Код документа: SU1762012A1
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в конструкциях подшипников качения изготавливаемых с закладкой смазки на заводе- изготовителе
Известны подшипники качения с метзп- лическими защитными шайбами запрессованными в проточки наружного кольца и зафиксированными от выпадения кернени- ем,чеканкой или развальцовкой
Известен также подшипник качения с металлическими защитными шайбами смонтированными и закрепленными посредством стопорных колец в проточках наружного кольца подшипника
Известные подшипники требуют высокой точности из иговления проточе/ под шайбы прецизионным фасонным инструментом Кроме того, жесткое стопорное кольцо, взаимодействуя с наружным кольцом подшипника искажает форму дооожки качения и тем самым ухудшает эксплуатационные харзктеоистики прецизионных приборных узпов Отклонение от , ругло ти о рожки качения увеличиваете в 2 3 раза по еле установки защитных шайб
Целью изобретения является повышение технологичности конструкции подшипника за счет упрощения формы проточек наружного кольца и снижения тоебований к точности их выполнения и повышение точности подшипника благодаря уменьшению влияния стопорных колец на форму дорожки качения и в итоге повышение надежно стп и качества подшипника
Указанная цеть достигается тем что в подшипнике качения имеющем наружное и внутреннее копьца размещенные между ними тела например шарики и одну или две защитных шайбы у торцов наружного кольца в проточках на его внутренней поверхности причем шайбы за креплены от выпадания разрезными стопорными кольцами защитные шайбы выполнены из полимерного упругого мате- оияпа и имеют на наоужной кромке кольце
сл
с
xj
О
ю
о
hO
вой бурт, шайбы расположены в проточках наружного кольца кольцевыми буртами наружу и с внутренней поверхностью кольцевого бурта взаимодействуют разрезные стопорные кольца.
Сопоставительный анализ с прототипом показывает, что предлагаемый подшипник качения отличается наличием новых конструктивных элементов - упругих кольцевых буртов по наружной кромке защит- ных шайб, с которыми взаимодействуют разрезные стопорные кольца.
Таким образом, предлагаемый подшипник качения с защитными шайбами соответствует критерию изобретения новизна.
Сравнение предлагаемого подшипника качения с другими техническими решениями показывает, что защитные шайбы, закрепляемые от выпадания и проворачивания с помощью разрезных пружинных ко- лец, известны.
Однако введение кольцевого бурта по наружной кромке полимерной защитной шайбы в заявляемый подшипник качения приводит к тому, что защитные шайбы про- являют новые свойства надежного закрепления в канавках от смещения и проворачивания, причем взаимодействующие с внутренними поверхностями кольцевых буртов разрезные пружинные кольца повышают надежность крепления защитных шайб без непосредственного взаимодействия с наружным кольцом и без его существенной деформации. Это позволяет сделать вывод о соответствии технического решения критерию Существенные отличия .
На чертеже изображен подшипник, разрез .
Подшипник содержит наружное кольцо 1, внутреннее кольцо 2, размещенные между кольцами тела качения, например, шарики 3. На наружном кольце вблизи торцов размещены проточки 4, в которые установлены защитные шайбы 5 с кольцевыми бур- тами по наружному диаметру 6, отжатыми вглубь проточек стопорными кольцами 7, Благодаря своей эластичности кольцевые бурты 6 заполняют полости проточек и удерживают шайбы от выпадания из подшипни- ка и проворачивания,
Подшипник может быть выполнен и собираться с защитными шайбами следующим образом.
Защитные шайбы 5 выполняются с на- ружным диаметром по кольцевым буртам 6, несколько превышающим диаметр бортика проточки 4, и устанавливаются в проточках
с незначительной предварительной деформацией , причем в проточках кольцевые бурты помещаются с некоторым незначительным зазором. Этот зазор устраняется после установки разрезных стопорных колец 7 по внутренней поверхности кольцевых буртов 6. Вследствие деформации кольцевые бурты 6 плотно заполняют объем канавок 4 по ширине надежно удерживают защитные шайбы 5 or смещения в радиальном направлении и от проворачивания относительно наружного кольца 1 подшипника . При этом стопорные кольца 7 не взаимодействуют непосредственно с наружным кольцом 1, что существенно снижает возможные его деформации от неравномерности усилий прижатия различных точек стопорного кольца к поверхности проточки.
Предлагаемая конструкция подшипника обладает хорошей технологичностью, так как защитная шайба может быть изготовлена из термопласта литьем под давлением, а проточки в наружном кольце можно выполнять с меньшей точностью, чем для металлической шайбы, причем уплотняющее свойство полимерной шайбы значительно лучше, чем металлической, вследствие более плотного прилегания шайбы к поверхностям проточки.
Экономическая эффективность изобретения обуславливается рядом факторов
заменой металла полимером;
снижением трудоемкости изготовления шайбы;
облегчением процесса сборки подшипника;
повышением точности и работоспособности подшипника.
Конкретные данные могут быть получены для каждого конкретного типа подшипника в процессе разработки
Формула изобретения Подшипник качения, содержащий на ружное и внутреннее кольца с проточками i/ размещенные между ними тела качения, г также смонтированные и закрепленные по средством стопорных колец в проточках на ружного кольца защитные шайбы, о т л и ч а ю щ и и с я тем, что, с целью повышена технологичности конструкции колец t уменьшения их деформации от взаимодей стия со стопорными кольцами каждая за щитная шайба выполнена из полимера с кольцевым буртом по его наружной кромке в сторону торца кольца с охватом стопорно го кольца.
6