Код документа: SU1414327A3
31
СО
to
Изобретение относится к машиностроению , в частности к универсальным соединениям, применяемым в трансмиссиях автомобилей, особенно автомобилей с передним ведущим мостом, между валом отбора мощности двигателя и ведупщм колесом, в которьт одна полумуфта входит в другую и соединяется с ней скользящими или катящимися элементами.
Цель изобретения - расширение области применения путем получения эксплуатационных характеристик.
На фиг. 1 изображен кардан, план; на фиг. 2 - сечение А-А на фиг. 1| Н4 фиг, 3 - устройство упругого возврата обоймы в среднее положение, общий вид.
Кардан содержит охватываемую полумуфту 1 и охватывакяцую полумуфту 2j соединенные одна с другой посредством вкладышей 3 и обойм 4 с элементами 5 качения.
Охватываемая полумуфта 1 выполнена в виде вала 6 с тремя равномерно расположеншии и радиально ориентированными цапфами 7.
Каждая из цапф 7 выполнена с выпуклой сферической поверхностью 8, на которой выполнены грани 9, параллельные радиальной плоскости и предназначенные для обеспечения монтажа вкладьш1ей.
Охватывающая полукуфта 2 выполнена в виде полого стакана 10 с тремя парами плоских поверхностей 11, охваченного оболочкой 12. Плоские поверхности 11 кшкдой пары расположены параллельно одна другой и параллельно общей продольной оси Х-Х кардана. Пары Плоских поверхностей 11 равномерно расположены вокруг оси Х-Х. Обо.-- лочка 12 выполнена с ограничителями 13, расположенными с возможностью взаимодействия с обоймами 4 в конце их хода.
Вкладьшм 3 выполнены с вогнутыми сферическими поверхностями 14 и плоскими поверхностями 15. Обоймы 4. выполненные прямоугольной формы с двумя противоположными боковьпии сторонами 16j соединенными одна с дрз - гой концевыми перемычками 17, содержат элементы 5 качения в виде игл, установленных в гнездах 18, расположенных на боковых сторонах 1f
Элементы 5 качения образуют ряды элементов, длина которых превьпаает
0
5
0
5
0
5
0
5
0
5
длину плоск11х поверхностей 15 вкладышей 3.
Кроме того, кардан содержит устройство упругого возврата обойм 4 в среднее положение. Устройство упругого возврата обоймы содержит щток 19 с наружной головкой 20 и внутренней головкой 21, две звездочки 22, вьшолненные из упругого материала, каждая из которых содерш т три радиальных луча 23, две пружины 24 и 25,, подвижное кольцо 26 и неподвижное кольцо 27.
Устройство упругого возврата обойм установлено в отверстии 28 охватыва- еомй полумуфты 1 с возможностью взаимодействия лучами 23 с концевыми перемычками 17 обойм 4, а также с возможностью осевого перемещения.
Кардан работает следующим образом.
При передаче крутящего момента между валами, расположенными под углом один к другому, вкладыши 3 кача- ются и поворачиваются в результате скольжения между сферическими поверхностями 8, 14, а элементы 5 качения перекатываются между поверхностями 11, 15, перемещая при этом обоймы 4. (Перемещение обоймы 4 вызывает сжатие одной из пружин 24, 25 и изгиб лучей 23 звездочки 22. Сжатие пружины и изгиб луча 23 вызывает возникновение осевого усилия, стремящегося вернуть обойму 4 в среднее положение.
Зазор между элементами 5 качения и поверхностями может быть полностью устранен. В этом соединении возможно создание натяга, не влияющего на плавность работы кардана.
Плавность работы обеспечивается гибкостью краев вкладьш1ей, а также тем, что нагрузка и разгрузка элементов качения осуществляется плавно.
При попадании иглы между краем вкладьппа и поверхностью 11 вначале нагружается ее срединная часть, затем размеры срединной части иглы увеличиваются до попадания под нагрузку всей щины иглы.
При перемещении трех обойм в одноименном направлении на одинаковые расстояния происходит одинаковый изгиб лучей 23 звездочки 22.
Различие в растояниях или направлениях перемещения обойм компенсируется различным изгибом лучей 23 звездочки 22.
31414327
Обеспечение безлюфтового соединения полумуфт 1 и 2, установка элементов 5 качения между поверхностями
2. Кардан по п.1, отличающийся тем, что каждая обойма вьшолнена с двумя противоположными
Изобретение относится к машиностроению , в частности к карданам трансмиссий автомобилей с передним ведущим мостом, устанавливаемым между валом отбора мощности и ведущим колесом. Цель изобретения - расширение области применения. Кардан содержит охватьгоаемую 1 и охватывающую 2 полумуфты, соединенные одна с другой вкладьшами 3 и обоймами 4 с рядами элементов качения 5. Охватываемая полумуфта выполнена в виде вала 6 с тремя радиально .расположенными цапфами 7 с рабочей сферической поверх- ностью 8. Меткду плоскими поверхностями вкладышей и плоскими поверхностями охватьшающей полумуфты установлены обоймы 4, содержащие иглы. Охватывающая полумуфта выполнена в виде полого стакана 10 с тремя парами плоских поверхностей, расположенных аналогично цапфам. Кардан снабжен устройством упругого возврата обойм в среднее положение. Область применения расширяется благодаря форме выполнения обеих полумуфт и вкладьш1ей и установки между ними элементов качения в виде рядов, длина которых больше длни плоских поверхностей вкладышей. 8 з.п. ф-лы, 3 ил. сл с