Код документа: RU2353962C2
Область техники
Настоящее изобретение относится, в частности, к оправе для очков, которая отличается тем, что содержит первый и второй шарниры, выполненные в виде первого корпуса, связанного - с возможностью его поворота - с дужкой, выполненной в виде половины оболочки и - с возможностью ее поворота - взаимодействующей, в отличие от упруго приспосабливающегося элемента, со вторым полым корпусом, связанным с фронтальной частью и (или), по меньшей мере, с одной линзой, причем первая и вторая дужки могут смыкаться, образуя оболочку, в которую временно помещается фронтальная часть и (или), по меньшей мере, одна линза.
Предпосылки создания изобретения
В данной области техники уже существует один пример такого типа оправы для очков (ЕР 0723673), размер которой уменьшается при повороте дужек, которые разделены на два сегмента - один короткий, а другой длинный - но все же эти очки, когда ими не пользуются, должны храниться в соответствующем футляре.
Раскрытие сущности изобретения
Предметом данного решения является оправа для очков. Техническая эволюция, которую претерпела отрасль промышленности, занятая изготовлением очков, позволила выпустить на рынок, особенно в последние годы, продукцию, способную все лучше и лучше удовлетворять постоянно растущие запросы потребителей в отношении требований, предъявляемых к ее эксплуатационным качествам.
Исследования, проведенные в данном промышленном секторе, были направлены конкретно на использование высокопрочных и легких материалов, которые позволили разработать исключительно компактные и легкие оправы для очков, выпускаемых в условиях массового производства.
В то же самое время применение новых материалов и передовых технологий производства позволило создать такие линзы, которые, демонстрируя высокую способность к устранению искажений или улучшенную защиту против солнечного излучения, обладают при этом сравнительно меньшим весом и толщиной.
Таким образом, была осуществлена разработка облегченных очков, структурные и функциональные элементы которых большей частью содержат соответствующие участки, оказывающие меньшее сопротивление, и предпочтительно являются при этом более гибкими, чем обычно, что позволяет им лучше противостоять механическим напряжениям, возникающим при пользовании ими - в особенности когда при надевании и снимании очков приходится выполнять различные манипуляции с их оправами.
Основной недостаток этого известного типа очков заключается в том, что - также и в связи с вышеупомянутыми задачами, поставленными при их разработке - они оказываются чрезвычайно хрупкими при воздействии на них каких-либо других механических напряжений, помимо тех, на которые они обычно рассчитываются при нормальном пользовании ими, например таких механических напряжений, которые возникают при случайных ударах или же повреждениях, которые очки могут получить, когда ими не пользуются, либо когда они хранятся в предназначенных для этого специальных футлярах.
Кроме того, линзы, вставленные в оправу, даже если это защитные очки от солнца, могут быть легко оцарапаны или ободраны, а еще легче это может произойти в том случае, когда очки, сняв, хранят без достаточно надежной для них защиты.
Частичное решение этой проблемы обеспечивается в том случае, если пользоваться специальными футлярами для очков как с линзами, прописанными офтальмологом, так и с защитными стеклами от солнца, куда очки следует убрать, после того как их снимут.
Известные оправы для очков могут выполняться жесткими или же мягкими, а изнутри такие оправы обычно выстилаются очень мягким материалом с тем, чтобы обеспечить надежную защиту хранящихся там очков от воздействия на них механических напряжений, которые могли бы нарушить их целостность, а также от соприкосновения с какими-либо инородными предметами, которые могли бы поцарапать линзы.
Основная проблема, связанная с практическим применением этих известных футляров, состоит в том, что поскольку их выполняют отдельно от очков, для хранения которых они предназначаются, такие футляры приходится всегда носить при себе, чтобы воспользоваться ими можно было всякий раз, как только они понадобятся.
Поскольку эти известные футляры должны быть достаточно большими для того, чтобы внутри них поместилась пара очков, хотя и находящихся в сложенном состоянии, они неудобны для пользования, особенно если изготовлены они из жесткого материала.
Эти известные футляры становятся особенно обременительными, когда ими приходится пользоваться при ношении очков для защиты от солнца, например, при посещении спортивных мероприятий или же во время принятия солнечных ванн, то есть в таких ситуациях, когда ношение этих известных футляров бывает часто связано с исключительно большими неудобствами.
Основной задачей настоящего изобретения является, следовательно, устранение отмеченных здесь проблем с избавлением при этом от соответствующих трудностей, сопутствующих упомянутому известному техническому решению, а также - соответственно - создание такой оправы для очков, которую можно было бы быстро убирать при необходимости на хранение без использования при этом каких-либо дополнительных элементов для их защиты от всяческих повреждений.
Другой задачей, поставленной при создании настоящего изобретения, является разработка такого технического решения, которое было бы простым и надежным при пользовании предложенным изобретением на практике.
Еще одной важной задачей настоящего изобретения является осуществление предложенного технического решения таким образом, чтобы оно имело привлекательный внешний вид во всех условиях практического его использования.
Кроме того, не менее важной задачей является также создание такого технического решения, которое обладало бы достаточно простой конструкцией при сравнительно ограниченных затратах, связанных с ее промышленным изготовлением.
В приведенных ниже примерах конструктивного исполнения отдельные признаки применительно к тем или иным конкретным примерам могут быть фактически заменены различными другими признаками, которыми характеризуются другие примеры конструктивного исполнения предложенного изобретения.
Другие особенности и преимущества настоящего изобретения рассмотрены более подробно в приведенном здесь кратком иллюстрированном описании конкретного варианта его осуществления, который не является исключительным и не ограничивается прилагаемыми чертежами.
Краткое описание чертежей
Фиг.1 - представленное в перспективе изображение оправы для очков, выполненной в соответствии с настоящим изобретением и показанной в положении, занимаемом ею при надевании очков.
Фиг.2 - представленное в перспективе изображение детали оправы, показанной в положении, занимаемом этой деталью при надевании очков.
Фиг.3 - представленное в перспективе изображение оправы для очков, показанной в положении, занимаемом ею при надевании очков.
Фиг.4 - представленное в перспективе изображение детали оправы, показанной в положении, занимаемом этой деталью при надевании очков.
Фиг.5 - представленное в перспективе изображение оправы для очков, показанной в положении, занимаемом ею в первом, частично сложенном своем состоянии.
Фиг.6 - представленное в перспективе изображение детали оправы, показанной в положении, занимаемом этой деталью, когда оправа находится в первом, частично сложенном своем состоянии.
Фиг.7 - представленное в частичном разрезе изображение детали оправы, показанной в направлении стрелки VII в том положении этой детали, которое она занимает, когда оправа находится в первом, частично сложенном своем состоянии.
Фиг.8 - представленное сзади изображение оправы для очков, показанной в положении, занимаемом ею во втором сложенном своем состоянии.
Фиг.9 - представленное в трех видах - соответственно спереди, сбоку и сзади - изображение оправы для очков, показанной в положении, занимаемом ею в сложенном своем состоянии.
Фиг.10 - представленное в перспективе изображение шарнира, показанного в положении, занимаемом им, когда оправа находится в раскрытом своем состоянии.
Фиг.11 - представленное в перспективе изображение шарнира, показанного в увеличенном масштабе.
Фиг.12 - представленное в двух видах сбоку изображение детали шарнира.
Фиг.13 - представленное в двух видах сбоку изображение детали шарнира.
Фиг.14 - изображение детали шарнира, представленное в сечении по линии XIV-XIV на фиг.13.
На прилагаемых чертежах позицией 1 обозначается оправа для очков, содержащая первый шарнир 2 и второй шарнир 3, выполненные оба одинаковыми, причем каждый из них включает в себя первый корпус 4, содержащий первую соединительную ножку 5, по существу, цилиндрической формы, на которой вблизи от первого ее конца 6 с плоским торцом находится ограничитель хода 7, выступающий относительно нее в радиальном направлении и имеющий предпочтительно также цилиндрическую форму.
На втором конце 8 этой первой ножки 5 имеется второй ограничитель хода 9, показанный в виде сбоку как имеющий Т-образную форму, которая определяет собой цилиндрическую головку большего диаметра, чем ножка 5, и от которой в осевом направлении отходит первое ребро 10, имеющее форму параллелепипеда.
Это первое ребро 10 предпочтительно размещается в пределах диаметра первой ножки 5 первого корпуса 4 и проходит параллельно осевой линии первого ограничителя хода 7, причем в этом ребре имеется первое отверстие 11, которое выполнено в виде проушины, расположенной в поперечном направлении, и, следовательно, проходит в ортогональном направлении по отношению к поверхности, определяемой соответственно продольной осевой линией первой ножки 5 и осевой линией первого ограничителя хода 7.
Свободный конец 12 этого первого ребра 10 во фронтальном направлении определяет собой первую плоскую ограничительную поверхность 13, расположенную поперечно по отношению к первой ножке 5 и соединенную посредством криволинейного участка 14 со второй ограничительной поверхностью 13а, представляющей собой боковую стенку первого ребра, обращенную в ту же сторону, откуда выступает первый ограничитель хода 7, и, например, приблизительно в ортогональном направлении по отношению к этой первой ограничительной поверхности.
Каждый из этих шарниров - первый и второй - соответственно 2 и 3 включает в себя также второй корпус 15, который выполнен полым и содержит вторую ножку 16 цилиндрической формы, внутри которой предусматривается наличие первой полости 17, имеющей также цилиндрическую форму, открытую с первого конца 18 второго корпуса 15 и расположенную соосно с ним.
На боковой поверхности этой первой полости 17 имеется первая окружная направляющая 19, которая представляет собой канавку 20, проходящую прямо с закруглением и образующую при этом дугу соответствующей протяженности в окружном направлении, например, равную приблизительно 90°, с противоположных концов которой располагаются соответственно первое гнездо 20а и второе гнездо 20b.
Эти гнезда - первое и второе - соответственно 20а и 20b, расположенные с разворотом приблизительно на 90° относительно друг друга вокруг продольной осевой линии первой полости 17, представляют собой - каждое - криволинейный участок, отстоящий от первого конца 18 второго корпуса 15, и соединяются друг с другом посредством соответствующего прямого участка.
С обеспечением при этом соответствующих преимуществ эта канавка 20 выполняется в пределах прямого своего центрального участка таким образом, чтобы ширина его была немного больше, чем диаметр первого ограничителя хода 7, благодаря чему обеспечивается возможность скольжения его вдоль канавки.
Криволинейный участок, представляющий собой профиль первого и второго гнезд 20а и 20b, имеет также такую форму, чтобы обеспечивать возможность избирательного введения первого ограничителя хода 7 внутрь этих гнезд.
Относительно второго корпуса 15 выступает второе ребро 21, выполненное по хорде; таким образом, это ребро выступает по отношению ко второму концу 22 второй ножки 16, имеющему плоский торец, и в своем поперечном сечении оно имеет форму сегмента круга, развернутую вдоль образующей.
Это второе ребро 21 имеет первую плоскую сторону 23, которой оно обращено к продольной осевой линии второй ножки 16 и предпочтительно располагается параллельно по отношению к первому гнезду 20а.
Предусматривается наличие опоры 24, имеющей, например, цилиндрическую форму, в которой по осевой ее линии выполнено второе отверстие 25 - предпочтительно резьбовое, причем эта опора располагается ортогонально по отношению к первой плоской поверхности 23 и имеет одинаковое направление с первым гнездом 20а.
И, наконец, первый и второй шарниры содержат упругоприспосабливающийся элемент 26, выполненный предпочтительно в виде вращающейся цилиндрической пружины, работающей на сжатие, которая может быть размещена при этом внутри первой полости 17 второго корпуса 15, где она закрепляется одним из своих первых концов на дне 17а этой полости.
Таким образом, первую цилиндрическую ножку 5 первого корпуса 4 можно вставить внутрь этой первой полости 17 так, чтобы первый ограничитель хода 7 разместился при этом внутри первой направляющей 19, выполненной в виде канавки 20, а первый конец 6 этой первой ножки 5 соприкасался со вторым концом упругоприспосабливающегося элемента 26.
Следовательно, первый корпус 4 с обеспечением при этом возможности его совершать поворот соединяется со вторым корпусом 15, благодаря чему он может поворачиваться относительно продольной осевой линии первой полости 17 таким образом, что его можно избирательно переводить из первого положения, называемого также открытым положением, в котором первый ограничитель хода входит внутрь первого гнезда 20а, во второе его положение, называемое также сложенным положением, в котором этот первый ограничитель хода 7 входит внутрь второго гнезда 20b.
В этих положениях упругоприспосабливающийся элемент воздействует на первый конец 6 первого корпуса 4, прижимая при этом первый ограничитель хода 7 к стенке первого или второго гнезда, удерживая его тем самым в выбранном положении.
Указанные первый и второй шарниры в собранном их виде соединяются с фронтальной частью 27 соответственно со стороны первого ее конца 28 и со стороны второго конца 29 этой части при помощи соответствующей опоры 24, причем каждый из этих шарниров, например, может обеспечивать фиксацию разных линз 30, которые опираются на фронтальную часть либо удерживаются на ней при помощи крепежного винта, вворачиваемого в снабженное внутренней резьбой второе отверстие 25.
Соответственно, второй конец 22 второй ножки 16, имеющий плоский торец, может служить в качестве ограничителя хода для боковой стенки 31 линзы 30, предотвращая при этом проворачивание первого и второго шарниров 2 и 3 относительно опоры 24.
В этих условиях первое гнездо 20а каждого шарнира повернуто будет назад относительно фронтальной части оправы, располагаясь при этом приблизительно ортогонально по отношению к этой части вследствие того, что такая опора обращена в том же самом направлении, что и первое гнездо 20а.
С обеспечением при этом соответствующих преимуществ, в связи с тем, что первый и второй шарниры 2 и 3 имеют практически одинаковую форму, первый шарнир 2, который связан с фронтальной частью 27 оправы со стороны первого ее конца 28, обеспечивает такое расположение второго гнезда 20b, при котором это гнездо обращено будет вверх, тогда как второй шарнир 3, который связан с фронтальной частью 27 оправы со стороны второго ее конца 29, обеспечивает такое расположение второго гнезда 20b, при котором это гнездо обращено будет вниз.
С фронтальной частью 27 оправы на центральном ее участке соединяется эластичная съемная носовая часть 41 оправы, изготавливаемая, например, из резины или же из какого-нибудь другого эластичного материала, с помощью которой фронтальная часть оправы укрепляется на носу человека, носящего очки; таким образом, носовую часть оправы можно легко заменить в случае ее изнашивания или загрязнения. Кроме того, оправа 1 содержит также первую дужку 32 и вторую дужку 33, которые выполнены одинаковыми и имеют - каждая - форму половины оболочки.
Ширина этих дужек с обеспечением при этом соответствующих преимуществ выполнена несколько большей по сравнению с толщиной фронтальной части 27 оправы, и они еще, кроме того, немного тоньше - по меньшей мере, в пределах центрального своего участка - по сравнению с толщиной носовой части 41 оправы, тогда как длина их немного больше, чем расстояние между противолежащими концами первого и второго шарниров, выступающих в поперечном направлении относительно фронтальной части оправы.
Каждая из этих дужек - первая и вторая - имеет переднюю поверхность 34 с выпуклым внутренним профилем и заднюю поверхность 35 с вогнутым внутренним профилем, которая имеет противоположную форму по отношению к передней поверхности 34, благодаря чему эти дужки при наложении их одну на другую в продольном направлении взаимно согласуются друг с другом, образуя при этом футляр.
Эти дужки - первая и вторая - соответственно 32 и 33 имеют на одном из передних своих концов 36 третий корпус 37, при этом третий корпус 37 выполнен открытым и имеет немного большую толщину, чем одно из первых ребер 10 первого корпуса 7, с тем, чтобы его можно было туда вставить.
В этом третьем корпусе предусматривается наличие пары первых штифтов 38, расположенных таким образом, чтобы они были обращены навстречу один другому, выступая при этом по отношению соответственно к нижнему и верхнему основаниям третьего корпуса 37 в направлении к внутренней полости последнего.
Эти первые штифты 38, выполненные, например, цилиндрическими по своей форме, имеют диаметр, немного меньший, чем диаметр первого отверстия 11 в первом ребре 10, благодаря чему их можно вставить в отверстие, как только это ребро будет введено внутрь третьего корпуса 37, в результате чего образуется поворотное соединение соответственно между первой дужкой и первым шарниром, а также между второй дужкой и вторым шарниром.
Кроме того, в третьем корпусе 37 предусматривается также наличие днища 39, выполняемого предпочтительно таким образом, чтобы оно было плоским, и относительно которого может избирательно блокироваться первая ограничительная поверхность 13, имеющаяся с передней стороны каждого первого ребра 10, а также вторая ограничительная поверхность 13а, расположенная ортогонально по отношению к первой.
Благодаря наличию криволинейного сегмента 14, который соединяет между собой эти - первую и вторую - ограничительные поверхности, обеспечивается возможность поворота первой и второй дужек соответственно в первом и во втором шарнирах вокруг первых штифтов 18, благодаря чему дужки перемещаются из первого своего положения, в котором они располагаются ортогонально по отношению к фронтальной части 27 оправы, во второе свое положение, в котором они приблизительно параллельны по отношению к этой части оправы.
Оправа для очков, выполненная в соответствии с настоящим изобретением, предусматривает возможность при пользовании очками придавать ей соответствующую форму, называемую также формой ее в разложенном состоянии, в котором первая и вторая дужки располагаются параллельно относительно друг друга и отходят при этом обе назад приблизительно в ортогональном направлении по отношению к фронтальной части оправы, как это показано на фиг.1-4.
В этом положении первый ограничитель хода каждого шарнира располагается внутри первого гнезда 20а, имеющегося во втором корпусе каждого шарнира.
Оправу для очков, находящуюся в этой своей конфигурации, можно затем в любой момент сложить, повернув соответственно первый корпус каждого шарнира вокруг осевой линии связанного с ним второго корпуса в первое промежуточное положение, показанное на фиг.5, и в котором первая и вторая дужки располагаются почти параллельно относительно друг друга, а также по отношению к фронтальной части оправы, отходя при этом от последней в противоположных направлениях - одна вверх, а другая вниз.
Фактически, во время такого поворотного движения первый ограничитель хода 7 каждого шарнира перемещается из первого гнезда 20а во второе гнездо 20b; а благодаря соответственно одинаковому расположению первого и второго шарниров эти вторые гнезда 20b занимают при этом такое положение, при котором одно из них обращено вверх, а другое - вниз, придавая также соответствующим дужкам, которые на них опираются, точно такие же положения.
Посредством последующего поворачивания каждой дужки вокруг первых штифтов 18, при помощи которых они с обеспечением при этом возможности их поворота связаны с первым корпусом каждого шарнира, оправу для очков можно сначала перевести во второе ее промежуточное положение, иллюстрируемое здесь в качестве примера на фиг.8; а затем - в полностью сложенное ее положение, иллюстрируемое на фиг.9, и в котором дужки складываются вплотную друг к другу в продольном направлении, образуя при этом оболочку 40.
Поскольку ширина этих дужек больше, чем толщина фронтальной части 27 оправы, а их длина больше, чем расстояние между противоположными концами двух шарниров, которые выступают в сторону относительно последних, оболочка 40 способна вместить внутри себя фронтальную часть 27 оправы, а также оба шарнира 2 и 3.
Кроме того, поскольку ширина этих дужек, по меньшей мере, в пределах центрального их участка, несколько меньше, чем толщина эластичной носовой части 41 оправы, то при перемещении дужек в такое их положение, которое они занимают, когда оправа находится в сложенном своем состоянии, дужки слегка деформируют носовую часть оправы, благодаря чему гарантируется надежное смыкание оболочки 40.
Дополнительно, эластичная носовая часть оправы служит также в качестве своеобразного предохранительного приспособления, защищающего фронтальную часть оправы, с которой она связана.
Образующаяся оболочка, обладая соответствующим сопротивлением и жесткостью, представляет собой надежную защиту для очков и всей оправы в целом, что позволяет не прятать такие очки в отдельный футляр, благодаря чему обеспечивается оптимальное удобство и практичность пользования такими очками.
Если пользователь захочет снова надеть очки с такой оправой, то тогда процедура складывания этой оправы, которая была рассмотрена здесь выше со ссылками на прилагаемые иллюстрации, должна быть осуществлена в обратной последовательности, завершаясь полным раскрыванием оправы, после чего пользователю можно будет без каких-либо затруднений надеть на себя очки.
Все это свидетельствует о том, что при создании настоящего изобретения была достигнута поставленная предварительно цель осуществить разработку такой оправы для очков, которую можно будет быстро преобразовывать в футляр для хранения очков, причем для этого не потребуется применения каких-либо дополнительных внешних элементов для защиты очков и предотвращения различных повреждений фронтальной части оправы, служащей в качестве опорного элемента для очков.
Еще одна важная задача, достигнутая при создании настоящего изобретения, заключается в обеспечении простоты и безопасности пользования очками, а также в том, что ношение таких очков доставляет эстетическое наслаждение во всех условиях.
Вполне естественно, что материалы, применяемые при изготовлении отдельных составных частей настоящего изобретения, а также размеры таких частей могут соответственно варьироваться с учетом тех или иных конкретных потребностей.
Настоящее изобретение со всей определенностью не ограничивается исключительно только лишь теми вариантами его осуществления и практической реализации различных функциональных его возможностей, которые рассматриваются в приведенном здесь выше описании со ссылками на прилагаемые иллюстрации, но может быть также осуществлено и в виде других вариантов - даже таких, которые здесь не рассматриваются.
Кроме того, отдельные особенности настоящего изобретения, обеспечивающие получение соответствующих преимуществ, дающие положительный эффект, либо иные аналогичные особенности могут также отсутствовать или же быть заменены эквивалентными им особенностями.
Изобретение относится к области очковой техники и направлено на создание оправы для очков, которую можно быстро убирать на хранение без использования дополнительных элементов для их защиты от повреждений. Этот результат обеспечивается за счет того, что оправа для очков содержит первую и вторую дужки, каждая из которых выполнена в виде половины оболочки и с обеспечением при этом возможности их поворота посредством первого и второго шарнира, которые связаны с фронтальной частью оправы и/или с, по меньшей мере, одной линзой. При этом дужки могут смыкаться между собой, образуя оболочку, в которую временно помещается фронтальная часть оправы и/или, по меньшей мере, одна линза. 22 з.п. ф-лы, 14 ил.