1
Изобретение относится к устройствам
аккумулирования энергии в гидросистемах, в автономных переносных накопителях энергии
для совершения полезной работы (индивидуальное питание гидроприводов, создание
гидравлических ударов или усилий при разрушении или обработке различных
материалов, при прессовании и формовке изделий из металла и т. д.), кроме того,
устройство может быть также использовано для создания амортизаторов ходовой
части транспортных средств.
Известно устройство для аккумулирования
энергии жидкости, содержаш.ее корпус с выходным штуцером, подключенным
к линии нагнетания, и рабочим элементом, расположенным в корпусе с возможностью
взаимодействия с рабочей жидкостью 1.
Недостатком этого устройства является
низкая энергоемкость на единицу объема. Для увеличения запаса аккумулируюшей
энергии необходимо неограниченно увеличивать объем рабочего тела.
Цель изобретения - повышение уровня аккумулируемой энергии в единице объема жидкости.
Указанная цель достигается тем, что рабочий элемент выполнен в виде капиллярно-пористого
тела, не смачиваемого рабочей жидкостью.
На фиг. 1 представлен гидрокапилляр5 ный аккумулятор; на фиг. 2 - вариант
выполнения устройства для аккумулирования энергии с использованием двух
несмешиваюп1ихся жидкостей; на фиг. 3 - изотермы процесса зарядки и разрядки
для идеального .гидроаккумулятора; на
10
фиг. 4 - то же, для гидрокапиллярного аккумулятора на базе неоднородного микропористого тела.
Гидрокапиллярный аккумулятор содержит корпус 1, выходной штуцер 2, линию
15 нагнетания 3, рабочую жидкость 4, несмачивающую жидкость 5, капиллярно-пористое
тело 6, установленное на точечных опорах 7.
Работа аккумулятора заключается в следующем .
20
При зарядке аккумулятора жидкость 5 по линии нагнетания 3 через штуцер 2 под
давлением Рг подается в корпус 1, заранее заполненный жидкостью 5 под давлением
PI и установленным в нем пористым
телом 6, с суммарным объемом пор Vn. Для того, чтобы жидкость 5 с поверхностным
натяжением и углом смачивания 0(), не смачивающее капиллярно-пористое
тело 6 (фиг. 1) смогло войти в его капилляры радиусом , необходимо приложить избыточное давление ДР
Ртах- РО рассчитываемое по формуле
ДР , Н/М 2( 1 )
где РО - начальное давление (например,
барометрическое), при котором
все поры не заполнены жидкостью;
РТЛЗУ - максимальное давление, при котором
все поры заполнены жидкостью .
При давлении Рщах жидкость заполняет
все поры, суммарный объем которых |эавен УП, поэтому запас энергии Е аккумулируемой
жидкости, определяется по формуле (фиг. 3)
Е ДР УЛ,ДЖ(2)
При сообщении 1 посредством штуцера 2 (фиг. 1) с линией нагнетания 3 накопительная
энергия Е может соверщить полезную работу, если давление Pi жидкости в корпусе
i (например, PI Pniax ) превышает давление со стороны потребляемого расхода РЗ (например, Рз PC).
Процесс зарядки и разрядки гидрокапиллярного аккумулятора можно производить
при настоящем и максимальном давлении жидкости. Это значит, что можно накапливать
и использовать для соверщения полезной работы максимально возможное количество
энергии на единицу веса или объема аккумулятора. Так как запас энергии
Е пропорционален избытку дав.ления АР, а последняя-величина зависит от 6, 0 иг,
то, меняя природу жидкости 5 (6 и 0), а также характеристику капиллярно-пористого
тела (0, г и УП, в том числе), можно менять аккумулирующую способность Е
гидрокапиллярного аккумулятора.
При данном объеме корпуса 1 и объеме
пор Ул .можно резко увеличить запас энергии Е, если применять одновре.менно две
жидкости 4 и 5 (фиг. 2) таким образом, чтобы жидкость 5 с большим коэффициентом
поверхностного натяжения служила для заполнения капилляров суммарным
объемом УП (что обеспечивает резкое повышение РТПЗХ) а. жидкость 4 с .меньшим
коэффициентом поверхностного натяжения была рабочим агентом л1ля переноса
импульса энергии от побудителя расхода к аккумулятору (если Р2 Р-,) или от аккумулятора
к потребителю расхода (если PI Р5) (фиг. 2).
Если капиллярно-пористое тело отличается разнопористостью, то связь между
избыточным капиллярным давлением АР, и приведенными объемами пор УП) с эквивалентным
радиусо.м г имеет вид, представленн|51Й на фиг. 4. В этом случае запас энергии Е следует рассчитывать по формуле
Е ,--Уш,(3)
где п - число приведенных объемов.
Наблюдаемое в ряде случаев явление
незначительного наклонного гистерезиса между адсорбцией (кривая «а на фиг. 4)
и десорбцией (кривая «б) в определенном интервале размеров пор капиллярно-пористого
тела объясняется тем, что при десорбции в капиллярах могут образовываться
только шаровидные мениски, а при адсорбции как щаровидные, так и цилиндрические.
Не исключена также незначительная диссинация энергии при движении жидкости в
капиллярах. При необходимости иметь высокую концентрацию энергии при постоянном
максимальном давлении жидкости (например , использовании гидрокапиллярных
аккумуляторов для запуска мощных дизелей с по.мощью вспомогательного гидродвигателя
, для гидропривода транспортных средств, в том числе для приводов подводных
лодок, используя их балластные отсеки , обычно заполняемые водой, в качестве
замкнутых полостей, где могут быть помещены микропористые тела, для работы
портативных гидропрессов и т. д.) нужно принять гидрокапиллярные аккумуляторы
с характеристикой, представленной на фиг. 3 т. е. в качестве пористых тел использовать
монопористое.
При создании, например, суперкомпактного
амортизирующего устройства, его рабочая характеристика должна быть пологой
(фиг. 4), в этом случае целесообраз но использовать неоднородное капиллярнопористое тело.
При серийном производстве гидрокапиллярных аккумуляторов как индивидуальных
источников питания, их регулярную зарядку можно организовать на тепловых и гидроэлектростанциях
в ночное время.
Формула изобретения
Гидрокапиллярный аккумулятор, содержащий корпус с выходны.м штуцером, подключенным
к линий нагнетания, и рабочим элементом, расположенным в корпусе с
возможностью взаимодействия несмачивающей с рабочей жидкостью, отличающийся
те.м, что, с целью повышения уровня аккумулируемой энергии в единице объема жидкости
, рабочий элемент выполнен в виде капиллярно-пористого тела, не смачиваемого рабочей жидкостью.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Башта Т. М. Машиностроитетьная гидравлика , М., «Машиностроение, 1963, с. 399 фиг. 266.