Код документа: RU2241149C2
Изобретение относится к машиностроению, а именно к опорно-поворотным устройствам с упругими роликами, и может быть использовано для боевых гусеничных машин, поворотных пусковых установок, манипуляторов и других устройств, где требуется безлюфтовость.
Известны конструкции опорно-поворотных устройств с упругими телами качения. Наличие упругих тел качения в известных технических решениях не обеспечивает их прочность при экстремальных нерасчетных нагрузках.
Известны также роликовые опоры качения со стальными роликами и с проволочными беговыми дорожками [1], которые установлены в тороидальных расточках колец. Благодаря закручиванию эти дорожки самоустанавливаются.
Недостаток такого устройства - в его технологической сложности. Поэтому более предпочтительны упругие ролики, установленные в индивидуальных коробчатых сепараторах между коническими беговыми дорожками [2].
Сепараторы создают равномерность распределения нагрузок между телами качения. Известно опорно-поворотное устройство [3], содержащее внутреннее и наружное кольца с коническими беговыми дорожками, между которыми установлены упругие тела качения, а между ними расположены упоры с поперечным сечением, повторяющим форму профиля беговой дорожки, и установленные с заданным шагом между телами качения с возможностью свободного скольжения, причем высота сечения упора меньше упругого тела качения на величину допускаемой деформации последнего.
Недостаток устройства - в нетехнологичности конструкции, т.к. упоры изготавливаются по профилю беговых дорожек разных типоразмеров. Однако данная конструкция наиболее близка к предлагаемой и может служить прототипом.
Задачей, решаемой предлагаемой конструкцией, является повышение технологичности и выбор оптимальных соотношений размеров упоров.
Поставленная задача решается тем, что ударостойкое опорно-поворотное устройство, содержащее подвижное и неподвижное кольца с беговыми дорожками, между которыми размещены упругие ролики, установленные в индивидуальных коробчатых сепараторах, а между ними расположены упоры с возможностью свободного скольжения.
На фиг.1 изображена схема ударостойкого опорно-поворотного устройства; на фиг.2 - схема взаимодействия роликов в сепараторах и упоров. Фиг.3 иллюстрирует взаимные соотношения размеров роликов и упоров.
Устройство состоит из подвижного 1 и неподвижного 2 колец с беговыми дорожками 3, 4, 5, 6, между которыми размещены упругие цилиндрические ролики 7, установленные в индивидуальных коробчатых сепараторах 8, снабженных ограничителями 9. Между роликами 7 размещены упоры 10, размеры которых выбраны из определенных соотношений к размерам роликов и радиусов кривизны беговых дорожек. При этом все боковые грани упоров выполнены плоскими и параллельными друг другу, а торцевые поверхности - выпуклыми, с возможностью взаимодействия с плоскими торцевыми поверхностями сепараторов 8. Кроме того, устройство может быть снабжено регулировочными прокладками 11.
Устройство работает следующим образом.
При нормальной нагрузке на опорно-поворотное устройство ролики 7 деформируются в пределах своей упругой деформации и при качении компенсируют кинематическую разницу между коническими беговыми дорожками (3,4 и 5,6) и своей цилиндрической поверхностью. Особенности материала позволяют делать это. Ролики 7 находятся внутри коробчатых сепараторов 8, снабженных ограничителями 9, препятствующими выпадению роликов при сборке. Кроме того, сепараторы 8 на боковых стенках имеют прямоугольные углубления, глубина которых Δ2 больше высоты сегмента выпуклой беговой дорожки, взаимодействующей с сепараторами 8. Боковые стенки сепараторов 8 направляют движение роликов 7, устраняя возможный перекос последних.
Торцевые стенки сепараторов 8 взаимодействуют с выпуклыми торцами упоров 10, выполненных таковыми для самоустановки упоров и исключения их перекашивания. Упоры 10 служат для восприятия ударной нагрузки, приходящейся на опорно-поворотное устройство, и снижения контактных напряжений. Ролики 7 деформируются на величину Δ1 и в работу вступают упоры 10 со значительно большей площадью контакта. Ввиду того, что упоры 10 выполнены, как правило, из упругого материала, то они под действием ударной нагрузки принимают форму конической беговой дорожки и равномерно распределяют нагрузку по всей площади боковых граней. Следует заметить, что упоры могут быть выполнены только определенного диапазона размеров. Авторами предложены эти соотношения:
Н≥R1 –R2-Δ1,
где L - длина упора, мм;
Н - высота (ширина) упора, мм;
Δ1 - допускаемая деформация упругих роликов, мм;
R1 - минимальный радиус кривизны выпуклой беговой дорожки, мм;
R2 - минимальный радиус кривизны вогнутой беговой дорожки, мм.
Регулировка прокладками 11 позволяет полностью выбрать радиальный и осевой люфты и даже создать небольшой натяг. Упругие ролики позволяют делать это не нарушая работоспособности поворотного устройства.
Устройство изготовлено в виде опытного образца, который полностью подтвердил заявленные преимущества, а также выгодную технологичность устройства.
Список использованной литературы
1. Опоры качения с проволочными беговыми дорожками. Технический отчет фирмы “Rotex” США, 1976.
2. Патент России №1656969, 1989.
3. Патент России №1754957, 1993, (прототип).
Изобретение относится к опорно-поворотным устройствам с упругими роликами преимущественно для боевых гусеничных машин, поворотных пусковых установок и т.п., где требуется безлюфтовость. Устройство состоит из подвижного и неподвижного колец с беговыми дорожками, между которыми размещены цилиндрические упругие ролики, заключенные в коробчатые сепараторы с упорами с возможностью свободного скольжения. Ролики и упоры изготовлены из высокопрочных пластмасс, например фенилона С2. Устройство снабжено люфтовыбирающим приспособлением. Технический результат заключается в повышении технологичности и выборе оптимальных соотношений размеров упоров. 4 з.п. ф-лы, 3 ил.
Опорно-поворотное устройство