Код документа: RU2753104C2
Настоящее изобретение касается вентиляторного модуля, а также системы из одного или нескольких таких вентиляторных модулей в проточном канале или аналогичном пневматическом устройстве, при этом у вентиляторного модуля на напорной стороне предусмотрено устройство для уменьшения или подавления обратного течения вытекающего воздуха.
Термин «вентилятор» следует понимать в самом широком смысле. При этом, как правило, речь идет о радиальных, диагональных или осевых вентиляторах. Такие вентиляторы при модульном применении расположены в корпусах или на напорной стороне присоединяются к проточным каналам, которые передают течение воздуха чаще всего в осевом направлении. Соответствующие проточные каналы в поперечном сечении обычно прямоугольные, в частности квадратные или круглые.
Часто на практике проточные каналы по сравнению с диаметром вентилятора имеют относительно небольшое поперечное сечение, или, соответственно, боковые стенки проточных каналов, которые перенаправляют оттекающий от вентилятора воздух в осевом направлении, расположены относительно близко к выходу вентилятора, вследствие чего у свободно вращающихся вентиляторов возникают значительные гидравлические потери. Например, при квадратном или прямоугольном канале расстояние между противоположными боковыми стенками равно или меньше 1,6-кратного максимального диаметра вентиляторной лопасти встроенного вентилятора. Эти гидравлические потери можно объяснить тем, что в центральной или, соответственно, близкой к оси области за вентилятором образуется обратное течение, которое вызывает большое, торообразное завихрение. Это приводит к значительным потерям мощности и созданию шума. Эти потери тем больше, чем конструктивно уже или, соответственно, меньше канал. Совершенно аналогичным образом потери возникают, когда соседние, параллельно включенные радиальные или диагональные вентиляторы находятся на небольшом расстоянии друг от друга, и из-за этого оттекающий воздух быстро перенаправляется в осевом направлении. Чтобы противодействовать этим потерям, на практике уже известно устранение закрутки течения путем применения выходных направляющих колес, благодаря чему могут заметно уменьшаться гидравлические потери. Применение выходных направляющих колес конструктивно сложно. Кроме того, при применении выходных направляющих колес повышается шумоиспускание. В современном уровне техники сошлемся только в качестве примера на DE 195 23 339 A1, где конкретно показана расположенная в корпусе осевая воздуходувка, имеющая выходное направляющее колесо, благодаря чему должна осуществляться стабилизация создаваемого крыльчаткой течения воздуха. Соответственно это выходное направляющее колесо расположено на напорной стороне воздуходувки.
Из EP 0 497 296 B1 известна родообразующая система, у которой в корпусе расположен вентилятор. На напорной стороне предусмотрены несколько относительно толстых промежуточных стенок, которые образуют два квадратных кольцевых канала, имеющих небольшое проточное поперечное сечение, расположенных концентрично. На напорной стороне после них расположен фильтр. Внутренние части стенок состоят из шумоизоляционного материала с целью шумоизоляции узла. Кроме того, вложенные друг в друга кольцевые каналы служат для равномерного распределения течения.
Недостатком вышеописанной системы является то, что принятая мера для частей стенок и создание относительно узких кольцевых каналов приводит к значительным гидравлическим потерям. Если бы промежуточные стенки были изготовлены не из шумоизоляционного материала, возникали бы значительные гидравлические шумы.
Кроме того, промежуточные стенки, вследствие их геометрии и расположения, имеют значительную осевую протяженность, так что вместе с вентилятором требуется значительное осевое конструктивное пространство. Это является недостатком, в частности, тогда, когда вентилятор должен размещаться в модульном корпусе.
В свете вышестоящих рассуждений, в основе настоящего изобретения лежит задача, в наибольшей степени устранить известные в уровне техники недостатки. Прежде всего, должна быть возможна малошумная эксплуатация при избегании гидравлических потерь. Кроме того, вентиляторный модуль и система вентиляторных модулей должны отличаться от конкурентных продуктов по дизайну и конструкции.
Вышестоящая задача решается с помощью признаков независимых пунктов 1 и 15 формулы изобретения. Соответственно этому, вентиляторный модуль включает в себя вентилятор, который может быть расположен в корпусе. Система состоит из одного вентиляторного модуля или нескольких вентиляторных модулей, который/которые расположены в модульной комбинации для образования стенки воздуходувки, а также, в зависимости от варианта осуществления, проточного канала или аналогичного пневматического устройства, в которую встроен/встроены указанный или указанные вентиляторные модули, причем этот проточный канал, как правило, имеет прямоугольное, квадратное или круглое поперечное сечение.
На напорной стороне предусмотрено устройство для уменьшения или подавления обратного течения, которое служит для выравнивания вытекающего воздуха.
Это устройство состоит из механического блокиратора обратного потока, который расположен примерно в середине на пути течения и блокирует часть проточного поперечного сечения. Этот блокиратор обратного потока представляет собой компактный конструктивный элемент, который в сравнительно плоском варианте осуществления имеет лишь небольшой осевой конструктивный размер.
В предпочтительном варианте осуществления блокиратор обратного потока выполнен в виде панели или предпочтительно плоского короба (плоское исполнение в осевом направлении), эффективная поверхность которого проходит поперек или, соответственно, ортогонально к направлению течения. Блокиратор обратного потока представляет собой препятствие на пути течения, однако не образует внутри себя дополнительных путей течения или, соответственно, проточных каналов. Применительно к течению воздуха блокиратор обратного потока выполнен закрытым.
В другом предпочтительном варианте осуществления блокиратор обратного потока имеет по существу такой же или аналогичный контур или форму поперечного сечения, что и корпус или проточный канал. Это означает, что, например, при квадратном проточном канале блокиратор обратного потока имеет квадратную поверхность основания. При круглом в поперечном сечении проточном канале блокиратор обратного потока соответственно оснащен круглым поперечным сечением.
В рамках одного из особенно предпочтительных вариантов осуществления блокиратор обратного потока имеет предпочтительно среднюю выемку или, соответственно, проход. В эту выемку или сквозь эту выемку вдается, во встроенном состоянии блокиратора обратного потока, область двигателя вентилятора, так что блокиратор обратного потока может располагаться или, соответственно, может позиционироваться таким образом, чтобы он не выдавался за конец вентилятора на напорной стороне. Такой вариант осуществления имеет то огромное преимущество, что благодаря принятой мере к блокиратору обратного потока конструктивный размер системы в осевом направлении не увеличивается, благодаря чему система может иметь максимально осевой конструктивный размер вентилятора. Кроме того, возможно, чтобы блокиратор обратного потока был выполнен в виде рамы, при этом часть вентилятора, вдающаяся в блокиратор обратного потока или сквозь блокиратор обратного потока, лежит на напорной стороне, внутри сторон рамы и по меньшей мере по бокам защищена. Кроме того, периметрическая рама способствует образованию пути течения при избегании завихрений.
Блокиратор обратного потока предпочтительным образом выполнен с такими размерами, что он уменьшает эффективное проточное поперечное сечение внутри корпуса или проточного канала на 40-70%, предпочтительно примерно на 55%.
С помощью блокиратора обратного потока по сравнению с уровнем техники достигается заметно меньшее расхождение скоростей, а также гомогенное обтекание последующих компонентов. Благодаря этому возможно уменьшенное расстояние до последующих компонентов, таких как, например, фильтр или теплообменник. Гомогенная картина течения способствует, кроме того, функциональности последующих компонентов, в частности вследствие гомогенного обтекания, и это по меньшей мере при небольшом уменьшении акустики на напорной стороне.
В принципе, возможно, чтоб блокиратор обратного потока изготавливался из предпочтительно неотбортованного или не имеющего загнутых краев стального листа. Также он может быть изготовлен из полимерного материала, цельным или составным, при этом отдельные части блокиратора обратного потока соединяются друг с другом по технологии соединения швов. Также возможно, чтобы блокиратор обратного потока был изготовлен в виде шумопоглощающего компонента, например, в виде перфорированной панели, имеющей наполнение шумопоглощающим материалом, или был полностью изготовлен из имеющего устойчивую форму шумопоглощающего материала, например, из вспененного полимерного материала, имеющего предпочтительно открытую пористость.
Блокиратор обратного потока может располагать подвесом, который позиционирует его в корпусе или проточном канале соответственно вышестоящим рассуждениям. Также возможно, чтобы блокиратор обратного потока использовал уже имеющийся подвес вентилятора. Блокиратор обратного потока может быть привернут к подвесу или защелкнут на подвесе или, соответственно, быть застопорен или зажат там. Возможны любые соединения с силовым/с геометрическим замыканием между блокиратором обратного потока и подвесом, при этом крепление должно быть обратимым, способствовать доступу к вентилятору.
В этом месте следует заметить, что такой блокиратор обратного потока может без усилий удаляться в целях технического обслуживания или ремонта вентилятора. Можно также дооснащать родообразующую систему блокиратором обратного потока, причем, например, с использованием уже предусмотренного подвеса вентилятора.
Особый подвес блокиратора обратного потока или используемый блокиратором обратного потока подвес вентилятора может состоять из круглого материала, что благоприятствует условиям течения. В рамках одного из особенно простых вариантов осуществления подвес может состоять из плоского стального листа, например, из полос стального листа или планок из стального листа, также из полимерного материала.
В другом предпочтительном варианте осуществления гидротехническая функция блокиратора обратного потока и механическая функция подвеса вентилятора могут выполняться одной и той же частью, предпочтительно частью из стального листа.
Особенно предпочтительным образом блокиратор обратного потока или, соответственно, подвес вентилятора может смещаться в корпусе или, соответственно, в проточном канале по своему положению, а именно, по подвесу или по позиционирующим шинам, которые предназначены для подвеса. Так, в остальном идентичный вентиляторный модуль без дополнительных мер может применяться с вентиляторами, имеющими разные двигатели, разные конструктивные размеры рабочего колеса и конструктивные типы рабочего колеса, которые часто имеют различную конструктивную высоту.
Как уже упомянуто ранее, блокиратор обратного потока может быть изготовлен из стального листа или полимерного материала, при этом поверхность может быть структурирована, чтобы способствовать действию блокиратора обратного потока. В случае изготовления из полимерного материала она может состоять из вспененного полимерного материала, имеющего открытую пористость.
В другом предпочтительном варианте осуществления вентиляторного модуля выполнена расположенная на напорной стороне защита от соприкосновения, которая дополнительно к блокиратору обратного потока необходима только в тех областях, которые не ограждены блокиратором обратного потока.
Предлагаемая изобретением система состоит из одного или нескольких, расположенных рядом друг с другом, параллельно включенных вентиляторных модулей, часто расположенных в проточных каналах или аналогичных пневматических устройствах. Так как вентиляторные модули имеют блокиратор обратного потока, они могут позиционироваться компактным образом сравнительно близко друг к другу или вблизи боковых стенок проточных каналов, не имея принципиальных гидравлических потерь. Такие системы могут выборочно образовываться из вентиляторных модулей, имеющих или не имеющих корпус, при этом блокиратор обратного потока в каждом случае проявляет свое положительное действие. В случае вентиляторных модулей, имеющих корпус, соседние вентиляторные модули могут предпочтительно соединяться друг с другом посредством корпуса, в частности посредством рамной конструкции корпуса.
После блокиратора обратного потока могут быть расположены любые функциональные узлы, на которые блокиратор обратного потока оказывает положительное действие, поскольку он производит выравнивание течения. Так, после него может быть расположен фильтр или, соответственно, группа фильтров или теплообменник или, соответственно, отопительный агрегат.
Итак, существуют разные возможности предпочтительным образом выполнить и усовершенствовать теорию настоящего изобретения. Для этого, с одной стороны, можно сослаться на зависимые пункты формулы изобретения п.1 формулы изобретения, а с другой стороны, на последующее пояснение предпочтительных примеров осуществления изобретения с помощью чертежа. В связи с пояснением предпочтительных примеров осуществления изобретения с помощью чертежа поясняются также вообще предпочтительные варианты осуществления и усовершенствования этой теории. На чертеже показано:
фиг.1: на виде в перспективе один из примеров осуществления предлагаемого изобретением вентиляторного модуля;
фиг.2: вентиляторный модуль с фиг.1 на виде сверху с напорной стороны;
фиг.3: другой пример осуществления предлагаемого изобретением вентиляторного модуля на виде сверху с напорной стороны, без блокиратора обратного потока, имеющего видимый подвес вентилятора;
фиг.4: предмет фиг.3 на виде в перспективе, однако со смонтированным блокиратором обратного потока;
фиг.5: предмет фиг.4 на виде сверху с напорной стороны;
фиг.6: на виде сбоку, при демонтированной боковой стенке, вентиляторный модуль с фиг.1 и 2;
фиг.7: на виде сбоку, при демонтированной боковой стенке, вентиляторный модуль с фиг.3-5;
фиг.8: на виде в перспективе, со стороны всасывания, один из примеров осуществления встраивания предлагаемого изобретением вентиляторного модуля, без корпуса, для встраивания в проточный канал;
фиг.9: пример осуществления в соответствии с фиг.8 на виде с напорной стороны;
фиг.10: предмет фиг.8 и 9 на виде сбоку;
фиг.11: предмет фиг.8-10 на виде сверху с напорной стороны;
фиг.12: на виде в перспективе другой пример осуществления предлагаемого изобретением вентиляторного модуля в корпусе, имеющий подключенный или, соответственно, интегрированный шумопоглотитель;
фиг.13: предмет фиг.12 на виде сверху с напорной стороны;
фиг.14: на виде сбоку, при удаленной боковой стенке, предмет фиг.12 и 13;
фиг.15: на виде в перспективе другой пример осуществления предлагаемого изобретением вентиляторного модуля, имеющего решетку для защиты от соприкосновения;
фиг.16: на виде в перспективе компактная система из 4 параллельно включенных вентиляторных модулей, и
фиг.17: на виде в перспективе другой пример осуществления предлагаемого изобретением вентиляторного модуля, у которого блокиратор обратного потока интегрирован в подвес вентилятора.
На фиг.1 показан один из примеров осуществления предлагаемого изобретением вентиляторного модуля 24, причем там в корпусе 2 расположен радиальный вентилятор, всегда называемый ниже вентилятором 1. Вентилятор 1 может представлять собой какой угодно конструктивный вид вентилятора.
Вентиляторный модуль 24 должен пониматься как компактный, модульный конструктивный элемент и может быть элементом системы, имеющей один или несколько вентиляторных модулей, которые предпочтительно могут быть расположены непосредственно рядом друг с другом и/или друг над другом, например, стенки воздуходувки. И здесь получается компактная конструкция.
Корпус 2 имеет рамную структуру 3, которая по бокам закрыта боковыми стенками 4. Со стороны притока корпус 2 закрыт сопловой плитой 5. В сопловой плите 5 установлено или, соответственно, интегрировано входное сопло 23 для вентилятора 1. Крепление вентиляторного модуля 24 в проточном канале, каком-либо пневматическом устройстве или на другом вентиляторном модуле может осуществляться посредством разных элементов корпуса 2, в частности посредством сопловой плиты 5, рамной структуры 3 или боковых стенок 4.
На фиг.1 отчетливо показано, что с напорной стороны (со стороны вытекания) предусмотрено особое устройство, которое служит для уменьшения или подавления обратного течения и для выравнивания вытекающего воздуха. Это устройство ниже называется блокиратором 6 обратного потока. При этом речь идет о конструктивном элементе гидромеханического действия, который предпочтительно имеет аналогичный внутреннему контуру корпуса 2 наружный контур. В этом примере осуществления контуры корпуса 2 и блокиратора обратного потока 6, если смотреть в поперечном сечении перпендикулярно оси вентилятора, примерно квадратные. Они могут быть, в частности, также прямоугольными или шестиугольными или иметь иную любую форму. Блокиратор 6 обратного потока занимает примерно 55% поперечного сечения корпуса, так что между боковыми стенками 4 корпуса 2 и блокиратором 6 обратного потока остается кольцевой канал 15 или, соответственно, проход для воздуха. В других вариантах осуществления форма наружного контура блокиратора 6 обратного потока может также заметно отличаться от формы внутреннего контура корпуса 2, пока блокиратор обратного потока в поперечном сечении занимает примерно 40%-70% поперечного сечения корпуса.
Блокиратор 6 обратного потока, как показано в этом примере осуществления, имеет предпочтительно в области кольцевого канала 15 осевую высоту, которая реализована здесь рамой 7. В частности, эта осевая высота выше толщины стального листа, предпочтительно больше 5% ширины корпуса, если смотреть в поперечном сечении, или больше 20% средней ширины кольцевого канала.
Блокиратор 6 обратного потока в осевом направлении, тем не менее, выполнен относительно тонким по сравнению с осевой высотой корпуса 2. Чтобы достичь оптимальной экономии конструктивного пространства, осевая конструктивная высота блокиратора 6 обратного потока не больше 20% осевой конструктивной высоты вентиляторного модуля 24. В этом примере осуществления он состоит из стального листа, который по бокам согнут или, соответственно, отбортован с получением периметрической рамы 7. Это тоже дает в результате компактную конструкцию.
В середине в блокираторе 6 обратного потока предусмотрена примерно круглая выемка 8, сквозь которую вдается часть электродвигателя вентилятора 1. Благодаря этому можно смещать или, соответственно, позиционировать блокиратор обратного потока за вентилятор 1 или, соответственно, его расположенный на напорной стороне конец 9 до тех пор, пока сам вентилятор 1, а, например, не блокиратор 6 обратного потока, не будет задавать необходимую осевую конструктивную длину вентиляторного модуля 24, при дополнительном конструктивном пространстве.
На фиг.1 можно также увидеть, что блокиратор 6 обратного потока закреплен на подвесе 10, который состоит из круглых распорок 11. На этом подвесе закреплен также вентилятор 1 вместе со своим электродвигателем, чем обеспечено соединение вентилятора 1 с корпусом. Распорки 11 за уголки 12 из стального листа привернуты каждая к двум боковым стенкам 4, благодаря чему реализован не только подвес 10 для вентилятора 1 и блокиратора 6 обратного потока, но и стабилизация корпуса 2. Вместо круглых распорок 11 или, соответственно, круглого материала могут также применяться тонкие распорки из стального листа, причем применение круглого материала благоприятствует течению воздуха или, соответственно, уменьшает гидравлическое сопротивление.
В этом месте следует заметить, что исследования показали, что оптимальная геометрия блокиратора 6 обратного потока не зависит или, во всяком случае, только на краю зависит от типа рабочего колеса или от размера рабочего колеса вентилятора 1. Более того, здесь речь идет в первую очередь об отношении площадей поперечного сечения корпуса 2 и блокиратора 6 обратного потока, если смотреть в осевом направлении. Этот обнаруженный факт позволяет применять разные рабочие колеса вентиляторов в одном и том же корпусе или, соответственно, проточном канале, имеющем тот же самый блокиратор 6 обратного потока, что благоприятно сказывается на стоимости изготовления и многообразии частей.
На фиг.1 показано также, что собственно круглая выемка 8 в нижней области имеет расширенную выемку 13 или, соответственно, вырез, сквозь который с напорной стороны доступна область 14 электроники/управления вентилятора 1 без демонтажа блокиратора 6 обратного потока. Независимо от этого, блокиратор 6 обратного потока может удаляться соответственно применяемым крепежным средствам, так что без усилий возможен доступ ко всему вентилятору 1. Прокладывание кабеля может осуществляться через выемку 13, чтобы сделать возможным съем без усилий блокиратора обратного потока без демонтажа электрического присоединительного кабеля.
На фиг.2 показан компактный вентиляторный модуль 24 с фиг.1 на осевом виде сверху, т.е. с напорной стороны. С помощью фиг.2 можно примерно оценить, что блокиратор 6 обратного потока занимает примерно 55% площади поперечного сечения корпуса 2. Благодаря принятой мере, блокиратору 6 обратного потока, может, кроме того, уменьшаться уровень шума на напорной стороне, при этом блокиратор 6 обратного потока в показанном здесь примере осуществления изготовлен из стального листа. Также можно покрывать блокиратор 6 обратного потока шумопоглощающим материалом или изготавливать из него полностью. Можно также изготавливать блокиратор 6 обратного потока из полимерного материала, например, методом литья под давлением. Предпочтительно вспененный полимерный материал может применяться для снижения веса и повышения поглощения шума. У литых блокираторов 6 обратного потока могут быть интегрированы устройства для крепления блокиратора обратного потока на подвесе 10, которые, например, делают возможным простое защелкивание на подвесе 10.
На фиг.3 показан другой пример осуществления предлагаемого изобретением вентиляторного модуля, однако без блокиратора 6 обратного потока, так что различим, не будучи скрыт, подвес 10 для вентилятора. Подвес 10 включает в себя вертикальный профиль 16, а также нижние и верхние перестановочные шины 17 для варьируемого осевого позиционирования. Перестановочные шины 17 оснащены продолговатыми прорезями, вдоль которых возможно смещение подвеса 10 за профили 16. Благодаря этому можно встраивать в корпус 2 разные вентиляторы, которые имеют различную осевую конструктивную высоту. Так может применяться одно и тоже рабочее колесо вентилятора с разными конструктивными длинами двигателя, или же вентиляторы различного конструктивного вида или типа рабочего колеса встраиваться в тот же самый корпус. Так как для принципа действия блокиратора обратного потока решающим является отношение его поперечного сечения к поперечному сечению корпуса, тот же самый блокиратор обратного потока может применяться для разных вентиляторов.
На фиг.4 показан вентиляторный модуль в соответствии с фиг.3, однако имеющий, например, смонтированный дополнительно блокиратор 6 обратного потока. Можно отчетливо различить, что осевое положение блокиратора обратного потока всегда связано с осевым положением вертикальных распорок 16 подвеса 10. Благодаря этому гидротехнически благоприятное расстояние до выхода вентилятора может реализовываться независимо от применяемого вентилятора без особых дополнительных мер.
На фиг.4 также отчетливо показано, что часть 9 электродвигателя вентилятора 1 вдается в блокиратор 6 обратного потока или, соответственно, сквозь выемку 8 в блокираторе 6 обратного потока, так что принятая мера, блокиратор 6 обратного потока, никоим образом не увеличивает потребное конструктивное пространство и вместе с тем объем корпуса 2, благодаря чему возможно дооснащение блокиратором 6 обратного потока традиционных систем.
На фиг.5 показан вентиляторный модуль с фиг.4 на осевом виде сверху, т.е. с напорной стороны. Там с напорной стороны блокиратор 6 обратного потока всего четырьмя винтами 18 на закреплен подвесе 10. Чтобы сделать вентилятор 1 доступным для технического обслуживания или ремонта, блокиратор 6 обратного потока может легко демонтироваться путем отвертывания винтов 18. В этом месте следует заметить, что возможны любые другие варианты крепления, например, крепление путем защелкивания, застопоривания или зажатия. Такие возможности крепления предпочтительны, в частности, при не несущих вариантах осуществления блокиратора 6 обратного потока, когда он, например, состоит из вспененного полимерного материала.
Особенно предпочтительным вариантом крепления у блокираторов обратного потока из стального листа оказались специальные защелкивающиеся элементы, которые таким же или аналогичным образом общеприняты при инсталляции кабельных пустотелых труб в электроинсталляции. Эти защелкивающиеся элементы, с одной стороны, могут защелкиваться в предусмотренные для этого выштамповки в стальном листе блокиратора 6 обратного потока, а с другой стороны, также защелкиваться на круглых распорках 11 подвеса 10. Точно так же можно применять аналогичные защелкивающиеся элементы для подвесов из плоских материалов, которые при необходимости имеют соответствующие выштамповки.
На фиг.6 показан вентиляторный модуль с фиг.1 и 2 сбоку, причем на этой стороне боковая стенка 4 демонтирована. На заднем плане видна противоположная боковая стенка 4.
Предусмотренный там блокиратор 6 обратного потока препятствует течению воздуха в центральной, близкой к оси области в направлении вентилятора 1. Торообразное, приводящее к потерям завихрение не может возникать благодаря принятой мере, блокиратору 6 обратного потока.
Также следует заметить, что в показанном примере осуществления ширина канала составляет 1,6 максимального диаметра оси лопастей рабочего колеса, причем пределы этого отношения обычно могут составлять от 1,3 до 1,8.
Также на фиг.6 отчетливо показан предусмотренный там особый подвес 10, который в этом примере осуществления включает в себя круглые распорки 11.
На фиг.7 показан вид соответственно фиг.6, причем этот вид относится к примеру осуществления с фиг.3-5. Предусмотренный там подвес 10 включает в себя вертикальный профиль 16 и перестановочные шины 17 для оптимального позиционирования.
На фиг.8 и 9 показан другой пример осуществления вентиляторного модуля, в каждом случае на схематичном виде, и причем на фиг.8 со стороны всасывания, а на фиг.9 с напорной стороны. Вентиляторный модуль 24 не имеет корпуса и служит для расположения в одиночку или вместе с другими параллельно включенными вентиляторными модулями в проточном канале. Речь идет здесь о встраиваемом модуле для не показанного на этих двух фигурах проточного канала. В остальном имеют силу такие же рассуждения, что и к ранее описанным примерам осуществления системы в корпусе 2.
В показанном на фиг.8 и 9 примере осуществления блокиратор 6 обратного потока уменьшает эффективное проточное поперечное сечение в проточном канале, а не в корпусе 2 соответственно вышестоящим рассуждениям. В остальном имеют силу те же самые рассуждения, что и ранее.
И здесь предусмотрен подвес 10 из круглого материала. Благодаря этой мере могут минимизироваться потери. Блокиратор 6 обратного потока изготовлен из стального листа и закреплен на круглом материале или, соответственно, на распорках 11 подвеса 10 вентилятора, а именно, защелкнут.
Предпочтительно блокиратор 6 обратного потока вместе с его средствами крепления выполнен так, что он может крепиться как на подвесе 10 вентиляторного модуля 24 без корпуса, так и на подвесе вентиляторного модуля 24, имеющего корпус 2, например, в соответствии с фиг.1. Так идентичные блокираторы 6 обратного потока могут применяться для обоих видов вентиляторных модулей.
Показанный на фиг.8 и 9 вентиляторный модуль 24 может встраиваться в блочный кондиционер, имеющий осевой проточный канал, благодаря чему действие блокиратора 6 обратного потока проявляется особенным образом, так как гидротехнически возникает система, которая аналогична с примером осуществления с фиг.1 и 2. При этом блокиратор 6 обратного потока предпочтительно устроен таким образом, что он может защелкиваться как на подвесе 10 в соответствии с этой фигурой, так и на подвесе 10 в соответствии с фиг.1 и 2. Кроме того, блокиратор 6 обратного потока может устанавливаться опционально, на случай, если он потребуется. Если принятая мера, блокиратор 6 обратного потока, нежелательна, он может выниматься или не устанавливаться с самого начала. В каждом случае им могут дооснащаться вентиляторы, которые уже находятся в центральных кондиционерах или тому подобном. Тот же принцип реализуем также у подвесов, выполненных иначе, например, базирующихся на конструкции из плоского материала соответственно фиг.3-6.
На фиг.10 показан вентиляторный модуль с фиг.8 и 9 сбоку, причем там особенно четко различим подвес 10.
На фиг.11 показан предмет фиг.8 9 и 10 на виде сверху с напорной стороны, причем там фронтально различим блокиратор 6 обратного потока.
На фиг.12 показан схематичный вид другого примера осуществления предлагаемого изобретением вентиляторного модуля, причем там вентилятор 1 расположен в корпусе 2.
На напорной стороне расположен состоящий из перфорированного стального листа шумопоглотитель 20, который присоединяется к не показанному на фиг.12 блокиратору обратного потока и достает до расположенного на напорной стороне края корпуса 2.
Шумопоглотитель 20 состоит из перфорированного стального листа, причем во внутренней, центральной, окруженной перфорированным стальным листом области 25 может быть применен шумопоглощающий материал. Также можно изготавливать шумопоглотитель 20 целиком из имеющего устойчивую форму шумопоглощающего материала.
На фиг.3 показан вентиляторный модуль с фиг.12 на виде сверху с напорной стороны. Перфорированный шумопоглотитель 20 хорошо различим, прежде всего, в том отношении, что он присоединяется к блокиратору 6 обратного потока, имея такую же форму. Также различим подвес 10 вместе с круглыми распорками 11.
На фиг.14 показан вентиляторный модуль с фи.12 и 13 сбоку, при снятой боковой стенке. И здесь отчетливо различимо, что шумопоглотитель 20 присоединяется непосредственно к блокиратору 6 обратного потока, причем оба конструктивных элемента вместе закреплены и позиционированы посредством подвеса 10. На фиг.14 можно хорошо различить, что блокиратор 6 обратного потока закреплен на распорках 11 подвеса 10 посредством простого защелкивающегося соединения 26. Шумопоглотитель 20 действует применительно к течению воздуха со своей наружной стороны.
И здесь осевое положение подвеса 10 может настраиваться и адаптироваться к разным вентиляторам 1. На входном сопле 23 предусмотрено устройство 22 снятия давления, которое может служить для измерения расхода при эксплуатации вентилятора 1.
В показанном на фиг.12-14 примере осуществления шумопоглотитель 20 имеет форму усеченной пирамиды. Благодаря этому между боковыми стенками 4 и шумопоглотителем 20 или, соответственно, его стенкой 19 образуются расширяющиеся проточные каналы 15* в виде диффузора, которые служат для преобразования динамической энергии в энергию напора. И благодаря этому может осуществляться повышение коэффициента полезного действия, причем необходимой предпосылкой является оптимальное позиционирование как вентилятора 1, так и блокиратора 6 обратного потока, включая шумопоглотитель 20.
В частности, при других поперечных сечениях корпуса расширяющиеся проточные каналы 15* могут реализовываться также посредством шумопоглотителей, которые имеют отличающуюся от усеченной пирамиды форму, например, форму усеченного конуса.
Шумопоглотитель 20 может также иметь форму прямоугольного параллелепипеда, так чтобы не образовывались диффузоры. Во всяком случае, при применении шумопоглотителя 20 может уменьшаться мощность излучаемого в системе каналов шума. Наружный, квадратный путь течения корпуса 2 распространяется от блокиратора 6 обратного потока в осевом направлении через всю эффективную площадь шумопоглотителя 20, при этом также возможно, чтобы шумопоглотитель 20 распространялся из корпуса 2 в проточный канал, причем и тогда он во встроенном состоянии, например, в центральном кондиционере, окружен стенками канала, аналогично боковым стенкам 4 корпуса 2, благодаря чему шумопоглотитель 20 может проявлять свое действие.
Наружные стенки 4 корпуса также могут быть выполнены в виде шумопоглотителя. Это возможно, например, тогда, когда в качестве наружных стенок 4 используются панели из шумопоглощающего материала. Можно также изготавливать наружные стенки 4 из перфорированного стального листа и вне пути течения устанавливать шумопоглощающий материал. В радиальном направлении (поперек боковой стенки 4) имеется для этого место, которое создано за счет конструктивной высоты рамной конструкции 3 поперек боковой стенки 4 корпуса, как можно хорошо различить, например, на фиг.1.
На фиг.15 показан другой пример осуществления вентиляторного модуля 24, имеющего блокиратор 6 обратного потока. В этом примере осуществления в вентиляторный модуль 24 интегрирована расположенная на напорной стороне защита 27 от соприкосновения в виде решетки для защиты от соприкосновения. Расположенная на напорной стороне защита 27 от соприкосновения нужна, в случае если при эксплуатации вентилятора может быть доступна сторона оттока вентиляторного модуля 24. Так как блокиратор 6 обратного потока во внутренней, близкой к оси области защищает от соприкосновения с вентилятором, дополнительная защита 27 от соприкосновения может ограничиваться областями кольцевого канала 15, что способствует экономии материала и снижению веса. Так как расстояние от защиты 27 от соприкосновения до вращающихся частей вентилятора 1 в области расположенного на напорной стороне выхода кольцевого канала 15 относительно велико, могут выбираться большие размеры ячеек решетки, что является предпочтительным для коэффициента полезного действия и шумообразования. Защита 27 от соприкосновения может быть выполнена разным образом, в виде выштампованного стального листа, с помощью петлевой решетчатой конструкции или решетчатой конструкции из проволочных колец. Крепление может осуществляться на корпусе 2, на блокираторе 6 обратного потока или на том и другом, и причем выборочно винтами, заклепками, защелками, стопорными крючками или тому подобным. В остальном этот вариант осуществления аналогичен варианту осуществления, например, в соответствии с фиг.1.
На фиг.16 изображена одна из предпочтительных систем из четырех вентиляторных модулей 24 в соответствии с фиг.8-11. Речь идет о вентиляторных модулях 24 без корпуса, которые расположены, будучи включены параллельно, рядом друг с другом. Эта система могла бы, например, применяться в проточном канале, который охватывает всю систему. Одна из особенностей этой системы заключается в том, что между расположенными рядом блокираторами 6 обратного потока нет никаких боковых стенок. Вместо кольцевых каналов 15, как у вентиляторных модулей, имеющих корпус, между соседними блокираторами 6 обратного потока возникают проточные каналы 15**. И в этой системе блокираторы 6 обратного потока создают сравнимые преимущества, как в вариантах осуществления, имеющий корпус. В центральных, близких к оси областях позади вентиляторов 1 обратное течение уменьшается или предотвращается, коэффициент полезного действия повышается, и излучение шума уменьшается. Компактность системы обеспечена небольшим боковым расстоянием между вентиляторными модулями 24, что создает осевое дальнейшее течение воздуха, а применение блокираторов 6 обратного потока является предпочтительным. Особенно предпочтительным применение блокираторов 6 обратного потока является у соседних вентиляторных модулей 24 без корпуса, когда межосевое расстояние соседних вентиляторов 1 составляет меньше 1,6 D, где D является наибольшим диаметром вентиляторной лопасти упомянутых вентиляторов 1.
Наконец, на фиг.17 изображен другой вариант осуществления вентиляторного модуля 24, имеющего корпус 2 и блокиратор 6 обратного потока. В этом примере осуществления блокиратор 6 обратного потока выполнен в виде несущей части и интегрирован в подвес вентилятора, т.е. подвес 10 вентилятора и блокиратор 6 обратного потока являются одной и той же частью из стального листа. Поэтому здесь подвес 10 выполняет функцию, оказывающую гидромеханически положительное действие. Вентилятор своим двигателем, аналогично тому, как описано в случае фиг.3, закреплен на несущем блокираторе 6, 10 обратного потока, при этом расположенный на напорной стороне конец 9 двигателя вдается сквозь выемку 8 в несущем блокираторе 6, 10 обратного потока. Преимуществом такого варианта осуществления является, что для этой конструкции требуется меньше частей, так как функции блокиратора 6 обратного потока и подвеса 10 выполняются одной и той же частью. Однако недостатком является, что блокиратор 6 обратного потока должен изготавливаться из толстого стального листа, чтобы иметь возможность выполнять несущую функцию. Из статических соображений по всем размерам блокиратора 6 обратного потока это было бы, собственно, не нужно.
Поэтому возможны также смешанные варианты, у которых несущая часть блокиратора 6 обратного потока изготавливается из толстого стального листа, не несущие части из более тонкого стального листа. Однако это опять приводит к большему числу частей.
В отношении других предпочтительных вариантов осуществления предлагаемой изобретением теории во избежание повторов ссылаемся на общую часть описания, а также на прилагаемые пункты формулы изобретения.
Наконец, следует однозначно указать, что описанные выше примеры осуществления предлагаемой изобретением теории служат только для рассмотрения заявленной теории, однако не ограничивают ее этими примерами осуществления.
СПИСОК ССЫЛОЧНЫХ ОБОЗНАЧЕНИЙ
1 Вентилятор, радиальный вентилятор
2 Корпус
3 Рамная структура
4 Боковая стенка
5 Сопловая плита
6 Блокиратор обратного потока
7 Рама (блокиратора обратного потока)
8 Выемка (блокиратора обратного потока)
9 Расположенный на напорной стороне конец двигателя вентилятора
10 Подвес
11 Распорки
12 Уголок из стального листа
13 Другая выемка в блокираторе обратного потока
14 Область электроники/управления вентилятора
15 Кольцевой канал
15* Расширяющийся в виде диффузора кольцевой канал
15** Проточный канал между соседними вентиляторными модулями или, соответственно, блокираторами обратного потока
16 Вертикальный профиль подвеса
17 Перестановочная шина
18 Винт
19 Стенка
20 Шумопоглотитель
21 не присвоено
22 Устройство снятия давления
23 Входное сопло
24 Вентиляторный модуль
25 Область для шумопоглощающего материала
26 Защелкивающееся соединение
27 Защита от соприкосновения, решетка для защиты от соприкосновения
Вентиляторный модуль, включающий в себя по меньшей мере один вентилятор (1), при необходимости сопловую плиту (5) и подвес (10), имеет на напорной стороне устройство для уменьшения или подавления обратного течения и выравнивания вытекающего воздуха, причем это устройство выполнено в виде механического блокиратора (6) обратного потока, который расположен примерно в середине на пути течения и блокирует часть проточного поперечного сечения, а также система, имеющая один или нескольких вентиляторных модулей (24) в проточном канале. 2 н. и 18 з.п. ф-лы, 17 ил.
Желобчатый канал для потока в компрессоре (варианты)