Код документа: SU854276A3
Изобретение относится к способам обработки поверхности скольжения из чугуна, в частности из чугуна, сост ящего из перозитной или ферритной основы и свободного графита. Известен способ обработки поверх ностей скольжения из чугуна, например полых цилиндров для двигателей внутреннего сгорания, включающий механическую обработку - растачивание , обтачивание, шлифование и хо .нингование Tl. Недостатком -известного способа является длительность процесса приработки трущихся поверхностей, необходимого для предотвращения приварки уплотнительных элементов к по верхйости скольжения. Целью изобретения является сокра щение времени обработки поверхности скольжения. Поставленная цель достигается те что поверхность скольжения дополнительно подвергают электрохимическом травлению в 2%-ном растворе поваренной соли при плотности тока 1020 А/дм в течение 20 с - 1 . В результате электрохимического .травления происходит удаление основ ной структуры, нанесенной на частиць графита при механической обработке поверхности скольжения, что приводит к улучшению антифрикционных свойств поверхности. Пример. Заготовка из перлитного чугуна, содержащего 0,3-0,5% С г и около 3% свободного графита с поверхностью скольжения, доведенной механической обработкой - шлифованием , полированием, притиркой суперфинишированием до окончательного размера с глубиной шероховатости 2-3 мкм, обезжиривается и устанавливается на анодном пластинчатом электроде так, чтобы поверхность скольжения была открыта. На расстоянии около 12 мм от поверхности скольжения устанавливается катодный пластинчатый электрод из меди. Все помещается в 2%-ный раствор поваренной, соли. Рабочая плотность тока 12 A/дfл (в расчете на повер} ность скольжения) время травления 45 с. При этом металл, нанесенный на частицы графита, в результате механиче .ской обработки скользящей поверхности , полностью удаляется, и деталь готова к эксплуатации при полной нагрузке.
Обработка скользящих поверхностей цилиндров двигателей внутреннего сгорания по предложенному способу позволяет полностью исключить заводскую приработку двигателей на испытательном стенде и сократить начальный период эксплуатации,когда
двигатель должен работать в режиме неполных нагрузок приблизительно вдвое дольше по сравнению с длительностью аналогичного периода. работы двигателя, скользящие поверхности которого изготовлены по известному способу.
Формула изобретения Способ обработки поверхности
/скольжения на деталях из чугуна, состоящего из перлитной или ферритной основы и свободного графита, включающий механическую обработку, отличающийся тем, что, с целью сокращения . времени приработки, поверхность скольжения дополнительно подвергают электрохимическому травлению в 2%-ном растворе поваренной соли при плотности тока 10-20 А/дм в течение 20 с - 1 мин.
Источники информации,
принятые во внимание при экспертизе
1. Гурин Ф. В. Технология автомобилестроения . М., Машиностроение, 5 1975, с.205-210.