Код документа: SU1226392A1
.
Изобретение относится к электронно-механическим наручным часам с шаговым двигателем и со стрелочной индикацией, в частности к редуктору электронно-механических наручных часов с шаговым двигателем с центральной секундной стрелкой, и может быть использовано в часовой промьшшеннос- ти при производстве кварцевых наручных часов.
Цель изобретения - повьшение тех- нологичесности редуктора и упрощение его сборки при одновременном уменьшении габаритных размеров.
На фиг, 1 представлен предлагаемый редуктор, разрез; на фиг. 2 - узел выходных валов редуктора с одно детальным фланцем минутного вала, разрез; на фиг. 3 - то же, с составным фланцем минутного вала.
С трибом , насаженным на вал 2 двигателя 3, являющийся входным валом редуктора, находится в зацеплении дополнительное колесо 4., KOTojboe насажено на вал с трибом 5, а послед НИИ находится в зацеплении с секундным колесом 6. Последнее насажено на вал центрального секундного триба 7 совершающего один оборот в г-шнуту и находящегося в зацеплении с промежуточным колесом 8, которое насажено на вал триба 9, находящегося в зацеплении с центральным фрикционным колесом 10, а последнее свободно надето на фланец 1I.
На фиг. 2 фланец 11 представляет собой одну деталь, посаженную на выполненную в валу 12 проточку. На фиг. 3 показана форма исполнения i фланца 11 составным. В этом случае он образован цилиндрическим буртиком 13 вала 12 и напрессованной на этот буртик деталью L-образного сечения . При необходимости фланец 11 может быть также выполнен как одно целое с валом 12, (фиг. 1)., В любом случае фланец 11 имеет внутренний торец 14, служащий для ограничения осевого люфта вала 12 в направлении к платине. I
На внешней поверхности фланца 1
выполнена Гг-образная проточка, за счет которой образованы две взаимно- перпендикулярные поверхности: цилиндрическая поверхность I5 и торцовая поверхность 16. Первая служит радиальной опорой колеса 10, а вторая - ei o осевой опорой. На выступа
263922
ющий с о стороны циферблата конец полого вала 12 насажен с натягом до упора в заплечик 17 минутный 18, который находится в зацеплении с век5 сальным колесом 19. Колесо 19 насажено на триб 20, находящийся в зацеплении с часовым колесом 21. Последнее вьтолнено как одно целое с полым валом 22, несушим часовую стрелку 23.
О На втулке 24 минутного триба 18 насажена минутная стрелка 25, а на конце удлиненной нижней цапфы вала центрального секундного триба 7, пропущенного через полый вал 12, - кундная стрелка 26.
Таким образом, вал центрального секундного триба 7 и концентричные ему полые валы 12 и 22 представляют собой три выходных вала редуктора
20 соотв€ тственно секундный, минутный и часовой, имеющих различную скорость вращения и связанных один с другим и с валом двигателя через зубчатые пары триб-колесо. Верхняя 25 цапфа 27 триба 5, верхняя цапфа 28 триба 7 и верхняя цапфа 29 триба 9 расположены в камневых цодшипниках, соответственно 30-32 запрессованных в отверстиях моста 33 колесной пе30 редачи. Нижняя цапфа 34 триба 5 и нижняя цапфа 35 триба 9 находятся в камневых подшипниках соответственно 36 и 37 запрессованных в отверстия платины 38, тогда как нижняя
35 цапфа 39 триба 7 находится в камне- вом подшипнике 40, запрессованном в
отверстии вала 12. I
В центральном отверстии 4 платины 38 {фиг. З) запрессована опорная
втулка 42, служащая подшипником вала 12, который свободно пропущен через отверстие этой втулки. Удлиненная часть 43 опорной втулки 42 выступает из платины в сторону моста 33 так, что внутренняя цилиндрическая поверхность 44 опорной втлуки 42, являющаяся радиальным подшипником вала 12, достаточно развита в осевом направлении. Предпочтительно высота
50 опорной втулки 42, по меньшей мере, равна нару кному диаметру вала 12.
Опорная втулка 42 имеет радиальный буртик 45, лежащий на платине 38, посредством которого втулка 42 удер55 живается от самопроизвольной вьтрес- совки при снятии минутного триба 18 во время разборки редуктора, например , при ремонте часов. Удлиненная
45
3
цилиндрическая часть 43 опорной втулки 42 находится во внутренней расточке 46 фланца 11, верхний торец 47 этой втулки служит осевым подшипником полого вала 12, а нижний торец 48 - осевым подшипником триба 18, и поскольку последний посажен с натягом на вал 1 2,торец 48 опорной втулки 42 фак тически является осевым подшипником самого вала 12. Благодаря этому величину осевого люфта Д у вала 12, а следовательно, и у центрального колеса 10 и минутного триба 18 определяет точность вьтолнения всего лишь двух размеров: высоты h опорной втулки 42 и расстояния Н между торцом 14 фланца 11 и заплечиками 17 вала 12.. На цилиндрическую поверхность 15 фланца J1 насажена с натягом разрезная -втулка 49, с которой во фрикционном взаимодействии находится верхний торец 50 центрального фрикционного колеса 10., нижний торец 51 этог колеса находится во фрикционном взаимодействии с торцовой поверхностью 16 фланца 11, которая параллельна торцу втулки 49. За счет осевого перемещения втулки 49 можно изменять величину прогиба центрального фрикционного колеса 10 и тем самым регулировать величину фрикционного момента
У колеса 10 верхний торец 50 находится от платины 38 на расстоянии В, которое, по крайней мере, равно расстоянию в от платины 38 до верхнего торца 47 опорной втулки 42.Предпочтительно , чтобы В в (фиг. 3). Достигается это благодаря тому, что верхняя часть 43 опорной втулки 42 входит во внутреннюю расточку 46 фланца 11, колесо 10 позиционировано на наружной L-образной проточке фланца 1 1 . Таким образом, колесо 10 лежит в плоскости, проходящей между торцами втулки 42, т.е. в габарите подшипника, и радиальное усилие в паре промежуточный триб 9 - центральное фрикционное колесо 10 оказьшает- ся приложенным между опорными поверхностями подшипника вала 12. Опорными поверхностями вала 22 (фиг. 1) часового колеса 21 являются наружная цилиндрическая поверхность 24 минутного триба 18 и его торец 52, а также обращенная к 1латине 38 сторона циферблата (не показан а). Радиальным подшипником вала вексельного триба 20 служит штифт 53, запрессованный в
26392
платину 38, верхним осевым подшипником этого триба является сама платина 38, а нижним осевым подшипником - мост ремонтуара или плата календаря 5 (не показаны).
Как видно на фиг. 1, платина 38 со стороны, обращенной к мосту 33, не имеет каких-либо расточек или фре- зеровок дпя размещения в них колес 10 редуктора. В платине выполнены только отверстия 54, в каждое из которых своим цилиндрическим выступом 55 запрессована резьбовая колонка 56, т.е. колонка, имеющая резьбовое отверстие; )5 второй цилиндрический выступ 57 колонки служит для координирования на его торце моста 33, Расстояние d между любыми двумя наиболее удаленными точками торцовой позиционирующей по- 20 верхности 58 с колонки 56 соизмеримо с расстоянием А между геометрическими осями любых двух смежных валов редуктора (фиг. 1), например, валов колеса 8 к триба 7. Предпочтительно, что- 25 бы d А.
Колонка 56 имеет в-плане предпочтительно круглую форму. Однако в зависимости от конкретных условий эта форма может быть выбрана иной, на- 30 пример, овальной, прямоугольной, треугольной и т.д.
Число резь бовых колонок 56 выбирается произвольным, но не менее двух. Использование двух колонок 56 является предпочтительным, так как при этом требуемая точность координирования моста 33 относительно платиньг 38 достигается наиболее простым путем.
Мост 33 лежит на верхнем торце 58 колонок 56 будучи надет своими отверстиями- на выступы 57 колонок и скреплен с каждой колонкой посредством винта 59, т.е. координирован относительно платины 38.
Камневые подшипники 30-32 в мосту 33 и камневые подшипники 36 и 37 в платине 38 предпочтительно запрессованы заподлицо с обращенными одна к другой поверхностями моста 33 и
50 платины 38.
На фиг. 1 подшипники 30-32, 36 и 37 показаны как камневые, однако при необходимости они могут быть выполнены из других материалов, в том
55 числе самосмазьшаюш 1хся, возможно также использование в качестве подшипников скольжения самих калиброванных отверстий в платине и мосту.
40
Формула изобретения
1. Редуктор электронно-мехамичес- ких наручных часов, с шаговым двигателем , содержащий три концентричяьк вдла - секундный, минутный, часовой,; связанных один с другим и с валом двигателя через зубчатые нары триб- колесо, а также мост, з акре илек Н1.1Й на платине посредством резьбовых соединений , при этом на минутном валу установлено фрикционное колесо а его нодшипник вьтолнен в виде запрессованной в отверстие платины опорной втулки, о. тли,ч ающий с я тем, что, с целью повьшения технологи гнос- ти редуктора и упрощения сборки редуктора при одновременном уменьшении габаритных размеров, минутный Bajs
установлен в отверстии опорной втулки , выступающая из платины часть которой расположена со стороны моста
и ,введена в расточку фланца минутного вала,
2 Редуктор по п. 1, о т л и ч а- м П1 и и с я тем, что минутный вал снабжен разрезной втулкой, а фрикционное колесо свободно установлено на фланце минутного вала с возможностью фрикционного взаимодействия с обра- щеиным)- одна к другой поверхностями фланца и разрезной втулкой.
3, Ред- тстор по пп,. 1 и 2., о т л и- ч а ю ш, к и с я тем, что зубчатые пары, соединяющие вал двигателя с ми- нутньм валом, расположены на одной стороне платины5 обращенной к мосту.
59
Л У Z 1 SS S.75S
51
,f
w
50 14 47
k
XtNXX f
Физ.З .
Изобретение может быть использовано в часовой промьшшенности при производстве кварцевых наручных часов . Цель изобретения - повышение технологичности редуктора и упрощение его сборки при одновременном уменьшении габаритных размеров. Устройство содержит три концентричных вала: часовой 22, минутный 12 н секундный вал секундного триба 7, связанных один с другим и с валом 2 двигателя 3 через зубчатые пары триб - колесо и имеющих различную скорость вращения. В центральном отверстии платины 38 запрессована опорная втулка 42, служащая подшипником минутного вала 12, свободно пропущенного через отверстие в ней. Выступающая из платины часть опорной втулки 42 введена во внутреннюю расточку фланца 11, на цилиндрическую поверхность которого с натягом насажена разрезная втулка 49. За счет осевого перемещения этой втулки можно менять величину прогиба находящегося с ней во взаимодействии центрального фрикционного колеса 10. В отверстия 54 платины 38 запрессованы резьбовые колонки 56, цилиндрические выступы 57 которых служат для координирования на их торцах моста 33 относительно платины 38. Числа резьбовых колонок выбирается не менее двух для обеспечения требуемой точности координирования . 2 з.п. ф-лы, 3 ил. i (Л С N и Чм IS to Од СО СО to