Код документа: SU641383A1
Изобретение относится к области оптики , в частности к очкам, которые иопольэутот для коррекции зрения. Известны различные очки для коррекции зрения, содержащие оправу с линзами и заушники Tlj . Ближайшими по технической сущнос ти являются очки, содержащие передний элемент оправы, состоящий из центральной части и двух притиволежащих концевы участков, линзы, соединенные через несущий элемент с передним элементом оправы , и пару удлиненных височных элементов , каждый из которых одним из своих концов шарнирно соединен с соответствую щим концевым участком переднего элемента 2 . Недостаток этих очков заключается в малом диапазоне размеров, сопрягающих оправу с головой человека, из-за малой эластичности оправы. Целью изобретения является расширение диапазона- размеров, сопрягающих оправу с головой человека, что позволяет использовать оправу одного типоразмера, для людей с различным размером головы. Эта цель достигается тем, что толщина переднего элемента оправы вблизи его концевых участков меньше толщины цен-гральной части, а височные элементы выполнены в виде чередующихся гибких участков различной толщины. Кроме того, на каждом из противоположных концов переднего элемента оправы выполнены пара ушек с углублениями и стопорный элемент в промежутке между ушками. На каждом конце височного элемента выполнены пальцы, соответствующие углублениям на ушках, и выемка, соответствующая стопорному элементу, при этом свободные концы височных элементов снабжены грузами, противоположные концы переднего элемента оправы расположены выше его центральной части , а несущий элемент линз - ниже ее. Вертикальный размер, поперечного сечения переднего и височного элементов больше его горизонтального размера. На фиг. 1 показана общая конструкция очков; на фиг. 2 - очки в расслабленном состоянии со скрещенньжш удерживающим элементами, вид сверху; на фиг. 3 - очки в рабочем состоянии; на фиг. 4 - передний элемент оправы, вид спереди; на фиг. 5 - передний элемент оправы в выпрямленном состоянии, вид спереди; на фиг. 6 один височный элемент, вид сбо ку; на фиг. 7 - то же, в выпрямленном состоянии; на фиг. 8 - разрез А-А фиг. 2 показывающий один конец переднего элемента оправы; на фиг, 9 - разрез Б-Б фиг. 3, показывающий один гибкий участок переднего элемента оправы; на фиг. 10 - разрез В-В фиг. 2, показывающий один переходный участок переднего элемента опра&ы; на фиг. 11 разрез Г-Г фиг. 2, показывающий средний участок переднего элемента оправы; на фиг. 12 - разрез Д-Д фиг. 7, показы вающий свободный конец одного ВИСОЧН го элемента; на фиг. 13 - разрез Е-Е фиг. 3, показывающий один гибкий участок одноШо височного элемента; на фиг. 1 раэреэ Ж-Ж фиг, 3, показывающий средний участок одного височного элемента; на фиг. IS - разрез 3-3 фиг. 3, показывающий другой гибкий участок одного височного 9лемента| на фиг. 16 - шарнир ное соединенке в разобранном виде переднего элемента огфавы с височным элементом, вид сбоку; на фиг. 17- то же, вид сверху. Очки 1 содержат линзы 2, подвешенные к переднему элементу 3 оправы, и пару вытянутых височных элементов 4 и 5,которые, могут быть изготовлены как одно целое. Височные элементы 4 и 5 шарнирно присоединены к соответствующи противоположным концам переднего элемента 3. Детали для сцепления с головой имеют такую суммарную длину, что в свободном (раскрытом) состоянии элементы 4 и S находятся в скрещенном положейии {см, фиг. 2). Передний элемент 3 оправы, находясь в расслабленном состоянии, представляет собой изогнутую по дуге деталь и имеет средний участок 6 и противоположные концевые участки 7 и 8. Причем он имеет такую длину, что концевые участки располагаются по боковым сторонам лба человека, надевшего очки. Передний элемент 3 оправы имеет участки, сцепляющиеся со лбом около и выше бровей. Вблизи от концов 7 и 8 .передний элемент оправы имеет участки 6 34 меньшенной толщины, являющиеся гибими участками 9 и 10, обеспечиваюими возможность однонаправленного изгибания элемента 3 в направлении к гоове человека и обратно и благодаря тому возможность приспосабливания его к соответствующим участкам лба. Профиль гибких участков 9 и 10 показан на фиг. 9. Между участками 9 и 10 и средним участком 6 находятся переходные участки 11 и 12, обеспечивающие переход между тонкими .участками 9 и 1О и средним участком 6.. Уч асток 6 элемента 3 имеет отходящую вниз часть, образующую несущий эле- ент для линз, имеющий расставленные изогнутые держатели 13 и 14, свободные концы которых расставлены таким образом , что образзгют обычно круглое гнездо для размещения с обеспечением фрикционного сцепления обычно круглого среднего элемента 15 оправы 16 несущей линзы 2.Оправа для линз может быть неподвижно прикреплена к переднему элементу 3.В данной конструкции она выполнена съемной, так что в ней могут быть установлены разные оправы с разными по форме и типу линзами. Противоположные концы 7 и 8 переднего элемента 3 оправы находятся выше среднего участка, что обеспечивает расположение линз 2 перед и на одном .уровне с глазами человека, носящего очки 1. Расположение концов 7 и 8 выше среднего участка 6 обеспечивает также расположение элементов 4 и 5 над ушами человека. Каждый из височных элементов 4 и 5 представляет собой в расслабленном соо тоянии вытянутую деталь, изогнутую дугой . Элементы 4 и 5 и передний элемент 3 оправы имеют на всей длине брускообразный профиль поперечного сечения с размером по вертикали (когда очки надеты ), превышающим поперечный (горизонтальный ) размер. Это соотношение дает элементы, жесткие в вертикальной плоскости и гибкие в горизонтальной. Один конец участков 17 и 18 височных элементов 4 и 5 увеличен для получения соответствующих частей шарниров. Элементы 4 и 5 имеют первые участки 19 и 20 уменьшенной толщины, расположенные вблизи от концевых участков 17 и 18 соответственно и являющиеся первыми гибкими участками, обеспечивающими возможность однонаправленного изгибания височных элементов 4 и 3 в направлении к голове человека и обратно. Височные элементы 4 и 5 имеют средние участки 21 и 22 увели- енной толщины, обеспечивающие повьппенное сопротивление однонаправленному изги банию, и вторые учас-пси 23 и 24 умень шенной толщины, расположенные вблизи от других концевых участков 2S и 26. Участки 23 и 24 являются гибкими учас ками, обеспечивающими возможность одно наиравленного изгибания вблизи от други концевых участков 25 и 26, Каждый из участков уменьшенной толщины перпении- кулярен к направлению изгибания, а из гибание имеет направление к голове чело века и обратно. Гибкие участки 9 и 10 переднего элемента 3 каркаса толще, чем соответст™ вующие участки уменьшенной толщины височных элементов 4 и 5, Вторые гибкие участки 23 и 24 являются самыми тонкими, обеспечивают возможность наибольшего однонаправленного изгибания и тем самым обеспечивают возмоншость приспосабливания очков 1 к форме задних участков головы человека, надевшего очки. Увеличенные концы 25 и 26 снабжены грузами 27 в 28, предназначенными для облегчения сцепления переднего элемента 3 оправы и височных элементов с голово человека. Благодаря этому передний элемент 3 удерживается в зацеплении со лбом, а височные элементы 4 и 5 - с боковыми и задними участками головы че ловека. Грузы 27 и 28 оказьшают сопро тивление любой тенденции элемента 3 оправы двигаться вниз по лбу. Увеличенные концы 25 и 26 и грузы 27 и 28 снабжены соответстсэнно углублениями 29 и 30 и входящими в них выступами 31 и 32, для удержания грузов на месте. Б свободном раскрыто и расслабленном) состоянии удерживающие элементы находятся в скрещенном положении по отношению друг к другу. Хотя каждый из участков уменьшенной толщины может быть изменен по длине и толщинеj3TH участки предпочтительно нужно выполнять с разной гибкостью. Гибкие участки 9 и 1О уменьшенной толщины переднего элемента 8 каркаса имеют длину, примерно равную расстоянию от середины несущего элемента для линз до ближнего края соответствующего участка уменьшенной толщины. Участки 19 и 20 уменьшенной толщины элементов 4 и 5 имеют длину, подобную длине участков .9 и 10 переднего элемента оправы, а участки 23 и 24 примерно вдвое длиннее участков 19 и 20 уменьшенной толщины. Кроме того, толщина гибких участков 9 и 10 больше толщины участков 19 и 20, а участки 23 и 24 являются самими тонкими и имеют толщину примерно от 1/2 до 2/3 толщины участков 19 и 2О. При таком устройстве усилие изгиба для упомянутых участков уменьшенной толщины постепенно уменьшается с увеличением расстояния этих участков от несущего элемента для линз. Разжимающая сила, приложенная к элементам, 4 и 5 для надевания очков на увел1гченную голову, вызывает некоторое изгибание наружу участков 9 и 10 и уведичивая расстояние между шарнирами. Разжимание обеспечивает большее разгибание участков 19 н 2О и увеличение расстояния между средними участками 21и 22 удерживающих элементов. Разжимание даст наибольшее разгибание участков 23 и 24, так что положение 25 и 26 обеспечит надлежащее сцепление с головой человека переднего элемента каркаса, сред1тх участков 21 и 22и концевых участков 25 и 26 удерживающих элементов. Желательно, чтобы очки имели гибкие участки уменьшенной толщины. Составные элементы противоположных концов 7 и 8 элемента 3 оправы и составные элементы одного конца 17 и 18 элементов 4 и 5 при взаимодействии образуют шарнирное соединение. Каждый из концов 7 и 8 имеет два, верхнее и нижнее, разнесенных по вертикали ушка 33 и 34. В своих противолежащих поверхностях ушки 33 и 34 имеют средства, образующие соосные углубления для размещения пальцев. промежутке между ушками 33 и 34 находится стопорный элемент 35, выполненный за одно целое с ушками. Элемент 35 расположен между концами ушек 33 и 34 и дсдаускает возможность перемещения между.ними элемента 36 шарнира, отходящего от соответствующего удерживающего элемента . Одна грань стопорного элемента 35 расположена в одной плоскости с одной из гриней ушек 33 и 34. Каждый из участков 17 и 18 элементов 4 и 5 имеет отходящий от него. элемент 36 шарнира. Элементь 36 шарнира приспособлены для размещения между верхним и нижним ущками 33 и 34 соответствующих противоположных Концов 7 и 8 переднего элемента 3 оправы, В поперечном направлении от каждого элемента 36 шарнира отходят пальцы 37 и 38, каждый из которых входит в углубления (отверстия) 39 и 40. Каждый из элементов 36 шарнира имеет поверхности , ограничивающие выемку 41 в одной из его граней и находящиеся в скользящем зацеплении с соответствующим стопорным элементом 35 противоположных концов 7 и 8 переднего элемента 3 оправы. В результате в закрытом положении отсутствует нагрузка на пальцы 37 и 38. Очки 1 надевают перемещением переднего элемента 3 оправы fe височных эл& ментов 4 и 5 сверху вниз по голове пока оправа 16 и находящиеся в ней 2 не окажутся в требуемом положении. Упругие участки 9 и 10 переднего элемента 3 оправы и первые гибкие участки 19 и 2О и вторые гибкие участки 23 и 24 ВИСОЧНЫХ элементов 4 и 5 обеспечивают возможность приоюсабливания очков 1 к форме головы человека и оказывают направленное , внутрь давление на лоб, боковые задние участки головы человека, поддерживая тем самым очки в требуемом йоложении при нормальных движениях гоП0ВЫ . Височные элементы 4 и 5 приспос блены для сцепления с боковыми участками головы человека, надевшего очки 1. Сцепление осуществляется на некотором расстоянии от передних . частей затыдочной кости, которая расположена сразу позади уха и является особенно чувствительной частью головы человека. Очки имеют такую гибкость, что концы 25 и 26 можно раздвинуть до ширины превышающей ширину головы человеке. Затем очки можно двигать до тех пор, пока передний элемент 3 оправы не сцепится со лбом близ бровей. Затем раэмещают должным образом удерживающие элементы и отпускают их для сцепления с головой. Гибкость конструкции такова, что передний элемент 3 оправы и височные элементы 4 и 5 оказывают на голову одинаковое давление, благодаря чему очки удерживаются па месте без наличия каких-либо точек большого (неприятного ) давления. Благодаря гибкости, обусловленной наличием участков уменьшенной л-олщины, очки одного размера подойдут ДЛЯ большинства взрослых людей , а другого, меньшего, размера - для большинства детей. Формула изобретения 1.Очки, содержащие передний элемент оправы, состоящий из центральной части и двух противолежащих концевы7 yчacI ков , линзы, .соединенные через несущий элемент с передним элементом оправы, и пару УДШЩ- ННЫХ височных элементов, каждый из которых одним из своих концов шарнирно соединен с соответствующим концевым участком переднего элемента , отличающиеся тем, что, с целью расширения диапазона, размеров, сопрягающих оправу с головой человека, толщина переднего элемента оправы вблизи его концевых участков меньше толщины центральной части, а височные элементы вьшолнены в виде чередующихся гибких участков различной толщины. 2.Очки, по п. 1, отличающиеся тем, что на каждом из противоположных концов переднего элемента оправы выполнены пара ушек с углублениями и стопорный элемент в промежут ке между ушками, а на каждом конце височного элемента выполнены пальцы, соответствующие углублениям на ушках, и выемка, соответствующая стопорному элементу. 3.Очки по п. 1, отличающиеся тем, что свободные концы височных элементов снабжены грузами. 4.Очки по п. 1, отличающиеся тем, что противоположные концы переднего элемента оправы расположены выше его центральной части, а несущий элемент линз - ниже центральной части. 5.Очки по п. 1, отличающ ие с я тем, что вертикальный размер поперечного сечения переднего и височного элементов больше его горизонтального размера. Источники информации, принятые во внимание при экспертизе . 1. Оптика в военном деле, М.-Л., Издательство АН СССР, 1945, с. 215220 . 2.Патент США № 3701591, кл, 351-41, 1972. Фиг. 2 . /; tf /