Код документа: SU1275145A1
ю vi
ел
4 СП
Изобретение относится к машиностроению , а именно к опорным узлам, работающим преимущественно в вакууме или условиях , требующих применения специальных смазочных материалов и уплотнений.
Цель изобретения - упрощение конструкции .
На фиг. I представлен предлагаемый подшипниковый узел; на фиг. 2 - вариант исполнения подшипникового узла с двумя участками разнонаправленных резьб..
Подшипниковый узел содержит корпус 1 из немагнитного материала и опорную втулку 2 из магнитомягкого материала с,циркуляционными каналами 3, а также вал 4 из ферромагнитного материала. Магнитная система 5, состоящая из кольцевых аксиально намагниченных постоянных магнитов, расположена со стороны входа вала 4 {фиг. 1) или примыкает к торцам опорной втулки так. что одноименные полюса направлены навстречу друг другу (фиг. 2). Постоянные магниты, образующие магнитную систему 5. снабжены полюсными наконечниками 6 и образуют совместно с ферромагнитной жидкостью 7 магнитожидкостное уплотнение вала . 4. На внутренней поверхности опорной втулки 2 выполнена резьба 8. промежутки между витками которой заполнены немагнитным антифрикционным материалом 9. Резьба выполнена многозаходной, причем направление подъема витков связано с направлением вращения вала 4 и расположением магнитов. В случае проходного вала (фиг. 2) слева от середины опорной втулки 2 резьба выполнена левой, а на остальной части - правой, в средней .части этой втулки выполнены радиальные каналы 10, сообщающиеся с циркуляционными каналами.
Подп ипниковый узел работает следующим образом.
В процессе вращения вала 4 смазочная среда, размещенная в рабочем зазоре, вовлекается во вращение. При этом в зазоре, заполненном магнитной смазочной жидкостью , создается магнитное поле радиального направления, максимум которого расположен по винтовой линии рельбы 8 и которое заставляет магнитную жидкость перемещаться в рабочем зазоре по винтовой линии в сторону магнитов 5, куда направлен градиент магнитного поля. В полости.
куда вытекает смазочная среда из зазора. за счет магнитожидкостного уплотнения создается давление, под действием которого смазочная среда течет по циркуляционным каналам, охлаждается и вновь поступает в рабочий зазор.
По второму варианту (фиг. 2) магнитная смазочная жидкость поступает в рабочий яазор через центральный радиальный циркуляционный канал 10 опорной втулки 2 и растекается в обе стороны от него под денствием магнитного поля.
Технико-экономический эффект изобретения заключается в том. что циркуляция смазочной среды осуществляется простыми и надежными средствами, не требующими увеличения габаритов и веса устройства.
Формула изобретения
1. Подщипниковый узел, содержащий немагнитный корпус, смонтированную в нем. опорную втулку из магнитомягкого материала с циркуляционными каналами,заполненными магнитной смазкой, магниты, а также ферромагнитный вал. отличающийся тем, что, с целью упрощения конструкции, на
внутренней поверхности опорной втулки выполнена одно- или многозаходная резьба, промежутки между витками которой заполнены немагнитным антифрикционным материалом , а магниты расположены по меньшей мере с одного торца.
2. Узел по г. , отличающийся тем, что опорная втулка выполнена с дополнительной опорной поверхностью, имеющей одкоили многозаходную резьбу противоположного основной резьбе направления, а между опорными поверхностями в теле втулки
выполнены радиальные каналы, сообщающиеся с циркуляционными каналами, при этом магниты расположены с обоих торцов втулки и направлены навстречу друг другу одноименными полюсами.
Изобретение otHocHTCH к машиностроению , а именно к опорным узлам машин, работающим преимущественно в вакууме или условиях, требующих применения специальных смазочных материалов и уплотнений. Целью изобретения является повышение несущей способности подшипникового узла. В процессе работы подшипникового узла (ПУ) вал вовлекает смазочную среду (СС). размещенную в рабочем зазоре, во вращение. В свою очередь, магнитное поле заставляет ферромагнитную СС перемешаться в рабочем зазоре по винтовой линии в сторону, куда направлен градиент магнитного поля. В полости, куда вытекает СС из зазора, создается давление,под действием которого СС течет по циркуляционным каналам, охлаждается и вновь поступает в рабочий зазор . Таким образом, происходит циркуляция СС. Ее вытеканию .из ПУ препятствуют магнитожйдкостные уплотнения вала. В ПУ смазочная среда поступает в рабочий зазор через центральный циркуляцивнный канал опорной части и растекается в обе стороны от него под действие магнитного поля. Создание в подшипниковом узле непосредственно между элементами трения градиентного магнитного поля обеспес f чивает интенсивную циркуляцию магнитоак; тивной СС. На поверхностях трения поддер (Л живается сплошной смазочный слой со слабо изменяющимися служебными свойствами. I з.п. ф-лы, 2 ил.