Код документа: RU2102288C1
Изобретение относится к области авиации и предназначено для автоматической стыковки электрических магистралей частей летательного аппарата, например двигателя и мотогондолы, или отделяемых в полете блоков с обеспечением компенсации несоосности стыкуемых узлов.
Известно устройство для соединения электрических магистралей так называемый
штепсельный разъем (ШР), содержащее установленные на соответствующих объектах полуразъемы в виде вилки и розетки и приспособление для ориентации их относительно друг друга [1]
Известное
устройство не может обеспечить автоматическую стыковку полуразъемов при первоначальной несимметричности стыкуемых объектов стыковки и не позволяет разъединить электрические магистрали расстыковки
объектов из-за его конструктивного несовершенства.
Техническая задача заключается в обеспечении компенсации первоначальной несимметричности стыкуемых объектов и, следовательно, полуразъемов с достижением технического результата в отношении обеспечения возможности разъединения электрических магистралей без расстыковки объектов, а также повышении надежности стыковки за счет принудительного поджатия полуразъемов друг к другу.
Техническая задача реализуется тем, что в устройстве для соединения электрических магистралей автоматически соединяемых объектов, содержащее установленные на соответствующих объектах полуразъемы в виде вилки и розетки и приспособление для ориентации их относительно друг друга, один из полуразъемов установлен на объекте посредством плавающего крепления, приспособление для ориентации выполнено в виде по меньшей мере одной пары концентрично закрепленных на одном из объектов гильзы и штыря и закрепленного на другом из объектов по меньшей мере одного полого двигателя, преимущественно цилиндрическим и коническим участками, причем штырь выполнен с по меньшей мере двумя направляющими поясками, сопряженными с охватывающей штырь поверхностью, коническая часть которой выполнена с радиальными выступами, расположенными с возможностью размещения их в выполненных в гильзе пазах, имеющих заходные участки. Устройство снабжено приспособлением автономного разъединения полуразъемов. Устройство приспособления автономного разъединения полуразъемов выполнено в виде закрепленного на каком-либо из объектов рычажного механизма по меньшей мере с одним ведомым звеном, связанным с одним из полуразъемов, который закреплен на этом объекте с возможностью осевого перемещения относительно него. Кроме того, в устройстве полуразъемы и элементы приспособления для ориентации полуразъемов могут быть закреплены на панелях, по меньшей мере одна из которых упруго связана с соответствующим объектом, а приводной рычажный механизм размещен на панели.
Устройство поясняется чертежами, где на фиг.1 общий вид устройства; на фиг.2 общий вид приспособления для ориентации (увеличенно).
Устройство стыковки электрических соединителей, как один из вариантов исполнения (см. фиг.1 и 2), содержит две панели 1 и 2, закрепленные на соответствующих объектах (на чертеже не показано), с установленными на них полуразъемами 3 и 4 электрических соединителей. Один из полуразъемов размещен на платформе с плавающим креплением на панели. Приспособление для ориентации включает в себя, по крайней мере, одну пару концентрично закрепленных на одном из объектов гильзу 5 и штырь 6 и закрепленный на другом из объектов, по крайней мере, один полый ловитель 7 с преимущественно цилиндрическим и коническим 8 участками. Штырь выполнен, например, со сферическим концом 9, имеющим, например, торообразную поверхность с двумя направляющими поясками 10, имеющими равные диаметры для размещения их в цилиндрической части ловителя. Коническая часть 8 выполнена с радиальными выступами 11, расположенными с возможностью размещения их в выполненных в гильзе 5 пазах 12, имеющих заходные участки 13.
Устройство снабжено размещенным на одной из панелей приспособлением автономного разъединения в виде шатунно-кривошипного механизма. Приспособление содержит хвостовик 14, на оси которого закреплены кривошипы 15 с шатунами 16. Шатуны 16 приспособления взаимодействуют с толкающими кулачками 17 кулачковых валиков 18, которые могут разворачиваться вместе с размещенными на тех же валиках 18 кулачками подъема 19. Кулачки подъема, упираясь в платформу плавающего крепления одного из полуразъемов, поднимают ее до разъединения.
Одна из панелей подпружинена в сторону другой пружинами амортизаторов 20.
Устройство работает следующим образом. При автоматической подвеске двигателя на самолет после установившегося ориентированного его движения вверх в пределах допустимых стыковочных отклонений штырь 5 входит в конический участок 8 полого ловителя 7. При этом происходит начальная ориентация и выравнивание, а после вхождения с двумя направляющими поясками 10 - окончательная ориентация и выравнивание и установка обеих панелей и размещенных на них полуразъемов в параллельное положение.
После захода штыря в цилиндрическую часть полого ловителя радиальные выступы 11 ловителя 7 сначала входят в раствор заходных участков 13 гильзы 5, а затем в его пазы 12, чем исключается эволюция рыскания. Таким образом происходит полная ориентация панелей по всем трем осям, после чего при дальнейшем перемещении панелей навстречу друг другу происходит сочленение блочных и кабельных частей соединителей сначала по кодовым штырям соединителей, а затем по контактным группам штырей и гнезд.
Сочлененное состояние полуразъемов, а следовательно, и электрических магистралей обеспечивается пружинами амортизаторов 20 с шарнирной заделкой на одной из панелей. Пружинные амортизаторы гасят вибрации контактных групп полуразъемов при вертикальных смещениях одной из панелей при работе.
При необходимости автономного разъединения полуразъемов предварительно освобождают платформу от плавающего крепления на панели. За хвостовик 14 поворачивают кривошипы 15, которые перемещают шатуны 16, а те, в свою очередь, воздействуют на толкающие кулачки 17 кулачковых валиков 18, поворачивая их вместе с размещенными на тех же валиках 18 кулачками подъема 19. Кулачки подъема, упираясь в платформу крепления одного из полуразъемов, поднимают ее до разъединения.
Изобретение относится к области авиации и предназначено для автоматической стыковки электрических магистралей частей летательного аппарата, например двигателя и мотогондолы или отделяемых в полете блоков с обеспечением компенсации несоосности стыкуемых узлов. Сущность изобретения - устройство для соединения электрических магистралей автоматически соединяемых объектов содержит установленные на соответствующих объектах полуразъемы 3 и 4 в виде вилки и розетки и приспособление для ориентации их относительно друг друга, один из полуразъемов установлен на объекте посредством плавающего крепления. Приспособление для ориентации включает в себя, по крайней мере, одну пару концентрично закрепленных на одном из объектов гильзу 5 и штырь 6 и закрепленный на другом объекте, по крайней мере, один полый ловитель 7 с цилиндрическим и коническим 8 участками. Штырь 6 в устройстве выполнен со сферическим концом 9, имеющим торообразную поверхность с двумя направляющими поясками 10, имеющими равные диаметры для размещения их в цилиндрической части ловителя. Коническая часть 8 полого ловителя 7 выполнена с радиальными выступами 11, расположенными с возможностью размещения их в выполненных в гильзе 5 пазах 12, имеющих заходные участки 13. Устройство приспособления автономного разъединения полуразъемов включает в себя закрепленный на каком-либо из объектов рычажный механизм с, по крайней мере, одним ведомым звеном (19), связанным с одним из полуразъемов, который закреплен на этом объекте с возможностью осевого перемещения относительно него. Кроме того, в устройстве полуразъемы и элементы приспособления для ориентации полуразъемов закреплены на панелях 1 и 2, по крайней мере, одна из которых упруго связана с соответствующим объектом пружинным амортизатором 20, а приводной рычажный механизм размещен на панели. 4 з.п. ф-лы, 2 ил.