Код документа: RU2559347C1
Область техники, к которой относится изобретение
Настоящее изобретение относится к турбийону механизма механических часов, а также к механизму, снабженному турбийоном данного типа или к оборудованным таким устройством механическим часам.
Уровень техники
Турбийоны для механических часов и механизмов уже известны в течение некоторого времени. В них анкерное колесо, рычаг и так называемый баланс механизма установлены на поворотной каретке, которая скреплена или соответственным образом жестко соединена с валом второго колеса, а именно второй шестерни. В этом случае баланс или вал баланса обычно совпадает с воображаемым осевым продолжением второй шестерни. Зубчатое колесо, соединенное с анкерным колесом, в итоге зацепляется с неподвижным зубчатым колесом, соосным с валом баланса, за счет чего турбийон и, следовательно, его поворотная каретка каждую минуту совершает полный оборот.
Точная установка механических часов требует остановки секундного циферблата. В традиционных существующих механизмах это обычно обеспечивается посредством так называемого фиксатора баланса, который приводится в действие, например, путем вытягивания коронки и может выключаться за счет нажатия на коронку.
В часах с минутным турбийоном, в которых отображение секунд обеспечивается непосредственно вращающейся кареткой турбийона, реализация фиксатора баланса данного типа оказывается чрезвычайно сложной.
Например, в документе DE 10160287 А1 описывается устройство для турбийона, имеющее приблизительно клиновидную двуплечую пружину, которая может перемещаться от базового положения радиально наружу траектории вращательного перемещения стержней каретки турбийона в фиксирующее положение. В фиксирующем положении, когда плечи двуплечей пружины направлены противоположно направлению вращения контура баланса, пружина может упруго упираться в радиально вращающийся контур баланса.
Данный тип радиального контакта с балансом может, с одной стороны, оказаться вредным для чрезвычайно чувствительного крепления турбийона. С другой стороны, упорное положение двуплечей пружины в радиально вращающийся и направленный наружу в радиальном направлении контур баланса может оказать влияние на грузы, установленные на ободе баланса для регулировки или установки равновесия с точки зрения их положения или ориентации. Опасность здесь заключается в том, что двуплечая пружина влияет на калибровку или высокочувствительную настройку баланса и, следовательно, оказывает отрицательное воздействие на точность часов, в особенности на скорость хода.
Кроме того, фиксатор баланса, описанный в соответствии с документом DE 10160287 А1, который взаимодействует в радиальном направлении с ободом баланса, мало пригоден для парящих турбийонов, поскольку двуплечая пружина, действующая в радиальном направлении на турбийон с одной стороны, существенно будет влиять на такое чувствительное крепление турбийона.
В документе CN 201402376 U также описывается стопорный механизм для парящего турбийона. В этом случае имеются две цанги, которые могут входить в зацепление в радиальном направлении с центральным валом второй шестерни, направленной в сторону от баланса. Однако в этом случае удается обеспечить только косвенное функциональное соединение с балансом часов. Анкерное колесо может останавливаться или фиксироваться при помощи цанг, при этом эта фиксация может передаваться через рычаг на установленный с возможностью качания баланс. Поэтому данный фиксирующий механизм может вызвать последующее колебание баланса при активации.
В отличие от этого проблема, на решение которой направлено настоящее изобретение, заключается в создании усовершенствованного фиксатора баланса для турбийона механических часов. Он должен обладать возможностью максимально простого встраивания, например, в существующую конструкцию турбийона, и по возможности должен оказывать минимальное воздействие на крепление и устойчивость турбийона.
Раскрытие изобретения
Данная проблема решается в турбийоне механизма с признаками п. 1 формулы изобретения, а также соответствующих часов с признаками п. 15 формулы изобретения, в которой предпочтительные варианты осуществления изобретения являются предметом зависимых пунктов формулы.
Соответственно, разработан турбийон механизма, который имеет поворотную каретку, которая может соединяться или скрепляться со второй шестерней механизма, данная поворотная каретка установлена с возможностью поворота относительно базовой пластины механизма. На данной установленной с возможностью поворота и, следовательно, поворотной каретке установлены с возможностью вращения, по меньшей мере, один баланс на оси баланса и также анкерное колесо. Анкерное колесо в данном случае расположено над рычагом, функционально соединенным с балансом. В данном случае баланс, рычаг и анкерное колесо образуют спусковой механизм часового механизма.
В этом случае турбийон также отличается тем, что на поворотной каретке установлен тормозной элемент, который может вводиться в зацепление с балансом и имеет возможность осевого перемещения относительно оси баланса. При помощи тормозного элемента данного типа может быть получен фиксатор баланса, который не прикладывает несимметричных радиальных сил к балансу или к поворотной каретке турбийона. При помощи тормозного элемента, который может вводиться в осевом направлении в зацепление с балансом, баланс может также непосредственно затормаживаться, а именно фиксироваться, при помощи тормозного элемента, в результате чего может прекращаться вращательное перемещение турбийона или, другими словами, вращательное перемещение каретки.
За счет возможности перемещения тормозного элемента в осевом направлении он может входить в обеспечивающий торможение контакт с торцевой поверхностью баланса, расположенной с ним на одной линии в осевом направлении, или с участком, жестко скрепленным с балансом. В результате баланс может непосредственно затормаживаться или фиксироваться таким образом, что при срабатывании фиксатора баланса нет опасности возникновения последующих колебаний баланса. Кроме того, радиальная симметрия турбийона и его поворотной каретки может в основном не зависеть от подвижного в осевом направлении тормозного элемента, за счет чего тормозной элемент особенно подходит для реализации фиксатора баланса в случае парящего турбийона.
Кроме того, фиксация баланса может осуществляться при помощи тормозного элемента, действующего в осевом направлении, без необходимости пересечения для этого поворотной каретки турбийона в радиальном направлении. Поскольку тормозной элемент входит в функциональный контакт только с балансом и не контактирует с поворотной кареткой турбийона, возможно при помощи разработанного тормозного элемента обеспечить фиксацию минутного турбийона, причем в этом случае поворотная каретка турбийона также может поворачиваться при остановке баланса. Кроме того, подвижный в осевом направлении тормозной элемент обеспечивает реализацию турбийона, например, для циферблатов хронографа или для снятия замеров через короткие промежутки времени.
В соответствии с одной модификацией тормозной элемент может зацепляться с балансом посредством трения для его фиксации. Сила трения, прикладываемая к балансу тормозным элементом, может резко или постоянно увеличиваться при активации тормозного элемента, за счет чего обеспечивается остановка баланса с демпфированием.
За счет фрикционного функционального соединения тормозного элемента и баланса баланс может фиксироваться в любом положении или конфигурации вне зависимости от его текущего состояния.
В соответствии с еще одним вариантом осуществления изобретения на первом выступающем внутрь в радиальном направлении участке тормозного элемента имеется вторая соосная фрикционная поверхность, которая может вводиться в контакт с соответствующей соосной первой фрикционной поверхностью баланса. Тормозной элемент, в частности, идет в радиальном направлении внутрь в сторону вала баланса. Он выступает практически до вала баланса или до его воображаемого продолжения, где он может входить в зацепление с балансом для его торможения или замедления, например, за счет перемещения или деформации в сторону баланса в осевом направлении.
По существу соосные первая и вторая поверхности баланса и первый участок тормозного элемента отличаются тем, что вектор нормали идет по существу в осевом направлении, другими словами, параллельно валу баланса. В зависимости от размещения или перемещения тормозного элемента возможно несовпадение оси второй фрикционной поверхности на первом участке тормозного элемента с осевым направлением, а именно когда тормозной элемент, по меньшей мере, частично поворачивается в сторону баланса или, например, деформируется на каком-нибудь другом участке в осевом направлении.
В соответствии с еще одним вариантом осуществления изобретения тормозной элемент может, в частности, входить в зацепление в осевом направлении с диском или с двойным роликом. Тормозной элемент может, в частности, вводиться в зацепление с торцевой поверхностью диска или двойного ролика, направленного в сторону, противоположную балансу или ободу баланса. В этой степени первая фрикционная поверхность баланса, которая входит в зацепление с тормозным элементом, расположена на торцевой поверхности ролика или двойного диска, направленной в сторону тормозного элемента.
Ответные первая и вторая фрикционные поверхности баланса и тормозного элемента могут обладать характеристиками, повышающими трение, например, иметь заранее заданную шероховатость. Тем не менее, в зависимости от того, какое нужно получить тормозное усилие тормозного элемента в осевом направлении, по меньшей мере, одна из двух фрикционных поверхностей может быть выполнена по существу гладкой.
Согласно еще одному варианту осуществления изобретения первый участок тормозного элемента, совмещенный в радиальном направлении с валом баланса, имеет форму вилки или кругового сегмента, по меньшей мере, для частичного охвата вала баланса. Таким образом, обеспечивается максимальное увеличение первой и второй фрикционных поверхностей тормозного элемента и баланса, которые входят в контакт, в частности, для обеспечения максимального торможения или фиксации. Геометрическая реализация свободного конца тормозного элемента, выступающего внутрь в радиальном направлении, в форме вилки обеспечивает последующую установку тормозного элемента, например, на поворотную каретку турбийона, в частности, когда баланс уже установлен на поворотной каретке.
Кроме того, выступающий внутрь в радиальном направлении имеющий форму вилки или кругового сегмента конец тормозного элемента может быть адаптирован к соответствующему внешнему контуру первой фрикционной поверхности баланса, за счет чего обеспечивается введение в фрикционный контакт с тормозным элементом максимально возможной части первой фрикционной поверхности.
В этом случае также может обеспечиваться установка тормозного элемента на боковой стороне поворотной каретки радиально и диаметрально противоположной анкерному колесу. Таким образом, обеспечивается дополнительное центрирование центра тяжести поворотной каретки.
В качестве варианта альтернативного варианту осуществления с тормозным элементом в форме вилки возможен вариант тормозного элемента в форме кольца, в котором тормозной элемент полностью охватывает вал баланса и установлен с возможностью смещения относительно вала баланса, по меньшей мере, своей секцией или полного. При помощи варианта осуществления тормозного элемента в виде кольца может обеспечиваться радиально симметричное торможение или фиксирование баланса и, следовательно, его диска или двойного ролика.
В соответствии с еще одним вариантом осуществления изобретения тормозной элемент имеет второй участок, смещенный от первого участка в радиальном направлении. При помощи данного второго участка тормозной элемент жестко соединяется с поворотной кареткой турбийона. Следовательно, тормозной элемент с поворотной кареткой также вращается относительно вала баланса, который обычно совпадает с осью вращения поворотной каретки.
Обычно первый и второй участки тормозного вышерассмотренного тормозного элемента являются свободными концевыми участками тормозного элемента. Поскольку тормозной элемент жестко скреплен с поворотной кареткой при помощи второго участка, образующего второй конец, концевой участок, расположенный напротив, может, например, перемещаться в осевом направлении относительно поворотной каретки и, следовательно, относительно баланса. Жесткое соединение с поворотной кареткой можно весьма просто обеспечить, например, при помощи винтового соединения. За счет своей гибкости и при правильном подборе материала тормозного элемента первый участок может, тем не менее, перемещаться относительно поворотной каретки, по меньшей мере, в осевом направлении.
В соответствии с еще одним вариантом осуществления изобретения тормозной элемент может деформироваться в осевом направлении противоположно восстанавливающей силе. В этом случае специально предусматривается конфигурация тормозного элемента, обеспечивающая возможность упругой деформации. Восстанавливающая сила, противоположно которой может деформироваться тормозной элемент в осевом направлении, создается упругими свойствами тормозного элемента.
Тормозной элемент может для этого выполняться в виде упругодеформируемой пластины или упругодеформируемой пружины, приблизительно аналогичной листовой пружине, только один конец которой, а именно второй участок, установлен на поворотной каретке и жестко скреплен с поворотной кареткой. Противоположный концевой участок, а именно первый участок, снабженный второй фрикционной поверхностью, тормозного элемента может, следовательно, упруго перемещаться в осевом направлении для входа в обеспечивающий торможение контакт с балансом, в частности, в осевом направлении.
Поворотная каретка турбийона обычно имеет форму колеса или круга, при которой внешняя кромка в форме обода или кольца соединена со ступицей через множество спиц, идущих в радиальном направлении. В этом случае ступица может соединяться со второй шестерней с фиксацией от взаимного вращения, и ее ось вращения может совпадать с валом баланса или с его продолжением.
За счет крепления тормозного элемента к вилке поворотной каретки может осуществляться крепление тормозного элемента к ступице или диску или двойному ролику баланса разнесенными в пространстве элементами, при котором первый участок тормозного элемента, снабженный второй фрикционной поверхностью, которая выступает внутрь в радиальном направлении и, следовательно, в зону ступицы, может иметь конфигурацию, которая обеспечивает упругую деформацию в осевом направлении относительно поворотной каретки.
В соответствии с еще одним вариантом осуществления изобретения тормозной элемент может перемещаться в осевом направлении из свободного положения в тормозное или фиксирующее положение при помощи приводного элемента, выполненного с возможностью смещения в осевом направлении относительно поворотной каретки. Приводной элемент в этом случае может обеспечивать прижатие к тормозному элементу в осевом направлении таким образом, что первый участок тормозного элемента удаляется от поворотной каретки и перемещается в осевом направлении к балансу и входит с ним в зацепление, а более конкретно, с его диском или двойным роликом.
В этом случае специально предусмотрено, что приводной элемент располагается между первым и вторым участком, либо между противоположными концами тормозного элемента, если смотреть в радиальном направлении. Таким образом, упругая деформация тормозного элемента может вызваться осевым смещением приводного элемента, при помощи которого первый участок тормозного элемента, снабженный второй фрикционной поверхностью, может вводиться в непосредственный контакт с балансом.
Возможность упругой деформации тормозного элемента может также означать в этом случае, что приводной элемент, выполненный с возможностью смещения в осевом направлении, может смещаться обратно в начальное положение под действием восстанавливающей силы тормозного элемента при уменьшении приводного воздействия или при выключении.
Согласно еще одному варианту осуществления изобретения приводной элемент также удерживается с возможностью осевого смещения в направляющей, соединенной с поворотной кареткой. Направляющая в этом случае может устанавливаться в зоне ступицы поворотной каретки или непосредственно встраиваться в эту ступицу. Направляющая и приводной элемент, движущийся по ней в осевом направлении, и также тормозной элемент последовательно устанавливаются на поворотной каретке турбийона и вращаются вместе с ней в процессе работы механизма.
В соответствии с еще одним вариантом осуществления изобретения приводной элемент упирается в осевом направлении в кольцо, которое может смещаться соосно с направляющей. Кольцо охватывает направляющую в этом случае в зоне, направленной в сторону от баланса. За счет смещения кольца относительно направляющей в направлении баланса приводной элемент, опирающийся в осевом направлении на кольцо, может аналогичным образом смещаться в направлении баланса, в результате чего тормозной элемент также перемещается или деформируется в направлении баланса.
И, наконец, приводной элемент может подниматься путем поднятия кольца в направлении баланса, за счет чего тормозной элемент может выталкиваться вверх и упираться в баланс, а более конкретно, в диск или его двойной ролик.
Следует отметить, что обозначения, использованные выше или ниже, имеют исключительно иллюстративное назначение. В варианте осуществления, предложенном в данном документе, баланс, например, расположен над тормозным элементом и, соответственно, над приводным элементом и направляющей. Однако в других вариантах осуществления или альтернативных вариантах осуществления может иметь место обратная конфигурация. Следовательно, смещение или перемещение в направлении баланса соответствует смещению или перемещению вверх или в противоположном направлении.
В соответствии с еще одним вариантом осуществления изобретения кольцо может смещаться в осевом направлении против действия упругой силы в сторону баланса, в данном случае в направлении вверх. Эта упругая сила может обеспечиваться, например, пружиной растяжения или пластинчатой пружиной, которая расположена в осевом направлении между кольцом и направляющей, или ступицей поворотной каретки.
Таким образом, кольцо может удерживаться в начальном положении, противоположном балансу. Когда приводится в действие фиксатор баланса, с другой стороны, предусмотрено осевое смещение кольца в направлении, противоположном направлению действия силы данной пружины, в результате чего тормозной элемент может в итоге подниматься в осевом направлении.
В соответствии с модификацией кольцо может функционально соединяться, в частности, с множеством приводных элементов, которые удерживаются с возможностью смещения в осевом направлении, например, на периферии направляющей или на периферии ступицы в соответствующих средствах приема направляющей. Таким образом, обеспечивается по существу симметричный в радиальном направлении подъем кольца, за счет чего в процессе осевого перемещения относительно направляющей или ступицы кольцо направляется также максимально плавно и не склонно к отклонению.
Согласно еще одному варианту осуществления изобретения кольцо имеет на внешнем периметре, направленном в сторону от баланса, т.е. на нижней радиальной внешней кромке, например, начальный наклон, который соответствует начальному наклону подвижного в радиальном направлении привода, который приводится в положение, в котором он упирается в кольцо. Привод может, например, быть выполнен в форме поворотной в радиальном направлении защелки.
В результате перемещения приводного элемента внутрь в радиальном направлении кольцо может подниматься в направлении, противоположном направлению действия упругой силы в направлении баланса. Предпочтительно в этом случае, по меньшей мере, два привода, которые примерно диаметрально противоположно расположены на кольце, могут переводиться в упорное положение, за счет чего кольцо может подниматься из положения покоя максимально равномерно и без наклона.
Кроме того, привод может быть связан с нажимным элементом или с установочным рычагом через рычажный механизм. И, наконец, привод может перемещаться в радиальном направлении при помощи нажимного элемента или при помощи коронки завода механизма, за счет чего начальные отклонения приводного элемента, выполненного в виде защелки, обеспечивают подъем кольца аналогично вертикальному хронографическому соединению.
Приводные элементы в этом случае могут также быть поджатыми пружиной и могут аналогичным образом быть связаны с одним из множества упругих элементов.
В соответствии с еще одним вариантом осуществления турбийон выполнен, в частности, в виде парящего турбийона. Тормозной элемент, действующий в осевом направлении, может, в частности, встраиваться в существующие конструкции турбийонов с малыми затратами по доработке конструкции. Кроме того, тормозной механизм мало заметен со стороны циферблата. В частности, тормозная система, описанная в данном документе, не оказывает влияния на функционирование турбийона и его поворотной каретки при работе часов.
И, наконец, в соответствии с еще одним независимым аспектом разработаны механические часы, такие как наручные часы, карманные часы или настенные часы, снабженные механизмом с вышеописанным турбийоном.
Краткое описание чертежей
Прочие цели, признаки, а также возможные предпочтительные приложения разъясняются в нижеследующем описании примера осуществления изобретения со ссылками на чертежи. На чертежах:
Фиг. 1 - местный пространственный вид турбийона в разрезе;
Фиг. 2 - пространственный вид ступицы турбийона и двух приводов, которые могут вводиться с ней в зацепление;
Фиг. 3 - сечение турбийона с включенным тормозным элементом;
Фиг. 4 - сечение турбийона с включенным тормозным элементом и зафиксированным балансом.
Осуществление изобретения
Турбийон 10 не показанного подробно часового механизма изображен на Фиг. 1, 3 и 4. Турбийон 10 имеет поворотную каретку 6, которая имеет нижнюю каретку 60 с различными расположенными по радиусам спицами 61, в которой на внешнем кольце нижней каретки 60 имеются три стержня 62, распределенные по периметру нижней каретки 60, к которым крепится верхняя каретка 64. Каретки 60, 64 дополнительно соединены без возможности вращения с выполненной в виде фланца ступицей 40, которая, как показано на Фиг. 3, соединена без возможности вращения со второй шестерней 46.
Ступица 40 и, следовательно, вся поворотная каретка 6 установлена с возможностью вращения относительно неподвижного колеса 50, которое также может называться нижним блоком 50. Неподвижное колесо 50, как показано на Фиг. 3, имеет выполненный в виде фланца зубчатый участок 52 с внешними зубьями 54 на верхнем торцевом участке. Зубчатое колесо 15, соединенное с анкерным колесом 16, зацепляется с первыми внешними зубьями 54. Зубчатое колесо 15 и анкерное колесо 16 расположены соосно и в этом случае оба установлены на поворотной каретке 6 на первом подшипнике 17. Поворот анкерного колеса 16 приводит к соответствующему повороту всей поворотной каретки 6 на эту величину относительно нижнего неподвижного колеса 50.
Также на Фиг. 1, 3 и 4 показан баланс 12 с пружиной 14 баланса спускового механизма 11. Баланс 12 в этом случае установлен на поворотной каретке 6 на подшипнике баланса 18, который определяет вал 28 баланса. Подшипник 18 баланса в этом случае отличается наличием подшипниковых втулок 22, которые взаимодействуют с соответствующими фрикционными камнями 20 на боковой стороне каретки. Рычаг спускового механизма 11 не показан на представленных фигурах, поэтому на Фиг. 1-4 содержится только местный вид спускового механизма 11.
На подшипнике 18 баланса имеется двойной ролик 24 с выступающей вниз первой фрикционной поверхностью 26 на торцевой грани под колесом баланса. При помощи нижней подшипниковой втулки 22 и за счет того, что она упирается в осевом направлении на соответствующий фрикционный камень 20, между первой фрикционной поверхностью 26 и ступицей 40 образуется осевой зазор. Действующий в осевом направлении тормозной элемент 30 выступает в этот зазор, при этом элемент ложится на верхнюю сторону нижней каретки 60, как показано на Фиг. 1 и 3.
Тормозной элемент 30 в результате находится под поворотной кареткой 6 и расположен в осевом направлении между поворотной кареткой 6 и неподвижным колесом 50. Тормозной механизм в результате практически не виден со стороны циферблата. Это дает особое преимущество с точки зрения эстетики в случае парящего турбийона, у которого нет моста и, следовательно, вся поворотная каретка которого находится полностью на виду, а не закрыта частично другим элементом основной пластины. При такой компоновке встраивание тормозного механизма является, с одной стороны, относительно простым, поскольку мало вмешательство в конструкцию существующего варианта парящего турбийона. С другой стороны, по-прежнему обеспечиваются эстетические преимущества парящего турбийона по сравнению со стандартным турбийоном.
Тормозной элемент 30 в этом случае имеет первый участок 30а, снабженный второй осевой фрикционной поверхностью 32, направленной вверх, в сторону баланса 12, которая, как показано на Фиг. 4, может оказывать давление на первую фрикционную поверхность 26 двойного ролика 24 снизу. Таким образом, может осуществляться тормозное и фиксирующее воздействие на двойной ролик 24 посредством тормозного элемента 30 и, следовательно, непосредственно на баланс 12, жестко скрепленный с ним.
Тормозной элемент 30 в представленном примере выполнен в виде подобия тормозной пружины. Он также имеет второй участок 30b, противоположный первому участку 30а, через который тормозной элемент 30 соединен с нижней кареткой 60. Как показано на Фиг. 1 и 3, второй участок 30b тормозного элемента 30 может привинчиваться к спице 61 нижней каретки 60.
В радиальном направлении между первым и вторым участком 30а, 30b расположено цилиндрическое углубление соответствующего направляющего отверстия ступицы 40, т.е. направляющая. В этом углублении, как показано на Фиг. 4, приводной элемент 34 направляется с возможностью смещения в осевом направлении. Нижний торцевой участок приводного элемента 34 имеет скос в радиальном направлении относительно головки 36 приводного элемента и опирается через радиальную шкалу на кольцо 42, охватывающее втулку 40.
Упругий элемент 48 установлен в осевом направлении между кольцом 42 и нижней частью ступицы 40, расширяющейся в виде фланца, данный элемент может быть выполнен, например, в виде расширяющейся пружины. Таким образом, кольцо 42 может смещаться вверх и, следовательно, в осевом направлении к балансу 12 противоположно направлению действия упругого элемента 48. Данное осевое смещение кольца 42 приводит к соответствующему осевому смещению приводного элемента 34, который в данном случае выполнен в виде регулировочного болта.
В результате осевого смещения верхняя головка 36 приводного элемента 34 упирается в нижнюю сторону тормозного элемента 30 таким образом, что он поднимает выступающий внутрь в радиальном направлении свободный конец тормозного элемента 30 и, следовательно, толкает его вторую фрикционную поверхность 32 до упора с ответной первой поверхностью 26 двойного ролика 24. За счет взаимного трения между первой и второй фрикционными поверхностями 32, 26 тормозной элемент 30 может оказывать тормозное воздействие на баланс 12.
Как показано на Фиг. 3 и 4, кольцо 42 может направляться при помощи множества болтов 34, 38, обеспечивающих возможность смещения в осевом направлении на ступице 40. Второй болт 38 по существу не выполняет никаких функций, связанных с работой тормозного устройства. Однако за счет второго болта 38 обеспечивается чрезвычайно плавное, без перекосов осевое смещение кольца 42 относительно ступицы 40.
Для включения торможения или фиксации к кольцу 42 необходимо приложить силу в осевом направлении, как показано стрелками на Фиг. 4. Эскиз приводного устройства данного типа показан в качестве примера на пространственном чертеже на Фиг. 2. В этом случае два (первый и второй) привода 70, 70а симметрично установлены один рядом с другим и соединены непосредственно друг с другом при помощи второго зубчатого зацепления 71, данные приводы шарнирно установлены на втором подшипнике 71 и третьем подшипнике 76а, т.е. на основной пластине механизма.
Свободные концы первого и второго приводов 70, 70а выполнены в виде защелки 72, и каждый из них имеет второй начальный уклон 74, конфигурация которого соответствует конфигурации первого начального уклона 44 нижней внешней кромки кольца 42. За счет наличия направленного радиально внутрь наклонного участка первого и второго приводов 70, 70а относительно кольца 42 кольцо 42 может подниматься в направлении, противоположном направлению действия восстанавливающей силы упругого элемента 48 за счет взаимодействия первого и второго ответных начальных наклонных участков 44, 74 кольца.
Соответственно, приводной элемент 34 также осуществляет осевое перемещение, которое в итоге приводит к создающему торможение подъему направленных радиально внутрь свободных концов 30а тормозного элемента 30.
Как также показано на Фиг. 2, первый и второй приводы 70, 70а, а более конкретно, их защелки 72, упираясь непосредственно в кольцо 42, могут взаимодействовать с еще одним упругим элементом 80, который имеет два плеча 84, 84а, т.е. первое плечо 84 пружины и второе плечо 84а пружины, каждое из которых предназначено для толкания защелок 72 внутрь в радиальном направлении. Двуплечие пружины 80, показанные здесь, могут в этом случае аналогичным образом крепиться в зоне четвертого подшипника 82 к основной пластине механизма.
Активация фиксатора баланса, показанного здесь, может осуществляться под действием силы или крутящего момента на приводной край 78 плеча защелки. Например, путем затягивания коронки завода или путем воздействия на нажимной элемент или другим способом постоянно действующая сила на приводной край 78 может снижаться таким образом, что первый и второй приводные элементы 70 и 70а поднимают кольцо 42 под действием двуплечей пружины 80 и, таким образом, приводят в действие тормоз, действующий в осевом направлении баланса 12.
Кроме того, ниже отмечается, что пример осуществления изобретения, показанный в данном случае, только демонстрирует возможность практической реализации изобретения, определенного в формуле изобретения. Ни при каких обстоятельствах изобретение не ограничивается примером осуществления, показанным в данном документе, но оно может осуществляться множеством способов в виде, продемонстрированном в нижеследующих пунктах формулы изобретения и их комбинациях.
Список обозначений
6 - поворотная каретка
10 - турбийон
11 - спусковой механизм
12-баланс
14 - пружина баланса
15 - зубчатое колесо
16 - анкерное колесо
17. - первый подшипник
18 - подшипник баланса
20 - фрикционный камень
22 - подшипниковая втулка
24 - двойной ролик
26 - первая поверхность трения
28 - вал баланса
30 - тормозной элемент
30а - первый участок
30b - второй участок
32 - первая фрикционная поверхность
34 - приводной элемент
36 - головка
38 - болт
40 - ступица
42 - кольцо
44 - первый начальный уклон
46 - вторая шестерня
48 - упругий элемент
50 - неподвижное колесо
52 - зубчатый участок
54 - первые зубья
60 - нижняя каретка
61 - спица
62 - стержень
64 - верхняя каретка
70 - первый привод
70а - второй привод
71 - второй зубчатый участок
72 - защелка
74 - второй начальный уклон
76 - второй подшипник
76а - третий подшипник
78 - приводной край
80 - пружина
2 - четвертый подшипник
84 - первое плечо пружины
84а - второе плечо пружины
Настоящее изобретение относится к турбийону часового механизма, а также к механизму, снабженному турбийоном данного типа или к оборудованным таким устройством механическим часам. Представленный турбийон включает: установленную с возможностью вращения поворотную каретку (6), соединенную со второй шестерней (46), баланс (12), установленный на поворотной каретке (6) относительно вала (28) баланса и также имеющий анкерное колесо (16), установленное на поворотной каретке (6), и функционально соединенный с балансом (12) через рычаг, отличающийся тем, что на поворотной каретке (6) установлен тормозной элемент (30), который может вводиться в зацепление с балансом (12) и имеет возможность осевого перемещения относительно вала баланса (28). Техническим результатом настоящего изобретения является создание усовершенствованного фиксатора баланса для турбийона механических часов. 2 н. и 13 з.п. ф-лы, 4 ил.
Механизм турбийона для часов