Формула
1. Монотектический алюминиевый подшипниковый сплав с включениями висмута, пригодный для пластической деформации, состоящей из
по меньшей мере одного элемента, выбранного из
0,05–5 мас.% цинка в качестве основного легирующего элемента и в комбинации
0,005–0,7 мас.% циркония,
в качестве дополнительных легирующих элементов,
а также, при необходимости, одного или нескольких других дополнительных элементов,
2. Подшипниковый сплав по п. 1, отличающийся тем, что он содержит один или несколько дополнительных легирующих элементов из следующих групп:
группа 1: тантал, ниобий, гафний, ванадий, вольфрам, молибден, сурьма, скандий, церий, кальций, в суммарном содержании максимум 0,5 мас.%,
группа 2: никель, кобальт, железо, хром, в суммарном содержании максимум 1 мас.%,
группа 3: углерод, азот, в суммарном содержании максимум 0,1 мас.%,
группа 4: серебро, германий, литий, в суммарном содержании максимум 1,0 мас.%,
группа 5: олово, свинец, в суммарном содержании максимум 0,5 мас.%.
3. Подшипниковый сплав по п. 1 или 2, отличающийся тем, что содержание висмута составляет 4,5–15,5 мас.%, предпочтительно 5–8 мас.%.
4. Подшипниковый сплав по любому из пп. 1–3, отличающийся тем, что содержание марганца и/или меди, и/или кремния, и/или цинка составляет 0,5–2,8 мас.%, предпочтительно 0,7–1,5 мас.%.
5. Подшипниковый сплав по любому из пп. 1–4, отличающийся тем, что сплав содержит до 3 мас.% Al–Ti–B или Al–Ti–C в качестве присадки, измельчающей зерна.
6. Способ получения алюминиевого подшипникового сплава с составом по любому из пп. 1–4, отличающийся тем, что легирующие элементы соединяют в процессе литья с получением сплава, причем скорость охлаждения составляет от 5 до 300 K/сек.
7. Способ по п. 6, отличающийся тем, что в качестве процесса литья используют процесс непрерывного литья.
8. Способ по п. 6 или 7, отличающийся тем, что сплав для получения заготовки снабжают по меньшей мере одним поддерживающим слоем.
9. Способ по любому из пп. 6–8, отличающийся тем, что сплав в ходе последующего процесса формования подвергают по меньшей мере одной термообработке при температурах от 200°C до 400°C.
10. Способ по п. 9, отличающийся тем, что термообработку проводят во время прокатки и/или валкового плакирования.
11. Деталь подшипника скольжения с поддерживающим слоем и нанесенным на него подшипниковым сплавом по любому из пп. 1–5.
12. Подшипник скольжения, выполненный с по меньшей мере одной деталью подшипника скольжения по п. 11.