Устройство завода часов - RU2754481C2

Код документа: RU2754481C2

Чертежи

Описание

Область техники, к которой относится изобретение

Изобретение относится к устройству завода часов, содержащему по меньшей мере первый аккумулятор энергии, предназначенный для приведения в действие первого механизма, и второй аккумулятор энергии, предназначенный для приведения в действие второго механизма, причем указанное устройство завода содержит заводной валик, заводной триб и передвижную шестерню, установленную на указанном заводном валике и имеющую торцовые (кулачковые) зубчатые венцы, расположенные напротив друг друга, позволяющие передвижной шестерне вращать заводной триб в обоих направлениях вращения заводного валика, причем указанный заводной валик и передвижная шестерня занимают одно и то же аксиальное положение завода. Изобретение также относится к часам, содержащим такое устройство завода.

Предшествующий уровень техники

Устройство завода такого типа описано, например, в патентном документе CH 330202. В данном документе раскрыты наручные часы с будильником, содержащие первый аккумулятор энергии, функцию которого выполняет барабан часового механизма, и второй аккумулятор энергии, функцию которого выполняет барабан ударного механизма. Этот механизм содержит заводной валик, предназначенный для управления всеми операциями часового механизма и механизма будильника, в частности, установкой часового механизма и ударного механизма, а также заводом барабана часового механизма или барабана ударного механизма путем вращения заводного валика в одном направлении или в другом, когда он находится в среднем положении завода. Для этого передвижная шестерня входит в зацепление с заводным трибом с помощью зубьев венечного зубчатого колеса, причем обеспечено торцовое зубчатое колесо, входящее в зацепление с заводным трибом, и два промежуточных венечных зубчатых колеса, оба входящие в зацепление с венечным зубчатым колесом и предназначенные для взаимодействия с соответствующим храповым колесом каждого из барабанов. Зацепление промежуточных венечных зубчатых колес с храповым колесом соответствующего барабана обеспечивается пружиной, воздействующей на оси промежуточных венечных зубчатых колес и заставляющей их входить в зацепление с соответствующим храповым колесом. Когда заводной валик вращается в одном или другом направлении, за счет тангенциального усилия, оказываемого венечным зубчатым колесом на промежуточные венечные зубчатые колеса, одно из промежуточных колес закручивает соответствующий барабан, в то время как другое производит «отщелкивание». Отщелкивание сопряжено с постоянным слабым циклическим контактом. Такой механизм является хрупким вследствие непрерывного напряжения пружины для обеспечения удовлетворительного контакта промежуточных венечных зубчатых колес с соответствующим храповым колесом. Любая потеря эффективности пружины, например, вследствие усталости или старения, приводит к вероятности того, что одно или другое промежуточное зубчатое колесо перестанет взаимодействовать с соответствующим храповым колесом, и соответствующий барабан станет невозможно завести. Еще одним недостатком является износ промежуточных венечных зубчатых колес вследствие «отщелкивания». Кроме того, такая конструкция требует постоянного контроля производственных допусков при изготовлении пружин.

В патентном документе CH 47977 также раскрыт механизм завода и установки наручных часов с будильником с двумя барабанами. Раскрытый механизм содержит заводное храповое колесо для завода барабана часового механизма, которое постоянно входит в зацепление с венечным зубчатым колесом, входящим в зацепление с заводным трибом, и расположено таким образом, чтобы производить завод оси барабана часового механизма при вращении валика только в одном направлении. Заводное храповое колесо барабана часового механизма используется для передачи обратного вращательного движения валика либо на заводное храповое колесо барабана будильника, либо на зубчатое колесо будильника, через промежуточное зубчатое колесо, вращающееся на рычаге, управляемом снаружи часов. Недостаток такого устройства заключается в том, что для завода барабана ударного механизма, помимо вращения заводного валика, требуется приведение в действие внешнего управляющего элемента.

Раскрытие изобретения

Задача изобретения заключается в устранении различных недостатков известных устройств.

Более конкретно, задача изобретения заключается в создании устройства завода для двух аккумуляторов энергии просто путем вращения заводного валика в двух направлениях.

Задачей изобретения является также создание устройства завода для двух аккумуляторов энергии, являющегося высокоточным и надежным в течение длительного периода времени.

Задача изобретения заключается также в создании устройства для завода двух аккумуляторов энергии, обеспечивающего высокую универсальность при выборе расположения различных элементов механизма, а также при выборе направления завода аккумуляторов энергии.

С этой целью изобретением предлагается устройство завода часов, содержащее по меньшей мере первый аккумулятор энергии, предназначенный для привода первого механизма, и второй аккумулятор энергии, предназначенный для привода второго механизма, причем указанное устройство завода содержит заводной валик, заводной триб и передвижную шестерню, установленную на указанном заводном валике и имеющую торцовые зубчатые венцы, расположенные напротив друг друга, позволяющие передвижной шестерне вращать заводной триб при обоих направлениях вращения заводного валика, причем указанный заводной валик и передвижная шестерня занимают одно и то же аксиальное положение завода.

Согласно изобретению указанный заводной валик установлен внутри нижней пластины, таким образом, что заводной триб может входить в зацепление с обеих сторон заводного валика относительно нижней пластины; причем устройство завода содержит первое и второе соединительно-разъединительные устройства, расположенные с обеих сторон заводного валика относительно нижней пластины и взаимодействующие с заводным трибом, и установленные таким образом, что одно из указанных первого и второго соединительно-разъединительных устройств занимает положение соединения для соединения заводного триба с первым аккумулятором энергии, в то время как другое из первого и второго соединительно-разъединительных устройств занимает отсоединенное положение, отсоединяя второй аккумулятор энергии, когда заводной валик вращается в одном направлении, и занимает отсоединенное положение для отсоединения от первого аккумулятора энергии, в то время как другое из первого и второго соединительно-разъединительных устройств занимает положение соединения для соединения заводного триба со вторым аккумулятором энергии, когда заводной валик вращается в другом направлении.

Таким образом, с помощью устройства завода согласно изобретению можно осуществлять завод двух аккумуляторов энергии просто путем вращения заводного валика в одном или другом направлении.

Кроме того, завод каждого из аккумуляторов энергии осуществляется с помощью своего собственного соединительно-разъединительного устройства, что обеспечивает надежность устройства завода. Отсоединение означает полное отсутствие контакта, и, следовательно, устраняет любую вероятность износа, в отличие от «отщелкивания».

Устройство завода согласно изобретению может использоваться, в частности, для завода барабана часового механизма, являющегося одним из аккумуляторов энергии, и для завода барабана независимого автомата, являющегося другим аккумулятором энергии.

Объектом изобретения являются также часы, содержащие описанное выше устройство завода.

Краткое описание чертежей

Другие особенности и преимущества изобретения станут более ясными после ознакомления с приведенным далее подробным описанием конкретного варианта его осуществления, приводимого исключительно в качестве поясняющего и неограничивающего примера, со ссылками на чертежи.

На фиг. 1 показано устройство завода согласно изобретению, вид сверху со стороны часового механизма;

на фиг. 2 - устройство завода согласно изобретению, вид в перспективе со стороны часового механизма;

на фиг. 3 - устройство завода согласно изобретению, вид в перспективе со стороны автомата;

на фиг. 4 - устройство завода, вид в разрезе по плоскости, проходящей по заводному валику;

на фиг. 5 - устройство завода, вид в открытом поперечном разрезе по плоскости, проходящей через соответствующие зубчатые колеса, задействованные, когда барабан часового механизма приводится, а барабан автомата отсоединен;

на фиг. 6 - соединительно-разъединительное устройство в отсоединенном положении, вид со стороны автомата;

на фиг. 7 - соединительно-разъединительное устройство в соединенном положении, вид со стороны часового механизма;

на фиг. 8 - устройство завода, вид в открытом поперечном разрезе по плоскости, проходящей через соответствующие зубчатые колеса, задействованные, когда барабан часового механизма отсоединен, а барабан автомата приводится;

на фиг. 9 - соединительно-разъединительное устройство в соединенном положении, вид со стороны автомата;

на фиг. 10 - соединительно-разъединительное устройство в отсоединенном положении, вид со стороны часового механизма;

на фиг. 11 - заводной триб, вид в перспективе;

на фиг. 12 - передвижная шестерня, вид в перспективе;

на фиг. 13 - передвижная шестерня и заводной триб в положении завода, вид в перспективе со стороны автомата.

Осуществление изобретения

Изобретение относится к устройству для завода, по меньшей мере, двух аккумуляторов энергии, обеспеченных в часах. Эти два аккумулятора энергии могут быть независимыми друг от друга или связанными друг с другом, например, что касается расходования их энергии. В частности, в приведенном далее описании указанные два аккумулятора энергии являются независимыми или автономными; одним из аккумуляторов является барабан часового механизма, приводящий в действие основной часовой механизм часов, а другим аккумулятором является барабан автомата, приводящий в действие обеспеченный в часах автомат. Очевидно, что аккумуляторы энергии могут использоваться для приведения в действие любого другого механизма часов, например, механизма боя, независимой секундной стрелки, механизма будильника или любого другого соответствующего механизма.

В рассматриваемом далее примере первым аккумулятором энергии является барабан часового механизма, а вторым аккумулятором энергии является барабан автомата. Очевидно, однако, что их функции могут поменяться местами, поскольку понятия «первый» или «второй», используемые в описании, соответственно, для обозначения барабана часового механизма и барабана автомата, не являются ограничивающими.

На фиг. 1 показано устройство 1 завода для часов, содержащее, как обычно, заводной валик 2, на котором закреплен заводной триб 4, и передвижную шестерню 6. Заводной валик 2 расположен в нижней пластине 7 и может занимать, по меньшей мере, два аксиальных положения, а именно, первое положение завода, в котором вращение заводного валика в одном направлении (в рассматриваемом примере, по часовой стрелке) обеспечивает завод барабана часового механизма, а вращение заводного валика в другом направлении (в рассматриваемом примере, против часовой стрелки) обеспечивает завод барабана автомата, как будет показано далее, и второе положение установки, в котором вращение заводного валика, как по часовой стрелке, так и против часовой стрелки, позволяет осуществлять настройку часового механизма, и завод ни первого, ни второго аккумуляторов энергии не производится, независимо от направления вращения заводного валика. По технологии, хорошо известной специалистам в данной области, заводной триб 4 установлен с возможностью свободного вращения на цилиндрической части заводного валика 2. Передвижная шестерня 6 имеет отверстие квадратного поперечного сечения и установлена с возможностью перемещения на соответствующей части квадратного поперечного сечения, выполненной на конце заводного валика 2. Таким образом, передвижная шестерня 6 может скользить между положением завода, в котором она входит в зацепление с заводным трибом 4, и положением установки, в котором передвижная шестерня 6 отделена от заводного триба и входит в зацепление с установочным механизмом. Перемещение передвижной шестерни 6 осуществляется посредством механизма, содержащего вытягивающий элемент и рычаг. Эти элементы и механизмы хорошо известны специалистам в данной отрасли, и описывать их здесь более подробно не требуется.

Следует отметить, однако, что в отличие от обычных устройств завода, передвижная шестерня и заводной триб входят в зацепление друг с другом не через устройство Бреге, а имеют прямые корончатые зубья, обращенные друг к другу, и позволяют передвижной шестерне 6 приводить в движение заводной триб 4 при вращении заводного валика 2 в направлении как по часовой стрелке, так и против часовой стрелки, причем указанный заводной валик 2 и передвижная шестерня 6 занимают одно и то же аксиальное положение завода.

Как показано более подробно на фиг. 11 - 13, в качестве прямых корончатых зубьев передвижной шестерни 6 и заводного триба 4 могут использоваться зубья плоского зубчатого колеса или кулачковой муфты. С этой целью, заводной триб 4 и передвижная шестерня 6, соответственно, взамен зубьев Бреге, содержат зубья 8, заканчивающиеся двумя наклонными поверхностями, сходящимися на вершине зуба, с углублениями 10 соответствующей формы между ними, позволяющие заводному трибу 4 входить в зацепление с передвижной шестерней 6 за счет вхождения зубьев одного из указанных элементов в углубления 10 другого. Такая корончатая, кулачковая форма зубьев позволяет передвижной шестерне 6 легко входить в зацепление (благодаря кулачковому сцеплению) с заводным трибом 4 и передавать больший крутящий момент, когда вышеуказанные элементы находятся в положении завода, как показано на фиг. 13. Указанные зубья корончато-кулачковой формы позволяют также снизить напряжения, возникающие при вхождении в зацепление. В соответствии с хорошо известной технологией, заводной триб 4 содержит также периферийные зубья 12, входящие в зацепление с первым и вторым соединительно-разъединительными устройствами, как будет подробно объяснено далее. Передвижная шестерня 6 также содержит корончатые зубья 14, расположенные напротив корончато-кулачковых зубьев 8, входящих в зацепление с установочным механизмом.

Согласно изобретению, как показано на фиг. 1 - 4, устройство завода содержит первое соединительно-разъединительное устройство 16 и второе соединительно-разъединительное устройство 18, расположенные с обеих сторон заводного валика 2 относительно нижней пластины 7, причем как первое, так и второе соединительно-разъединительные устройства 16 и 18 взаимодействуют с заводным трибом 4. С этой целью, заводной валик 2, предпочтительно, установлен внутри пластины 7, таким образом, что заводной триб 4 может входить в зацепление с обеих сторон заводного валика относительно пластины 7. Это означает, что заводной триб 4 расположен внутри гнезда, обеспеченного в пластине 7, и элементы вокруг заводного триба 4 установлены таким образом, что заводной триб 4 может входить в зацепление как с первым, так и со вторым соединительно-разъединительными устройствами 16 и 18, расположенными с обеих сторон заводного валика 2 относительно пластины 7.

Кроме того, первое и второе соединительно-разъединительные устройства 16 и 18 установлены таким образом, что одно из соединительно-разъединительных устройств 16, 18:

- занимает положение соединения для соединения с заводным трибом 4 и первым аккумулятором энергии, в то время как другое из указанных первого и второго соединительно-разъединительных устройств 16, 18 занимает отсоединенное положение для отсоединения от второго аккумулятора энергии, когда заводной валик 2 вращается в одном направлении, и

- занимает отсоединенное положение для отсоединения от первого аккумулятора энергии, в то время как другое из указанных первого и второго соединительно-разъединительных устройств 16, 18 занимает положение соединения для соединения заводного триба 4 со вторым аккумулятором энергии, когда заводной валик 2 вращается в другом направлении.

Согласно изобретению одно из указанных первого и второго соединительно-разъединительных устройств 16, 18, в данном случае, например, первое соединительно-разъединительное устройство 16, содержит первое венечное зубчатое колесо 20, взаимодействующее с периферийными зубьями 12 заводного триба 4, на котором установлен первый соединительный рычаг 22. На свободном конце первого соединительного рычага 22 установлена первая ведущая шестерня 24, которая может кинематически соединять первое венечное зубчатое колесо 20 с первым аккумулятором 26 энергии, которым, в данном случае, является барабан часового механизма. В частности, первая ведущая шестерня 24 установлена на первом соединительном рычаге 22 и может, с одной стороны, входить в зацепление с первым венечным зубчатым колесом 20, и, с другой стороны, входить в зацепление с первым храповым колесом 28, взаимодействующим с первым аккумулятором 26 энергии. Очевидно, что в другом варианте (не представлен), в котором завод барабана часового механизма производится через цилиндр барабана с целью вращения барабана в противоположном направлении, первая ведущая шестерня будет входить в зацепление с цилиндром указанного барабана.

Указанный первый соединительный рычаг 22 свободно установлен на оси указанного первого венечного зубчатого колеса 20, а первая ведущая шестерня 24 установлена путем фрикционного соединения на указанном первом соединительном рычаге 22, таким образом, что когда первое соединительное устройство 16 не находится в положении соединения, указанные первый соединительный рычаг 22 и первая ведущая шестерня 24 поворачиваются вместе с указанным первым венечным зубчатым колесом 20, чтобы переместиться:

- в соединенное положение, чтобы кинематически соединить первую ведущую шестерню 24 с первым храповым колесом 28 первого аккумулятора 26 энергии, и затем, когда первая ведущая шестерня 24 будет в контакте с первым храповым колесом 28 первого аккумулятора 26 энергии, поворачивание первого соединительного рычага 22 прекращается, и первая ведущая шестерня 24 отсоединяется от первого соединительного рычага 22 в результате трения, таким образом, позволяя первой ведущей шестерне 24 приводиться заводным трибом 4 с помощью первого венечного зубчатого колеса 20 для осуществления завода первого аккумулятора 26 энергии, когда заводной валик 2 вращается в первом направлении, например, по часовой стрелке;

- в отсоединенное положение путем перемещения первой ведущей шестерни 24 в сторону от первого аккумулятора 26 энергии, когда заводной валик 2 вращается во втором, противоположном направлении, в данном случае, против часовой стрелки.

В рассматриваемом примере первое соединительно-разъединительное устройство 16 расположено на стороне часового механизма для завода барабана часового механизма.

На другой стороне нижней пластины 7, противоположной стороне, на которой находится часовой механизм, расположена пластина 30, на которой установлены элементы механизма автомата, в частности, второй аккумулятор 27 энергии, функцию которого в данном случае выполняет барабан автомата, и другое из вышеупомянутых первого и второго соединительно-разъединительных устройств 16, 18, которым в данном случае является второе соединительно-разъединительное устройство 18, как показано на фиг. 3. Таким образом, в представленном варианте, первый и второй аккумуляторы энергии расположены с двух сторон от заводного валика 2 относительно нижней пластины 7. Очевидно, что в другом варианте, который здесь не рассматривается, первый и второй аккумуляторы энергии могут быть расположены на одной и той же стороне, и тогда промежуточные зубчатые передачи используются для кинематического соединения каждого соединительно-разъединительного устройства с его соответствующим аккумулятором энергии.

Второе соединительно-разъединительное устройство 18 содержит промежуточный заводной триб 32, установленный на раме часового механизма и взаимодействующий с периферийными зубьями 12 заводного триба 4, который установлен таким образом, что доступ к периферийным зубьям 12 имеется как со стороны часов, т.е. со стороны пластины, так и со стороны автомата. Второе соединительно-разъединительное устройство 18 содержит также второе венечное зубчатое колесо 34, взаимодействующее с заводным трибом 4 через промежуточный заводной триб 32, и на котором установлен второй соединительный рычаг 36. На свободном конце второго соединительного рычага 36 установлен вторая ведущая шестерня 38, которая выполнена с возможностью кинематически соединять второе венечное зубчатое колесо 34 со вторым аккумулятором 27 энергии, которым, в данном случае, является барабан автомата. В частности, вторая ведущая шестерня 38 установлена на втором соединительном рычаге 36 и может, с одной стороны, входить в зацепление со вторым венечным зубчатым колесом 34, и, с другой стороны, входить в зацепление со вторым храповым колесом 40, взаимодействующим со вторым аккумулятором 27 энергии. Очевидно, что в другом варианте (не представлен), в котором завод барабана автомата производится с помощью цилиндра с целью вращения барабана в противоположном направлении, первая ведущая шестерня будет входить в зацепление с цилиндром указанного барабана.

В рассматриваемом примере первый и второй аккумуляторы 26, 27 энергии заводятся своими соответствующими храповыми колесами, антиреверсивными механизмами (не показаны), такими как защелка, пружина или перемычка, известными специалистам в данной области, обеспечиваемыми на храповом колесе для предотвращения его прокручивания назад.

Указанный второй соединительный рычаг 36 свободно установлен на оси второго венечного зубчатого колеса 34, а вторая ведущая шестерня 38 установлена путем фрикционного соединения на указанном втором соединительном рычаге 36, таким образом, что когда второе соединительное устройство 18 не находится в положении соединения, указанные второй соединительный рычаг 36 и вторая ведущая шестерня 38 поворачиваются вместе с указанным вторым венечным зубчатым колесом 34, чтобы переместиться:

- в соединенное положение, чтобы кинематически соединить вторую ведущую шестерню 38 со вторым храповым колесом 40 второго аккумулятора 27 энергии, и затем, когда вторая ведущая шестерня 38 будет в контакте со вторым храповым колесом 40 второго аккумулятора 27 энергии, поворачивание второго соединительного рычага 36 прекращается, и вторая ведущая шестерня 38 отсоединяется от второго соединительного рычага 36 в результате трения, таким образом, позволяя второй ведущей шестерне 38 приводиться заводным трибом 4 с помощью промежуточного заводного триба 32 для осуществления завода второго аккумулятора 27 энергии, когда заводной валик 2 вращается во втором направлении, в данном примере, против часовой стрелки;

- в отсоединенное положение путем перемещения второй ведущей шестерни 38 в сторону от второго аккумулятора 27 энергии, когда заводной валик 2 вращается в первом направлении, в данном случае, по часовой стрелке.

Очевидно, что указанные направления вращения заводного валика не являются ограничивающими, и что их можно поменять местами, т.е. завод первого аккумулятора энергии может производиться при вращении заводного валика против часовой стрелки, а завод второго аккумулятора энергии может производиться при вращении заводного валика по часовой стрелке.

Кроме того, следует отметить, что использование промежуточного заводного триба не является обязательным, и может быть изменено специалистами в данной области в зависимости от расположения и направления вращения других компонентов конструкции, в частности, направлений вращения барабанов. Если барабаны должны иметь противоположные направления завода, специалистам в данной области известно, каким образом следует соответственно организовать их компоненты (цилиндр, пружину, ось).

Устройство завода согласно изобретению работает следующим образом: как показано на фиг. 5 - 7, при необходимости завода барабана часового механизма, заводной валик 2 устанавливается в свое аксиальное положение завода, таким образом, чтобы передвижная шестерня 6 входила в зацепление с заводным трибом 4, как показано на фиг. 13, и затем заводной валик 2 вращается в направлении по часовой стрелке. Это вращение заводного валика 2 приводит к вращению заводного триба 4 в направлении по часовой стрелке. На стороне часового механизма заводной триб 4 входит в зацепление с первым венечным зубчатым колесом 20, чтобы повернуть его против часовой стрелки. Поскольку первый соединительный рычаг 22 и первая ведущая шестерня 24 соединены благодаря трению и отсутствию крутящего момента в зубчатой передаче, а первая ведущая шестерня 24 находится в зацеплении с первым венечным зубчатым колесом 20, первый соединительный рычаг 22 и первая ведущая шестерня 24 поворачиваются совместно с указанным первым венечным зубчатым колесом 20 относительно его оси в направлении против часовой стрелки, до тех пор, пока первая ведущая шестерня 24 не войдет в контакт с первым храповым колесом 28. Как показано на фиг. 5 и 7, первое соединительно-разъединительное устройство 16 находится в положении соединения. Поскольку поворачивание первого соединительного рычага 22 с этого момента прекращается, первая ведущая шестерня 24 отсоединяется от первого соединительного рычага 22 вследствие трения, таким образом, что вращение первого венечного зубчатого колеса 20, приводимого заводным трибом 4, приводит теперь к вращению первой ведущей шестерни 24, входящий в зацепление с первым храповым колесом 28, и заводу барабана часового механизма.

В то же самое время, на стороне автомата относительно пластины вращение заводного триба 4 в направлении по часовой стрелке приводит к вращению промежуточного заводного триба 32 в направлении против часовой стрелки. Это вращение промежуточного заводного триба 32 приводит к вращению второго венечного зубчатого колеса 34 в направлении по часовой стрелке. Поскольку второй соединительный рычаг 36 и вторая ведущая шестерня 38 соединены вследствие трения и благодаря отсутствию крутящего момента в зубчатой передаче, а вторая ведущая шестерня 38 входит в зацепление со вторым венечным зубчатым колесом 34, второй соединительный рычаг 36 и вторая ведущая шестерня 38 поворачиваются вместе с указанным вторым венечным зубчатым колесом 34 относительно его оси в направлении по часовой стрелке, чтобы отодвинуть указанную вторую ведущую шестерню 38 в сторону от второго аккумулятора 27 энергии, как показано на фиг. 5 и 6. Второе соединительно-разъединительное устройство 18 находится при этом в отсоединенном положении, так что второй аккумулятор 27 энергии не заводится во время завода первого аккумулятора 26 энергии при вращении заводного валика 2 по часовой стрелке.

Как показано на фиг. 8 - 10, при необходимости завода второго аккумулятора энергии, которым, в данном случае, является барабан автомата, заводной валик 2 все еще находится в своем аксиальном положении, таким образом, что передвижная шестерня 6, которая не переместилась, все еще находится в зацеплении с заводным трибом 4, как показано на фиг. 13, и затем заводной валик 2 вращается в направлении против часовой стрелки. Это вращение заводного валика 2 приводит к вращению заводного триба 4 в направлении против часовой стрелки. На стороне автомата относительно пластины вращение заводного триба 4 в направлении против часовой стрелки приводит к вращению промежуточного заводного триба 32 в направлении по часовой стрелке. Это вращение промежуточного заводного триба 32 приводит к вращению второго венечного зубчатого колеса 34 в направлении против часовой стрелки. Поскольку второй соединительный рычаг 36 и вторая ведущая шестерня 38 соединены благодаря трению и отсутствию крутящего момента в зубчатой передаче, а вторая ведущая шестерня 38 находится в зацеплении со вторым венечным зубчатым колесом 34, второй соединительный рычаг 36 и вторая ведущая шестерня 38 поворачиваются вместе с указанным вторым венечным зубчатым колесом 34 относительно его оси в направлении против часовой стрелки, до тех пор, пока вторая ведущая шестерня 38 не войдет в контакт со вторым храповым колесом 40. Как показано на фиг. 8 и 9, второе соединительно-разъединительное устройство 18 находится в положении соединения. Поскольку поворачивание второго соединительного рычага 22 с этого момента прекращается, вторая ведущая шестерня 38 отсоединяется от второго соединительного рычага 36 вследствие трения, таким образом, что вращение второго венечного зубчатого колеса 34, приводимого заводным трибом 4 и промежуточным заводным трибом 32, приводит теперь к вращению второй ведущей шестерни 38, входящей в зацепление со вторым храповым колесом 40, и заводу барабана автомата.

В то же самое время, на стороне часового механизма заводной триб 4 вращается в направлении против часовой стрелки и входит в зацепление с первым венечным зубчатым колесом 20, для его вращения по часовой стрелке. Поскольку первый соединительный рычаг 22 и первая ведущая шестерня 24 соединены вследствие трения и благодаря отсутствию крутящего момента в зубчатой передаче, а первый ведущая шестерня 24 входит в зацепление с первым венечным зубчатым колесом 20, первый соединительный рычаг 22 и первая ведущая шестерня 24 поворачиваются вместе с указанным первым венечным зубчатым колесом 20 относительно его оси в направлении по часовой стрелке, чтобы отодвинуть указанную первую ведущую шестерню 24 в сторону от первого аккумулятора 26 энергии, как показано на фиг. 8 и 10. Первое соединительно-разъединительное устройство 16 находится при этом в отсоединенном положении, так что первый аккумулятор 26 энергии не заводится во время завода второго аккумулятора 27 энергии при вращении заводного валика 2 в направлении против часовой стрелки.

Таким образом, устройство завода согласно изобретению позволяет осуществлять точный и надежный завод двух аккумуляторов энергии путем простого вращения заводного валика в разных направлениях, причем заводной валик при этом находится в одном и том же аксиальном положении завода.

Реферат

Изобретение относится к устройству завода часов, содержащему первый и второй аккумуляторы (26, 27) энергии, заводной валик (2), заводной триб (4) и передвижную шестерню (6) с торцовыми зубчатыми венцами, позволяющими передвижной шестерне (6) приводить во вращение заводной триб (4) при обоих направлениях вращения заводного валика (2), причем заводной валик (2) и передвижная шестерня (6) при этом занимают одинаковое аксиальное положение завода. Указанный заводной валик (2) установлен внутри нижней пластины (7) таким образом, что заводной триб (4) может входить в зацепление с обеих сторон заводного валика (2) относительно нижней пластины (7). Устройство завода содержит первое и второе соединительно-разъединительные устройства, расположенные с обеих сторон заводного валика (2) относительно нижней пластины (7) и взаимодействующие с заводным трибом (4), и установленные таким образом, что одно из указанных первого и второго соединительно-разъединительных устройств занимает положение соединения для соединения заводного триба (4) с первым аккумулятором (26) энергии, в то время как другое из первого и второго соединительно-разъединительных устройств занимает отсоединенное положение, отсоединяя второй аккумулятор (27) энергии, когда заводной валик (2) вращается в одном направлении, и занимает отсоединенное положение для отсоединения от первого аккумулятора (26) энергии, в то время как другое из первого и второго соединительно-разъединительных устройств занимает положение соединения для соединения заводного триба (4) со вторым аккумулятором (27) энергии, когда заводной валик (2) вращается в другом направлении. Изобретение позволяет осуществлять точный и надежный завод двух аккумуляторов энергии путем вращения заводного валика в разных направлениях. 2 н. и 7 з.п. ф-лы, 13 ил.

Формула

1. Устройство завода часов, содержащее по меньшей мере первый аккумулятор (26) энергии, предназначенный для привода первого механизма, и второй аккумулятор (27) энергии, предназначенный для привода второго механизма, причем указанное устройство завода содержит заводной валик (2), заводной триб (4) и передвижную шестерню (6), установленные на указанном заводном валике (2) и имеющие торцовые зубчатые венцы, расположенные напротив друг друга, позволяющие передвижной шестерне (6) вращать заводной триб (4) при обоих направлениях вращения заводного валика (2), причем указанный заводной валик (2) и передвижная шестерня (6) при этом занимают одно и то же аксиальное положение завода, отличающееся тем, что указанный заводной валик (2) установлен внутри нижней пластины (7) таким образом, что заводной триб (4) работает на обеих сторонах заводного валика (2) относительно нижней пластины (7), а также тем, что устройство завода содержит первое и второе соединительно-разъединительные устройства (16, 18), расположенные с обеих сторон заводного валика (2) относительно нижней пластины (7) и взаимодействующие с заводным трибом (4), и установленные таким образом, что одно из указанных первого и второго соединительно-разъединительных устройств (16, 18) занимает положение соединения для соединения заводного триба (4) с первым аккумулятором (26) энергии, в то время как другое из указанных первого и второго соединительно-разъединительных устройств (16, 18) занимает отсоединенное положение, отсоединяя второй аккумулятор (27) энергии, когда заводной валик (2) вращается в одном направлении, и занимает отсоединенное положение для отсоединения от первого аккумулятора (26) энергии, в то время как другое из указанных первого и второго соединительно-разъединительных устройств (16, 18) занимает положение соединения для соединения заводного триба (4) со вторым аккумулятором (27) энергии, когда заводной валик (2) вращается в другом направлении.
2. Устройство завода по п. 1, отличающееся тем, что одно из первого и второго соединительно-разъединительных устройств (16, 18) содержит первое венечное зубчатое колесо (20), взаимодействующее с заводным трибом (4) и на котором установлен первый соединительный рычаг (22), несущий первую ведущую шестерню (24), выполненную с возможностью кинематически соединять первое венечное зубчатое колесо (20) с первым аккумулятором (26) энергии, причем первый соединительный рычаг (22) свободно установлен на первом венечном зубчатом колесе (20), а первая ведущая шестерня (24) установлена посредством фрикционного соединения на указанном первом соединительном рычаге (22), чтобы поворачиваться вместе с указанным первым венечным зубчатым колесом (20) в положение соединения для кинематического соединения первой ведущей шестерни (24) с первым аккумулятором (26) энергии, и для обеспечения возможности привода первой ведущей шестерни (24) первым венечным зубчатым колесом (20) для завода первого аккумулятора (26) энергии, когда заводной валик (2) вращается в первом направлении, и таким образом, чтобы поворачиваться вместе с первым венечным зубчатым колесом (20) в отсоединенное положение для отодвигания первой ведущей шестерни (24) в сторону от первого аккумулятора (26) энергии, когда заводной валик (2) вращается во втором противоположном направлении.
3. Устройство завода по п. 1 или 2, отличающееся тем, что другое из первого и второго соединительно-разъединительных устройств (16, 18) содержит второе венечное зубчатое колесо (34), взаимодействующее с заводным трибом (4) и на котором установлен второй соединительный рычаг (36), несущий вторую ведущую шестерню (38), выполненную с возможностью кинематически соединять второе венечное зубчатое колесо (34) со вторым аккумулятором (27) энергии, причем указанный второй соединительный рычаг (36) свободно установлен на втором венечном зубчатом колесе (34), а вторая ведущая шестерня (38) установлена посредством фрикционного соединения на указанном втором соединительном рычаге (36), чтобы поворачиваться вместе с указанным вторым венечным зубчатым колесом (34) в положение соединения для кинематического соединения второй ведущей шестерни (38) со вторым аккумулятором (27) энергии, и для обеспечения возможности привода второй ведущей шестерни (38) вторым венечным зубчатым колесом (34) для завода второго аккумулятора (27) энергии, когда заводной валик (2) вращается во втором направлении, и таким образом, чтобы поворачиваться вместе со вторым венечным зубчатым колесом (34) в отсоединенное положение для отодвигания второй ведущей шестерни (38) в сторону от второго аккумулятора (27) энергии, когда заводной валик (2) вращается в первом направлении.
4. Устройство завода по любому из пп. 1-3, отличающееся тем, что торцовые зубчатые венцы передвижной шестерни (6) и заводного триба (4) содержат зубья корончато-кулачковой формы.
5. Устройство завода по п. 4, отличающееся тем, что передвижная шестерня (6) и заводной триб (4) соответственно содержат корончато-кулачковые зубья (8), заканчивающиеся двумя наклонными поверхностями, сходящимися на вершине зуба, с углублениями (10), форма которых соответствует форме зубьев (8), позволяющие указанным зубчатым колесам входить в зацепление друг с другом за счет вхождения зубьев (8) одного зубчатого колеса в углубления (10) другого.
6. Устройство завода по п. 2, отличающееся тем, что, когда первое соединительно-разъединительное устройство (16) находится в положении соединения, первая ведущая шестерня (24) выполнена с возможностью входить в зацепление с первым храповым колесом (28), взаимодействующим с первым аккумулятором (26) энергии.
7. Устройство завода по п. 3, отличающееся тем, что, когда второе соединительно-разъединительное устройство (18) находится в положении соединения, вторая ведущая шестерня (38) выполнена с возможностью входить в зацепление со вторым храповым колесом (40), взаимодействующим со вторым аккумулятором (27) энергии.
8. Устройство завода по любому из пп. 1-7, отличающееся тем, что первый и второй аккумуляторы (26, 27) энергии расположены с обеих сторон заводного валика (2) относительно нижней пластины (7).
9. Часы, содержащие по меньшей мере первый аккумулятор (26) энергии, предназначенный для привода первого механизма, и второй аккумулятор (27) энергии, предназначенный для привода второго механизма, и устройство завода по любому из пп. 1-8.

Авторы

Патентообладатели

Заявители

СПК: G04B3/006 G04B3/04

Публикация: 2021-09-02

Дата подачи заявки: 2018-03-15

0
0
0
0
Невозможно загрузить содержимое всплывающей подсказки.
Поиск по товарам