опорного радиуса RB', центр МВ' которого лежит в точке пересечения перпендикуляра к касательной Т232 к средней линии М232 дорожки в средней плоскости ЕМ шарнира и продольной оси L13;
- во внешней части шарнира средняя линия М222 дорожек в зоне от средней плоскости ЕМ шарнира вплоть до открытой стороны выходит радиально наружу за пределы указанного опорного радиуса RB;
- во внутренней части шарнира средняя линия М232 дорожек в зоне от средней плоскости ЕМ шарнира до присоединительной стороны выходит радиально наружу за пределы указанного опорного радиуса RB'.
Благодаря указанной форме дорожек возможно увеличение максимального угла сгиба по сравнению с известными формами дорожек. Указанный первым признак, в соответствии с которым средние линии отходят от опорных радиусов, уходя внутрь, может начинаться непосредственно в средней плоскости шарнира или же вступать позднее, причем он может вести себя при этом, в частности, прогрессивно возрастая. Указанный вторым признак, в соответствии с которым средние линии выходят наружу за пределы опорного радиуса, включает в себя непосредственный отход от опорного радиуса наружу, точно так же, как и лишь более позднее пересечение опорного радиуса и последующий выход наружу.
Согласно одному предпочтительному усовершенствованию шарнир равных угловых скоростей имеет следующие признаки вторых пар дорожек:
- во внешней части шарнира локальный радиус R1 средней линии M222 в средней плоскости ЕМ шарнира меньше опорного радиуса RB;
- во внутренней части шарнира локальный радиус R1' средней линии M232 в средней плоскости ЕМ шарнира меньше опорного радиуса RB'.
Согласно одному предпочтительному усовершенствованию шарнир равных угловых скоростей имеет следующие признаки вторых пар дорожек:
- во внешней части шарнира средняя линия M222 дорожек проходит от средней плоскости ЕМ шарнира до присоединительной стороны радиально вне пределов опорного радиуса RZ, центр которого лежит в центре М шарнира;
- во внутренней части шарнира средняя линия M232 дорожек проходит от средней плоскости ЕМ шарнира до открытой стороны радиально вне пределов опорного радиуса RZ', центр которого лежит в центре М шарнира.
Другое предпочтительное выполнение заключается в следующих признаках вторых пар дорожек:
- во внешней части шарнира средняя линия M222 дорожек проходит от средней плоскости ЕМ шарнира к открытой стороне радиально вне пределов опорного радиуса RB;
- во внутренней части шарнира средняя линия M232 дорожек проходит от средней плоскости ЕМ шарнира к присоединительной стороне радиально вне пределов опорного радиуса RB'.
Еще в одном выполнении предложены следующие признаки:
- во внешней части шарнира средняя линия M222 дорожек проходит от средней плоскости ЕМ шарнира до открытой стороны радиально в пределах опорного радиуса RZ вокруг центра М шарнира;
- во внутренней части шарнира средняя линия M232 дорожек проходит от средней плоскости ЕМ шарнира до присоединительной стороны радиально в пределах опорного радиуса RZ' вокруг центра М шарнира.
Согласно другому выполнению предложены следующие признаки пар дорожек:
- средние линии M222, М232 внешних и внутренних дорожек имеют, по меньшей мере, два встречно изогнутых дугообразных участка, примыкающих друг к другу в точке поворота;
- точки W222 поворота внешних дорожек лежат на расстоянии от средней плоскости ЕМ до открытой стороны;
- точки W232 поворота внутренних дорожек лежат на расстоянии от средней плоскости ЕМ до присоединительной стороны;
- точки W222, W232 поворота лежат ниже максимума расстояния средних линий M222, М232 от продольных осей L12, L13.
Один конкретный пример выполнения содержит признаки вторых пар дорожек:
- средние линии M222 внешних дорожек имеют первую дугу с радиусом R1, центр М1 которого имеет первое осевое смещение О1а от средней плоскости ЕМ шарнира к присоединительной стороне и первое радиальное смещение О1r от продольной оси L12 наружу к дорожке, и примыкающую к этой дуге в направлении присоединительной стороны вторую дугу с радиусом R2, центр М2 которого имеет второе осевое смещение О2а от средней плоскости ЕМ шарнира к открытой стороне и второе радиальное смещение О2r от продольной оси L12 наружу, которое больше суммы первого радиуса R1 и первого радиального смещения О1r;
- средние линии M232 внутренних дорожек имеют первую дугу с радиусом R1', центр М1' которого имеет первое осевое смещение О1а' от средней плоскости ЕМ шарнира к открытой стороне и первое радиальное смещение О1r' от продольной оси L13 наружу к дорожке, и примыкающую к этой дуге в направлении открытой стороны вторую дугу с радиусом R2', центр которого имеет второе осевое смещение О2а' от средней плоскости ЕМ шарнира к присоединительной стороне и второе радиальное смещение О2r' от продольной оси L13 наружу, которое больше суммы первого радиуса R1' и первого радиального смещения О1r'.
При этом предусмотрены, в частности, следующие признаки вторых пар дорожек:
- радиус кривизны средних линий М22 внешних дорожек уменьшается по ходу от средней плоскости ЕМ к присоединительной стороне, а радиус кривизны средней плоскости М23 внутренних дорожек уменьшается по ходу от средней плоскости ЕМ к открытой стороне.
При этом предусмотрены, в частности, следующие признаки вторых пар дорожек:
- средние линии M222 внешних дорожек имеют третью дугу с радиусом R3, которая тангенциально примыкает в том же направлении кривизны к первой дуге с радиусом R1, и радиус R3 меньше радиуса R1;
- средние линии M232 внутренних дорожек имеют третью дугу с радиусом R3', которая тангенциально примыкает в том же направлении кривизны к первой дуге с радиусом R1', и радиус R3' меньше радиуса R1'.
В другом выполнении предложено, что у вторых пар дорожек по ходу средней линии M222 внешних дорожек в направлении открытой стороны ко второй дуге примыкает осепараллельная прямая G3, и что по ходу средней линии M232 внутренних дорожек ко второй дуге в направлении присоединительной стороны примыкает осепараллельная прямая G3'.
Согласно альтернативному выполнению предусмотрено, что у вторых пар дорожек по ходу средней линии M222 внешних дорожек в направлении открытой стороны ко второй дуге примыкает прямая, приближающаяся к продольной оси L12, и по ходу средней линии M232 внутренних дорожек ко второй дуге в направлении присоединительной стороны примыкает прямая, приближающаяся к продольной оси L13.
Согласно еще одному признаку предусмотрено, что у вторых пар дорожек средние линии М22, M23 дорожек пересекаются в средней плоскости ЕМ шарнира под углом 4-32°, причем касательные Т22, Т23 к средним линиям М22, M23 дорожек всех пар дорожек при выпрямленном шарнире образуют одинаковый по величине угол α раскрытия.
При этом предпочтительно первые и вторые пары дорожек расположены с чередованием по периферии. Радиальные плоскости R1 первых пар дорожек и радиальные плоскости R2 вторых пар дорожек могут иметь при этом в направлении периферии, в частности, одинаковые углы деления. В особом выполнении может быть предусмотрено, что контуры первых и вторых пар дорожек несимметричны по отношению к средней плоскости ЕМ шарнира. В частности, первые пары дорожек могут быть выполнены аналогично парам дорожек UF-шарниров без поднутрений, если смотреть с открытой стороны шарнира.
Согласно другой предпочтительной форме выполнения предусмотрено, что радиус PCR1 окружности качения шариков первых пар дорожек меньше радиуса PCR2 окружности качения шариков вторых пар дорожек.
Второе решение заключается в шарнире равных угловых скоростей в виде шарнира со встречными дорожками качения со следующими признаками:
- внешняя часть шарнира, имеющая продольную ось L12, лежащие аксиально напротив друг друга присоединительную и открытую стороны и внешние дорожки качения шариков;
- внутренняя часть шарнира, имеющая продольную ось L13, присоединительные средства для направленного к открытой стороне внешней части шарнира вала и внутренние дорожки качения шариков;
- внешние и внутренние дорожки качения шариков образуют между собой пары дорожек;
- пары дорожек размещают в себе по одному передающему крутящий момент шарику;
- между внешней и внутренней частями шарнира установлен кольцевой сепаратор, имеющий распределенные по периферии гнезда для размещения в каждом, по меньшей мере, одного из передающих крутящий момент шариков;
- центры шариков удерживаются сепаратором в средней плоскости ЕМ шарнира и при сгибании шарнира направляются на плоскость биссектрисы угла между продольными осями L12, L13;
- средние линии М22, М23 дорожек пар дорожек лежат в парах плоскостей ВЕ, ВЕ* дорожек, проходящих параллельно друг другу и симметрично радиальным плоскостям R1, R2 через продольные оси L12, L13;
- для первой части пар дорожек угол α1 раскрытия между касательными Т221', T231' к основаниям дорожек, проходящими параллельно касательным Т221, T231 к средним линиям М221, М231 дорожек в средней плоскости ЕМ шарнира при выпрямленном шарнире с совпадающими продольными осями L12, L13, раскрывается от присоединительной стороны к открытой стороне;
- для второй части пар дорожек угол α2 раскрытия между касательными Т222', T232' к основаниям дорожек, проходящими параллельно касательным Т222, T232 к средним линиям дорожек в средней плоскости шарнира при выпрямленном шарнире с совпадающими продольными осями L12, L13, раскрывается от открытой стороны к присоединительной стороне, причем это относится и к средним линиям вторых пар дорожек;
- во внешней части шарнира средняя линия М222 дорожек в зоне от средней плоскости ЕМ шарнира до присоединительной стороны отходит радиально внутрь от опорного радиуса RB, центр МВЕ которого лежит в точке пересечения перпендикуляра к касательной Т222 к средней линии М222 дорожки в средней плоскости ЕМ шарнира и параллельной продольной оси L12 оси РЕ, РЕ* через плоскость ВЕ, ВЕ* дорожки;
- во внутренней части шарнира средняя линия М232 дорожек в зоне от средней плоскости ЕМ шарнира до открытой стороны отходит радиально внутрь от опорного радиуса RB', центр МВЕ' которого лежит в точке пересечения перпендикуляра к касательной Т232 к средней линии М232 дорожки в средней плоскости ЕМ шарнира и параллельной продольной оси L13 оси РЕ, РЕ* через плоскость ВЕ, ВЕ* дорожки;
- во внешней части шарнира средняя линия М222 дорожек в зоне от средней плоскости ЕМ шарнира до открытой стороны выходит радиально наружу за пределы указанного опорного радиуса RB;
- во внутренней части шарнира средняя линия М232 дорожек в зоне от средней плоскости ЕМ шарнира до присоединительной стороны выходит радиально наружу за пределы указанного опорного радиуса RB'.
Предложенное решение отличается от указанного первым решения, у которого средние линии пар дорожек лежат в радиальных плоскостях, проходящих через средние оси шарнира, тем, что в данном случае средние линии пар дорожек каждых двух соседних шариков проходят в двух параллельных друг другу плоскостях ВЕ, ВЕ* дорожек, расположенных симметрично и параллельно радиальной плоскости R. Радиальная плоскость R при этом, как в первом решении, образована продольными осями L12, L13 при выпрямленном шарнире. При принципиально такой же форме дорожек, что и у первого решения, формы дорожек у второго решения относятся, однако, к параллельным осям РЕ, РЕ*, лежащим в перпендикулярной радиальной плоскости R опорной плоскости ЕХ, проходящей через продольные оси L12, L13, а также к опорным центрам МЕ, лежащим на указанных параллельных осях РЕ, РЕ* и в точке пересечения параллельных осей со средней плоскостью ЕМ шарнира.
Третье решение заключается во вращательном шарнире равных угловых скоростей в виде жесткого карданного шарнира со следующими признаками:
- внешняя часть шарнира, имеющая продольную ось L12, лежащие аксиально напротив друг друга присоединительную и открытую стороны и внешние дорожки качения шариков;
- внутренняя часть шарнира, имеющая продольную ось L13, присоединительные средства для направленного к открытой стороне внешней части шарнира вала и внутренние дорожки качения шариков;
- внешние и внутренние дорожки качения шариков образуют между собой пары дорожек;
- пары дорожек размещают в себе по одному передающему крутящий момент шарику;
- между внешней и внутренней частями шарнира установлен кольцевой сепаратор, имеющий распределенные по периферии гнезда для размещения в каждом, по меньшей мере, одного из передающих крутящий момент шариков;
- центры шариков удерживаются сепаратором в средней плоскости ЕМ шарнира и при сгибании шарнира направляются на плоскость биссектрисы угла между продольными осями L12, L13;
- средние линии М221, М222 соседних дорожек во внешней части шарнира лежат в парах первых плоскостей ВЕ, ВЕ* дорожек, проходящих параллельно друг другу и симметрично радиальным лучам RS1, RS2 через центр М шарнира;
- средние линии М231, М232 соседних дорожек во внутренней части шарнира лежат в парах вторых плоскостей ВЕ', ВЕ*' дорожек, проходящих параллельно друг другу и симметрично радиальным лучам RS1, RS2 через центр М шарнира;
- первые ВЕ, ВЕ* и вторые ВЕ', ВЕ*' плоскости дорожек образуют с радиальными плоскостями R1, R2 через продольные оси L12, L13 одинаковые по величине, встречно нанесенные углы γ, γ';
- для первой части пар дорожек угол α1 раскрытия между касательными Т221', T231' к основаниям дорожек, проходящими параллельно касательным Т221, T231 к средним линиям М221, М231 дорожек в средней плоскости ЕМ шарнира при выпрямленном шарнире с совпадающими продольными осями L12, L13, раскрывается от присоединительной стороны к открытой стороне;
- для второй части пар дорожек угол α2 раскрытия между касательными Т222', T232' к основаниям дорожек, проходящими параллельно касательным Т222, T232 к средним линиям дорожек в средней плоскости шарнира при выпрямленном шарнире с совпадающими продольными осями L12, L13, раскрывается от открытой стороны к присоединительной стороне, причем это относится и к средним линиям вторых пар дорожек;
- во внешней части шарнира средняя линия М222 дорожек в зоне от средней плоскости ЕМ шарнира до присоединительной стороны отходит радиально внутрь от опорного радиуса RB, центр МВЕ которого лежит в точке пересечения перпендикуляра к касательной Т222 к средней линии М222 дорожки в средней плоскости ЕМ шарнира и опорной оси РЕ, РЕ*, проходящей через плоскость ВЕ, ВЕ* дорожки;
- во внутренней части шарнира средняя линия М232 дорожек в зоне от средней плоскости ЕМ шарнира до открытой стороны отходит радиально внутрь от опорного радиуса RB', центр МВЕ' которого лежит в точке пересечения перпендикуляра к касательной Т232 к средней линии М232 дорожки в средней плоскости ЕМ шарнира и опорной оси РЕ, РЕ*, проходящей через плоскость ВЕ, ВЕ* дорожки;
- во внешней части шарнира средняя линия М222 дорожек в зоне от средней плоскости ЕМ шарнира до открытой стороны выходит радиально наружу за пределы указанного опорного радиуса RB;
- во внутренней части шарнира средняя линия М232 дорожек в зоне от средней плоскости ЕМ шарнира до присоединительной стороны выходит радиально наружу за пределы указанного опорного радиуса RB'.
Согласно предложенному третьему решению средние линии пар дорожек каждых двух соседних шариков во внешней части проходят в двух параллельных друг другу плоскостях ВЕ, ВЕ*, проходящих симметрично и параллельно опорной плоскости ЕВ через центр шарнира, которая образует с радиальной плоскостью R угол γ, лежащий в перпендикулярной к радиальной плоскости второй опорной плоскости ЕХ, а во внутренней части - в двух параллельных друг другу плоскостях ВЕ', ВЕ*', проходящих симметрично и параллельно опорной плоскости ЕВ' через центр шарнира, которая образует с радиальной плоскостью R угол γ', лежащий в перпендикулярной радиальной плоскости второй опорной плоскости ЕХ. Указанная радиальная плоскость R образована при этом, как и во втором решении, продольными осями L12, L13 при выпрямленном шарнире. При принципиально такой же форме дорожек, что и у второй альтернативы, формы дорожек у третьего решения опираются, однако, на попарно параллельные друг другу оси во внутренней и внешней частях шарнира, которые попарно пересекаются и которые лежат в перпендикулярной радиальной плоскости R опорной плоскости ЕХ, проходящей через продольные оси L12, L13, а также на опорные центры, лежащие на указанных параллельных осях и в точке пересечения параллельных осей со средней плоскостью ЕМ шарнира.
Шарниры в соответствии с описанными вторым и третьим решениями имеют делимое на два число пар дорожек, если соответственно только одна дорожка лежит в любой плоскости ВЕ, ВЕ*, ВЕ', ВЕ*'. Они имеют делимое на четыре число пар дорожек, если в любой из плоскостей ВЕ, ВЕ*, ВЕ', ВЕ*' лежат две, по существу, противоположные друг другу пары дорожек симметричной друг другу формы.
Как пояснялось выше, другие формы выполнения шарниров, согласно второму и третьему решениям при изменении соответствующих опорных мест, по существу, соответствуют выполнениям шарнира согласно первому решению. Из этого вытекает следующее.
Первое предпочтительное выполнение включает в себя следующие признаки вторых пар дорожек:
- во внешней части шарнира локальный радиус R1 средней линии M222 в средней плоскости ЕМ шарнира меньше опорного радиуса RB;
- во внутренней части шарнира локальный радиус R1' средней линии M232 в средней плоскости ЕМ шарнира меньше опорного радиуса RB'.
Первое предпочтительное выполнение включает в себя следующие признаки вторых пар дорожек:
- во внешней части шарнира средняя линия M222 дорожек проходит от средней плоскости ЕМ шарнира до присоединительной стороны радиально вне пределов опорного радиуса RZ, центр которого лежит в средней плоскости ЕМ шарнира на одной из параллельных осей РЕ, РЕ*; и
- во внутренней части шарнира средняя линия M232 дорожек проходит от средней плоскости ЕМ шарнира до открытой стороны радиально вне пределов опорного радиуса RZ', центр которого лежит в средней плоскости ЕМ шарнира на одной из параллельных осей РЕ, РЕ*, РЕ', РЕ*'.
Другое благоприятное выполнение отличается следующими признаками:
- во внешней части шарнира средняя линия М222 дорожек проходит от средней плоскости ЕМ шарнира до открытой стороны радиально вне пределов опорного радиуса RB;
- во внутренней части шарнира средняя линия М232 дорожек проходит от средней плоскости ЕМ шарнира до присоединительной стороны радиально вне пределов опорного радиуса RB'.
Далее предложены следующие признаки для вторых пар дорожек:
- во внешней части шарнира средняя линия M222 дорожек проходит от средней плоскости ЕМ шарнира до открытой стороны радиально в пределах опорного радиуса RZ, центр которого лежит в средней плоскости ЕМ шарнира на одной из параллельных осей РЕ, РЕ*;
- во внутренней части шарнира средняя линия M232 дорожек проходит от средней плоскости ЕМ шарнира до присоединительной стороны радиально в пределах опорного радиуса RZ', центр которого лежит в средней плоскости ЕМ шарнира на одной из параллельных осей РЕ, РЕ*, PE', PE*'.
Еще одно предложение касается следующих признаков вторых пар дорожек:
- средние линии M222, М232 внешних и внутренних дорожек имеют, по меньшей мере, два встречно изогнутых дугообразных участка, примыкающих друг к другу в точке поворота;
- точки W222 поворота внешних дорожек лежат в плоскости ВЕ, ВЕ* дорожек на расстоянии от средней плоскости ЕМ до открытой стороны;
- точки W232 поворота внутренних дорожек лежат в плоскости ВЕ, ВЕ*, ВЕ', BE*' дорожек на расстоянии от средней плоскости ЕМ до присоединительной стороны;
- точки W222, W232 поворота лежат ниже максимума расстояния средних линий M222, М232 от параллельных осей РЕ, РЕ*, PE', PE*'.
Одна конкретная форма выполнения содержит следующие признаки вторых пар дорожек:
- средние линии M222 внешних дорожек имеют первую дугу с радиусом R1, центр М1 которого имеет в плоскости ВЕ, ВЕ* дорожек первое осевое смещение О1а от средней плоскости ЕМ шарнира к присоединительной стороне и первое радиальное смещение О1r от параллельной оси РЕ, РЕ* наружу, и примыкающую к этой дуге в направлении присоединительной стороны вторую дугу с радиусом R2, центр М2 которого имеет в плоскости ВЕ, ВЕ* дорожек второе осевое смещение О2а от средней плоскости ЕМ шарнира к открытой стороне и второе радиальное смещение О2r от параллельной оси РЕ, РЕ* наружу, которое больше суммы первого радиуса R1 и первого радиального смещения О1r;
- средние линии M232 внутренних дорожек имеют первую дугу с радиусом R1', центр М1' которого имеет в плоскости ВЕ, ВЕ*, ВЕ', BE*' дорожек первое осевое смещение О1а' от средней плоскости ЕМ шарнира к открытой стороне и первое радиальное смещение О1r' от параллельной оси РЕ, РЕ*, PE', PE*' наружу, и примыкающую к этой дуге в направлении открытой стороны вторую дугу с радиусом R2', центр М2' которого имеет в плоскости ВЕ, ВЕ*, ВЕ', BE*' дорожек второе осевое смещение О2а' от средней плоскости ЕМ шарнира к присоединительной стороне и второе радиальное смещение О2r' от параллельной оси РЕ, РЕ*, PE', PE*' наружу, которое больше суммы первого радиуса R1' и первого радиального смещения О1r'.
Другое предложение включает в себя следующие признаки вторых пар дорожек:
- радиус кривизны средних линий М22 внешних дорожек уменьшается по ходу от средней плоскости ЕМ к присоединительной стороне, а радиус кривизны средней плоскости М23 внутренних дорожек уменьшается по ходу от средней плоскости ЕМ к открытой стороне.
Еще одно предложение включает в себя следующие признаки вторых пар дорожек:
- средние линии M222 внешних дорожек имеют третью дугу с радиусом R3, которая тангенциально примыкает в том же направлении кривизны к первой дуге с радиусом R1, и радиус R3 меньше радиуса R1;
- средние линии M232 внутренних дорожек имеют третью дугу с радиусом R3', которая тангенциально примыкает в том же направлении кривизны к первой дуге с радиусом R1', и радиус R3' меньше радиуса R1'.
Далее предложено, что у вторых пар дорожек по ходу средней линии M22 внешних дорожек в направлении открытой стороны ко второй дуге примыкает осепараллельная прямая G3, и по ходу средней линии M23 внутренних дорожек ко второй дуге в направлении присоединительной стороны примыкает осепараллельная прямая G3'.
Согласно альтернативной форме выполнения предусмотрено, что у вторых пар дорожек по ходу средней линии M222 внешних дорожек в направлении открытой стороны ко второй дуге примыкает прямая, приближающаяся к параллельной оси РЕ, РЕ*, а по ходу средней линии M232 внутренних дорожек ко второй дуге в направлении присоединительной стороны примыкает прямая, приближающаяся к параллельной оси РЕ, РЕ*, PE', PE*'.
Также здесь может быть предусмотрено, что у вторых пар дорожек средние линии М22, М23 дорожек пересекаются в средней плоскости ЕМ шарнира под углом 4-32°, причем касательные Т22, Т23 к средним линиям М22, M23 дорожек всех пар дорожек при выпрямленном шарнире образуют одинаковый по величине угол α раскрытия.
Шарнир описанной здесь формы имеет предпочтительно делимое на четыре число пар дорожек. При этом, в частности, предусмотрено, что шарики двух соседних, лежащих в параллельных плоскостях ВЕ, ВЕ* пар дорожек размещают в одном общем гнезде сепаратора.
Как уже пояснялось выше, плоскости ВЕ, ВЕ* дорожек согласно второму решению могут проходить параллельно продольным осям L12, L13, а плоскости ВЕ, ВЕ*, BE', BE*' дорожек согласно третьему решению - под углом γ, γ' наклона к продольным осям L12, L13.
В предпочтительном выполнении предусмотрено, что угол 2ϕ деления между парами дорожек, шарики которых размещены в одном общем гнезде сепаратора, меньше угла деления между соседними парами дорожек, шарики которых размещены в разных гнездах сепаратора.
При этом между углом γ наклона и углом 2ϕ деления может существовать отношение γ=α /2·tanϕ, где α/2 обозначает угол наклона дорожки или половину угла раскрытия.
Далее предложено, что из двух непосредственно соседних пар дорожек одна пара выполнена в виде первой пары дорожек, а другая - в виде второй пары дорожек. В дополнение к этому может быть предусмотрено, что из двух лежащих в одной плоскости пар дорожек одна пара выполнена в виде первой пары дорожек, а другая - в виде второй пары дорожек, т.е. две, по существу, радиально противоположные друг другу дорожки раскрываются с одной стороны к открытой стороне, а с другой стороны - к присоединительной стороне.
Изобретение более подробно поясняется с помощью чертежей, изображающих предпочтительные примеры выполнения шарниров согласно изобретению в сравнении с шарниром из уровня техники.
На чертеже представляют:
- фиг.1: шарнир согласно изобретению по первому решению
а) в поперечном сечении;
b) в продольном разрезе по линии А-А;
с) в продольном разрезе по линии В-В;
- фиг.2: шарнир согласно изобретению по второму решению
а) в поперечном сечении;
b) в продольном разрезе по линии А-А;
с) в продольном разрезе по линии В-В;
- фиг.3: шарнир согласно изобретению по фиг.2 согласно третьему решению:
а) в поперечном сечении;
b) в продольном разрезе по линии А-А;
- фиг.4: геометрические отношения у шариковой пары шарнира по фиг.3:
а) в поперечном сечении;
b) в продольном разрезе через плоскость дорожек;
с) в продольном разрезе через шариковую пару;
- фиг.5: продольные оси и средние линии вторых дорожек шарнира согласно изобретению по первому выполнению:
а) для внешней части шарнира;
b) для внутренней части шарнира;
- фиг.6: продольные оси и средние линии вторых дорожек шарнира согласно изобретению по второму выполнению:
а) для внешней части шарнира;
b) для внутренней части шарнира.
Фиг.1а-1с описаны ниже вместе. Шарнир 11 включает в себя внешнюю часть 12, внутреннюю часть 13, шесть передающих крутящий момент шариков 14 и сепаратор 15. Сепаратор 15 имеет сферическую внешнюю поверхность 16, которая направляется внешней частью шарнира, и сферическую внутреннюю поверхность 17, которая направляется внутренней частью шарнира, причем этот второй контакт необязателен. Шарики 14 удерживаются в распределенных по периферии гнездах 18 сепаратора 15 в средней плоскости ЕМ шарнира. У внешней части 12 шарнира обозначена продольная ось L12, а у внутренней части 13 шарнира - продольная ось L13. Точка пересечения продольных осей L12, L13 со средней плоскостью ЕМ шарнира образует центр М шарнира. Внешняя часть 12 шарнира имеет дно 19, которое может переходить, например, в присоединительную цапфу, и отверстие 20, в которое может быть вставлена соединяемая с внутренней частью шарнира цапфа. Для этого внутренняя часть 13 шарнира имеет отверстие 21 для вставки. Положение дна 19 обозначает далее осевое направление «к присоединительной стороне», а положение отверстия 20 обозначает далее осевое направление «к открытой стороне». Эти понятия используются также в отношении внутренней части шарнира, причем фактическое присоединение вала к внутренней части шарнира оставлено без внимания.
По обе стороны от средней плоскости ЕМ, для максимального угла βmax сгиба внутренней части 13 шарнира относительно внешней части 12 шарнира отложены углы βmax/2 контакта шариков в обоих направлениях. По периферии с чередованием предусмотрены первые пары дорожек 221, 231 с первыми шариками 141 и вторые пары дорожек 222, 232 со вторыми шариками 142. Форма первых пар дорожек 221, 231 видна из сечения по линии А-А, а форма вторых пар дорожек 222, 232 - из сечения по В-В. Первые шарики 141 имеют контакт с первыми внешними парами дорожек 221 во внешней части шарнира и первыми внутренними парами дорожек 231 во внутренней части шарнира. Средние линии М221, М231 этих дорожек выполнены по типу UF-дорожек и состоят из дуги окружности и примыкающей по касательной прямой. В изображенном выпрямленном положении касательные Т221', T231' к шарикам 141 образуют в точках контакта с дорожками 221, 231 угол α1 раскрытия, раскрывающийся к открытой стороне. Вторые шарики 142 перемещаются по внешним дорожкам 222 во внешней части шарнира и по внутренним дорожкам 232 во внутренней части шарнира. Шарики 142 изображены в контакте с основанием дорожек, который необязателен. В изображенном выпрямленном положении касательные Т222', T232' к шарикам 142 образуют в точках контакта с дорожками 222, 232 угол α2 раскрытия, раскрывающийся к присоединительной стороне. Для описания дорожек 22, 23 ниже дана ссылка на их средние линии М222, М232. В средней плоскости ЕМ обозначены касательные Т222, T232 к средним линиям, параллельные вышеуказанным касательным Т222', T232'. Угол α2 между указанными касательными Т222, T232 составляет 4-32°.
Видно, что каждая пара дорожек со своими средними линиями М22, М23 лежит в одной радиальной плоскости R1, R2, проходящей через шарнир, эти радиальные плоскости R отстоят на одинаковое угловое расстояние друг от друга, и каждый шарик 14 размещен в одном гнезде 18 сепаратора 15.
Фиг.2а-2с описаны ниже вместе. Шарнир 11 изображен в выполнении, видоизмененном по сравнению с выполнением по фиг.1. Одинаковые детали, тем не менее, обозначены такими же ссылочными позициями, что и на фиг.1а-1с. Шарнир 11 согласно изобретению включает в себя в этом выполнении дорожки 22, 23, лежащие в плоскостях ВЕ, ВЕ*, расположенных попарно симметрично радиальным плоскостям R, проходящим через шарнир. На фиг.2b изображен ломаный разрез по линии А-А, проходящий через плоскость ВЕ и первую пару дорожек 221, 231 с первым шариком 141 и через радиальную плоскость между двумя парами дорожек. На фиг.2с изображен ломаный разрез по линии В-В, проходящий через плоскость ВЕ* и вторую пару дорожек 222, 232, и через радиальную плоскость между двумя парами дорожек. По периферии видны пары дорожек, включающие в себя соответственно первую пару 221, 231 и вторую пару 222, 232дорожек и удерживаемые в общем гнезде 18. Угол деления этих пар дорожек меньше, чем между двумя соседними парами дорожек, не относящимися к одной паре дорожек. Первые и вторые пары дорожек чередуются в изображенном здесь выполнении по периферии.
Как видно на фиг.2b, первые шарики 141 расположены в первых парах из внешних 221 и внутренних 231 дорожек, выполненных по типу дорожек UF-шарниров. Это значит, что средние линии М22, М23 этих пар дорожек состоят из радиусов и примыкающих к ним тангенциальных прямых. Касательные T221', T231' к шарикам в дорожках образуют первый угол α1 раскрытия, раскрывающийся к открытой стороне внешней части шарнира.
На фиг.2с виден второй шарик 142, удерживаемый во вторых внешних дорожках 222 и вторых внутренних дорожках 232. Касательные T222', T232' к шарикам 142 образуют между собой угол α2 раскрытия, раскрывающийся к присоединительной стороне внешней части шарнира. В отношении контура дорожек ниже дана ссылка на средние линии М222 , М232. В средней плоскости ЕМ шарнира касательные T222, T232 к средним линиям М222, М232 пересекаются под уже упомянутым углом α2.
Плоскости ВЕ, ВЕ* дорожек содержат параллельные продольным осям и проходящие на минимальном расстоянии от них оси РЕ, РЕ*, которые образуют линии пересечения между плоскостями дорожек и опорной плоскостью ЕХ1, ЕХ2, перпендикулярной соответствующей радиальной плоскости R1, R2. На параллельных осях РЕ, РЕ* на минимальном расстоянии от центра М шарнира лежат центры МЕ, МЕ* дорожек. Если симметрично трем или четырем радиальным плоскостям R с одинаковым углом деления расположить по четыре пары дорожек, то получатся шарниры с двенадцатью или шестнадцатью парами дорожек 22, 23 и соответственно двенадцатью или шестнадцатью шариками 14. В соответствии с фиг.2а изображенный на фиг.2b, 2c центр МЕ1, МЕ1* является не центром шарнира, а центром кривизны дорожки в одной из плоскостей ВЕ1, ВЕ1*.
Фиг.3а, 3b описаны ниже вместе. Фиг.3а соответствует, в принципе, фиг.2а, причем, однако, здесь линия А-А разреза проведена параллельно опорной плоскости ЕХ1 через шарики одной пары дорожек. На фиг.3b изображена первая опорная плоскость ЕВ для внешних дорожек, которая перпендикулярна указанной опорной плоскости ЕХ1 и содержит радиальный луч RS через центр М шарнира. Эта опорная плоскость ЕВ образует с радиальной плоскостью R, проходящей через продольные оси L12, L13, угол γ наклона. Параллельно опорной плоскости ЕВ лежат плоскости ВЕ, ВЕ*, в которых проходят средние линии внешних дорожек одной пары. На фиг.3b изображена первая опорная плоскость ЕВ' для внутренних дорожек, которая перпендикулярна указанной опорной плоскости ЕХ1 и содержит радиальный луч RS, проходящий через центр М шарнира. Эта опорная плоскость ЕВ' образует с радиальной плоскостью R, проходящей через продольные оси L12, L13, угол γ' наклона, который равен по величине углу γ и отложен по другую сторону радиальной плоскости R. Параллельно опорной плоскости ЕВ' лежат плоскости ВЕ', ВЕ*', в которых проходят средние линии внутренних дорожек одной пары. Средние линии каждой пары дорожек пересекаются в средней плоскости ЕМ шарнира.
Фиг.4а-4с описаны ниже сообща. На фиг.4а изображено поперечное сечение лежащего в средней плоскости шарнира шарикового узла из четырех пар шариков 141, 142 аналогично фиг.3. Угол деления между шариками 141, 142 одной пары и промежуточной радиальной плоскостью R1 обозначен соответственно ϕ0 и ϕ0'. Дорожки отстоят от опорной плоскости ЕХ1 на расстояние, соответствующее радиусу PCR окружности качения, умноженному на косинус ϕ0. Вертикальное расстояние от шариков одной пары до указанной радиальной плоскости R1 обозначено соответственно а. Плоскости ВЕ1, ВЕ1* служат заменой указанию прохождения плоскостей ВЕ, ВЕ* внешних дорожек и прохождения плоскостей ВЕ', ВЕ*' внутренних дорожек через среднюю плоскость шарнира.
На фиг.4b в разрезе через одну из плоскостей ВЕ1, ВЕ1* обозначен угол α2 раскрытия между касательными Т22, Т23 к средним линиям второй пары дорожек, причем обозначенные стороны угла изображают касательные Т22', T23' к основаниям дорожки. α2/2 соответствует, таким образом, половине угла раскрытия или углу наклона дорожки.
На фиг.4 с изображена пара шариков 141, 142 с внешними плоскостями ЕВ, ЕВ* и внутренними плоскостями ЕВ', EB*' дорожек. Обозначены также показанные на фиг.4b точки D1, D2 прохождения касательных к дорожке.
Следующий вывод действителен для идеального случая, когда указанные касательные Т22, Т23 к дорожке проходят через радиальные плоскости R на осях L12, L13, т.е. точки D1, D2 прохождения лежат на продольных осях L12, L13.
Справедливы следующие отношения:
из чего следует:
Для маленьких углов α2/2 и γ справедливо приближение:
и таким образом
На фиг.5а изображена проходящая параллельно одному основанию средняя линия М22 внешней дорожки 22 по одной из фиг.1-3. Средняя линия М22 дорожки во внешней части шарнира состоит из радиуса R1 вокруг центра М1 с первым осевым смещением О1а и первым радиальным смещением О1r, а также второго радиуса R2 со вторым осевым смещением О2а и вторым радиальным смещением О2r. Переход обозначен точкой W22 поворота. Ко второму радиусу R2 тангенциально примыкает параллельная оси L12, РЕ, РЕ* прямая G3. В средней плоскости ЕМ обозначена касательная Т22 к средней линии М22, пересекающая продольную ось L12, РЕ; РЕ* под углом α/2. Перпендикуляр к касательной Т22 пересекает продольную ось L12, РЕ; РЕ* в опорном центре МВ, МВЕ опорного радиуса RB. Другой опорный радиус RZ проведен из центра М, МЕ дорожки. Слева от средней плоскости ЕМ к присоединительной стороне 19 средняя линия М22 проходит в пределах радиуса RB и вне пределов радиуса RZ. Справа от средней плоскости ЕМ к открытой стороне 20 средняя линия М22 проходит, по существу, вне пределов радиуса RB. Радиальное движение шарика на его пути вдоль дорожки по отношению к центру М, МЕ дорожки обозначено е. Это соответствует минимальной толщине сепаратора в зоне гнезд, причем во избежание кромочных контактов требуется предохранительный припуск.
На фиг.5b изображены проходящие параллельно основаниям средние линии М23 соответствующих внутренних дорожек 23 по одной из фиг.1-3. Средняя линия М23 дорожки 23 во внутренней части 13 шарнира состоит из кривой с первым радиусом R1' из центра M1' и кривой со вторым радиусом R2' из центра M2'. Переход обозначен точкой W23 поворота. К участку кривой со вторым радиусом R2' примыкает параллельная оси L13, PE, PE*, PE', PE*' прямая G3'. При этом центр M1' имеет осевое смещение O1a' и радиальное смещение O1r', а центр M2' имеет осевое смещение O2a' и радиальное смещение O2r'. В средней плоскости ЕМ обозначена касательная Т23 к средней линии М23, которая пересекает продольную ось L13, PE, PE*, PE', PE*' под углом α/2. Перпендикуляр к касательной Т23 пересекает продольную ось L13, PE, PE*, PE', PE*' в опорном центре MB', MBE' опорного радиуса RB'. Другой опорный радиус RZ' проведен из центра М, МЕ дорожки. Справа от средней плоскости ЕМ средняя линия М23 проходит к открытой стороне 20 в пределах радиуса RB' и вне пределов радиуса RZ'. Слева от средней плоскости ЕМ средняя линия М23 проходит к присоединительной стороне 19, по меньшей мере, предпочтительно вне пределов радиуса RB'. Радиальное движение шарика на его пути вдоль дорожки по отношению к центру М, МЕ дорожки обозначено е. Обе средние линии М22, М23 на фиг.5а, 5b пересекаются в средней плоскости ЕМ шарнира под углом α и проходят зеркально-симметрично этой средней плоскости.
На фиг.6а в видоизмененном выполнении изображена проходящая параллельно основанию средняя линия М22 внешней дорожки 22. Средняя линия М22 дорожки во внешней части шарнира состоит из дуги с первым радиусом R1 из центра М1 с первым осевым смещением О1а и первым радиальным смещением O1r, дуги со вторым радиусом R2 из центра М2 со вторым осевым смещением О2а и вторым радиальным смещением O2r и дуги с третьим радиусом R3, причем эта последняя дуга направлена противоположно дуге с радиусом R2, примыкает к дуге с радиусом R1, причем радиус R3 меньше этого радиуса R1, и дуга с радиусом R3 искривлена в том же направлении, что и дуга с радиусом R1, причем положение центра М3 более подробно не показано. Переход между дугами с первым и вторым радиусами соответственно обозначен точкой W22 поворота. К дуге со вторым радиусом R2 тангенциально примыкает параллельная оси L13, PE, PE* прямая G3. В средней плоскости ЕМ обозначена касательная Т22 к средней линии М22, которая пересекает продольную ось L13, PE, PE* под углом α/2. Перпендикуляр к касательной Т22 пересекает продольную ось L12, PE; PE* в опорном центре MB, MBE опорного радиуса RB. Другой опорный радиус проведен из центра М, МЕ дорожки. Слева от средней плоскости средняя линия М22 проходит к присоединительной стороне 19 в пределах радиуса RB и вне пределов радиуса RZ. Справа от средней плоскости ЕМ средняя линия М22 проходит к открытой стороне 20 предпочтительно вне пределов радиуса RB. Радиальное движение шарика на его пути вдоль дорожки по отношению к центру М, МЕ дорожки обозначено е. Это соответствует минимальной толщине сепаратора в зоне гнезд, причем во избежание кромочных контактов требуется предохранительный припуск.
На фиг.6b в видоизмененном выполнении изображены проходящие параллельно основаниям средние линии М23 соответствующих внутренних дорожек 23. Средняя линия М23 дорожки 23 во внутренней части 13 шарнира состоит из дуги с первым радиусом R1' из центра M1', дуги со вторым радиусом R2' из центра M2' и дуги с третьим радиусом R3', которая направлена противоположно дуге с радиусом R2', примыкает к дуге с радиусом R1', причем радиус R3' меньше этого радиуса R1', и дуга с радиусом R3' искривлена в том же направлении, что и дуга с радиусом R1'. К дуге со вторым радиусом R2' примыкает параллельная оси L13, PE, PE*, PE', PE*' прямая G3'. При этом центр M1' имеет осевое смещение O1a' и радиальное смещение O1r', центр M2' имеет осевое смещение O2a' и радиальное смещение O2r'. Положение центра M3' более подробно не обозначено. В средней плоскости МЕ обозначена касательная Т23 к средней линии М23, которая пересекает продольную ось L13, PE, PE*, PE', PE*' под углом α/2. Перпендикуляр к касательной Т23 пересекает продольную ось L12, PE; PE*, PE', PE*' в опорном центре MB', MBE' опорного радиуса RB'. Другой опорный радиус RZ' проведен из центра М, МЕ дорожки. Справа от средней плоскости ЕМ средняя линия М23 проходит к открытой стороне 20 в пределах радиуса RB' и вне пределов радиуса RZ'. Слева от средней плоскости ЕМ средняя линия М23 проходит к присоединительной стороне 19 предпочтительно вне пределов радиуса RB'. Радиальное движение шарика на его пути вдоль дорожки по отношению к центру М, МЕ дорожки обозначено е. Обе средние линии М22, М23 на фиг.6а, 6b пересекаются в средней плоскости ЕМ шарнира под углом α и проходят зеркально-симметрично этой средней плоскости.
Изобретение относится к шарнирам равных угловых скоростей. Шарнир равных угловых скоростей в виде шарнира со встречными дорожками качения имеет внешнюю часть с продольной осью, лежащие аксиально напротив друг друга присоединительную и открытую стороны и внешние дорожки качения. Для первой части пар дорожек угол раскрытия между касательными к основаниям дорожек раскрывается от присоединительной стороны к открытой стороне. Для второй части пар дорожек угол раскрытия между касательными к основаниям дорожек раскрывается от открытой стороны к присоединительной стороне, причем это относится к средним линиям вторых пар дорожек. Во внешней части шарнира средняя линия дорожек в зоне от средней плоскости шарнира до присоединительной стороны отходит радиально внутрь от опорного радиуса, центр которого лежит в точке пересечения перпендикуляра к касательной к средней линии дорожки в средней плоскости шарнира и продольной оси. Во внутренней части шарнира средняя линия дорожек в зоне от средней плоскости шарнира до открытой стороны отходит радиально внутрь от опорного радиуса, центр которого лежит в точке пересечения перпендикуляра к касательной к средней линии дорожки в средней плоскости шарнира и продольной оси. Во внешней части шарнира средняя линия дорожек выходит в зоне от средней плоскости шарнира до открытой стороны радиально наружу за пределы указанного опорного радиуса, а во внутренней части шарнира средняя линия дорожек в зоне от средней плоскости шарнира до присоединительной стороны радиально наружу за пределы указанного опорного радиуса. Технический результат заключается в создании карданного шарнира с увеличенными углами сгиба. 3 н. и 49 з.п. ф-лы, 15 ил.