Код документа: SU1525285A1
Фиг.
ИзоОрегеиие относится к турбоотроенкю, в частности к конструкциям рабочих колес.
Hv. ibR) Изобретения является повышение надежности рабочих колес.
Па фиг. 1 и юбражена ступень турбо- ма1нины; на фиг. 2 -- рабочее колесо турбо- машины; на фиг. 3 - разрез А-А на фиг. 2.
Рабочее колесо турбомашины содержит диск 1 с отверстиями 2 и размещенными в них с натягом цапфами 3 рабочих лопаток 4. Отверстия 2 в диске 1 выполнены в двух параллельных плоскостях Б и В, cMt iiieHHbix одна относительно другой на расстояние -.|) Sitlotj,
где /1 профиля;
х yio.i установки профиля, и распо.ло/ьлч,;, в шахматном порядке, а цапфы 3 соседних .юпаток 4 смещены одна относи I ельн() д|) на упомянутое расстоя- }uie.
Отверстия 2 выполнены глухими, а их донная часть на глубине до 30% снабжена концен грическим расширением 5.
При работе в уз.тах крепления лопаток 4 между их цапфами 3 возникает фрикциоияоо трение, KOTcjpoe обеспечивает падежное .акренление лопагок 4 и диске 1. В случае вынолнения лопатки 4 и диска из материалов, обладающих смцестненпо раз, 1импь ми ко :)4,и п1циепта мп гсмпе-.ипл р- 1К)го распп рения, а также nis-ja Пиличия градиента температу)) между 1 п . Ю- паткой 4 нозпикае 1 допо.и.пт .. njin.; температурный пагяг в о П орстпях 2, а ;;ь1сгу |аю- щая I ;()ь:леп грпческое рас1пп ч-нпс , часгь
цапфы 3, свободно расширяясь под действием температуры, создает дополнительно удерживающий буртик, что позволяет повысить надежность закрепления лопаток 4 в диске 1. Упомянутое выполнение отверстий 2 позволяет размещать лопатки с оптимальным тагом / и при высокой густоте лопаточной решетки обеспечить надежное закрепление лопаток 4 при достаточно большом диаметре цапфы 3 лопатки 4. Кроме того, выполнение такого крепления позволяет обеспечить надежное закрепление лопаток турбо- мащины и существенно сократить трудоемкость изготовления замковых соединений
Формула изобретения
1.Рабочее колесо турбомащины, содержащее диск с отверстиями и размещенными в них с натягом цапфами рабочих лопаток, отличающееся тем, что, с целью повышения надежности, отверстия в диске вып(Х1нены в двух параллельных плоскостях, смещенных одна относительно другой на расстояние Э Ь-sinci,
где/ хорда профиля; о. угол установки профиля,
и расп(.). 1ожеиы в шахматном порядке, а цапфы соседних лопаток смещены одна относительно другой на упомянутое расстояние .
2.Рабочее колесо по п. 1, отличающееся тем, что отверстия выполнены глухими, а их
..оииая часть на глубине до 30% снабжена К(яп1енгрическ;1м расширением.
Изобретение позволяет повысить надежность рабочих колес. Это достигается тем, что рабочее колесо содержит диск 1 с отверстиями 2 и размещенными в них с натягом цапфами 3 рабочих лопаток 4. Отверстия в диске выполнены в двух параллельных плоскостях Б и В, смещенных одна относительно другой на расстояние Э ≤в.SINΑ, где в - хорда профиля, α - угол установки профиля и расположены в шахматном порядке, а цапфы соседних лопаток смещены одна односительно другой на упомянутое расстояние. Отверстия выполнены глухими, а их донная часть на глубине до 30% снабжена концентрическим расширением 5. В случае выполнения лопатки и диска из материалов с различными коэффициентами температурного расширения, а также из-за наличия градиента температур между диском и лопаткой возникает дополнительный температурный натяг в отверстиях 2, а выступающая в концентрическое расширение 5 часть цапфы, свободно расширяясь под действием температуры, создает дополнительно удерживающий буртик. 1 з.п. ф-лы, 3 ил.