Код документа: SU935657A1
1
Изобретение относится к машиностроению , а более конкретно к подшипникам, в которых опорой вала служит магнитная жидкость .
Известны магнитожидкостные подшипники , содержащие два опорных элемента, в зазоре между которыми расположена магнитная жидкость, удерживаемая неоднородным магнитным полем 1.
Недостатком такого подшипника является значительный момент трения.
Наиболее близким к предлагаемому является магнитожидкостный подшипник, содержащий кольцевой постоянный магнит, размещенный коаксиально с валом, и магнитную жидкость, расположенную BI зазор между магнитом и валом 2.
Однако с ростом скорости вращения вала момент трения подшипника возрастает.
Для увеличения жесткости подшипника необходимо повысить намагниченность жидкости , при этом увеличится концентрация феррофазы, повысится вязкость жидкости и момент трения подшипника. Таким образом , эта конструкция магнитожидкостного подшипника обладает большим моментом трения.
Цель изобретения - снижение момента трения подшипника.
Указанная цель достигается тем, что на магните установлен индуктор вращающегося магнитного поля с многофазной обмоткой. 5 На чертеже представлен предлагаемый подшипник, продольный разрез.
Магнитожидкостный подшипник содержит кольцевой постоянный магнит I расположенный коаксиально с валом 2, а в зазо jj ре 3 между ними размещена магнитная жидкость 4. На магните 1 установлен индуктор 5 вращающегося магнитного поля с многофазной обмоткой (не показана).
При вращении вала 2 в магнитожидкостном подшипнике, в зазоре 3 между валом 2 и неподвижным постоянным магнитом 1 об15 разуется Куэттовское течение, характеризуемое тем, что скорость жидкости 4 в зазоре 3 изменяется от нуля на поверхности магнита 1 (условие смачивания) до максимальной скорости на поверхности вращаю20 щегося вала 2. Момент трения подшипника объясняется сдвигом слоев жидкости 4 друг относительно друга. При сдвиговом течении частицы соседних слоев приходят во вращение и как бы катятся. При вращении частицы трутся друг о друга и энергия вращающегося вала 2 затрачивается на преодоление этого вязкого трения. Специфика магнитной жидкости 4 позволяет привести во вращение ее частицы внешним источником энергии, не затрачивая на это энергию вала 2 и тем самым уменьщить момент трения магнитожидкостного подшипника. Наложение на объем магнитной жидкости 4 вращающегося магнитного поля приводит к возникновению вращения ферромагнитных частиц внутри жидкости 4, при этом вращательные моменты частиц внутри объема взаимно компенсируются, а приграничные частицы прикладывают свои моменты к границам объема, с одной стороны к неподвижному постоянному магниту 1, а с другой стороны к вр.ащающемуся валу 2. Применение магнитожидкостных подшипников предлагаемстУ « онструкции особенно целесообразно в механике и измерительной , 1 де требуется передавать без .искажений крутящий момент на измерительный прибор.. Примером такого применения могут. слу йсиТ-ь . подшипники в роторных вискозиметрах различной конструкции , где необходимо передавать крутящий момент с ротора на торсион без искажений , а также в различного рода гидроскопах . Нужно сказать, что предлагаемый принцип уменьшения момента трения может быть применен без изменений также в магнитожидкостных уплотнениях. Формула изобретения Магнитножидкостный подшипник, содержащий кольцевой постоянный магнит, размещенный коаксиально с валом, и магнитную жидкость, расположенную в зазоре между магнитом и валом, отличающийся тем, что целью снижения момента трения подщипника , на магните установлен индуктор вращающегося магнитного поля с многофазной обмоткой, Источники информации, принятые во внимание при экспертизе 1.Фертман В. Е. Магнитные жидкости - естественная конвекция и теплообмен. Минск, «Наука и техника, 1978, стр. 57-58. 2.Патент Франции № 2.212877 , кл. F 16 С 33/00, 1974.