Код документа: SU1259966A3
10
«1259966
Изобретение относится к насосо- троению, в частности к аксиально- оршневым насосам.
Цель изобретения - обеспечение озможности блочного монтажа меха- 5 изма в полость корпуса и его демонажа .
На фиг. 1 изображен механизм пребразователя , продольный разрез; на иг. 2 - то же, вариант исполнения. Механизм преобразования движения ривода аксиально-поршневого насоса неподвижным блоком цилиндров соержит корпус 1 со стенками 2 и 3 и соединяющей эти стенки обечайкой и стягивающей стенки 2 и 3 предварительно напряженной тягой 4.
В полости корпуса 1 размещена трубчатая опора 5 с установленньм на ней с возможност ью вращения на двух подшипниковых узлах 6 и 7, полый ведомый вал В, имеющий торцовую опорную поверхность 9, расположенную перпендикулярно оси 10 его вращения , цилиндрическую посадочную по- верхйость 11, ось 12 которой выполнена наклонно оси 10 вращения ведомого вала 8 и пересекается с ней в точке 13, и наклонную опорную поверхность 14, выполненную перпендикуляр- 30 но оси 12 посадочной цилиндрической поверхности 11. Механизм также включает зафиксированный от вращения относительно корпуса 1 барабан 5, установленный при помощи подшипника 35 16 на цилиндрической посадочной поверхности 11 ведомого вала 8 с возможностью относительного вращения.
Механизм имеет две осевые подшипниковые опоры 17 и 18, установленные 40 для восприятия усилий от поршней 19 насоса, прикладываемых к барабану 15 в направлении, параллельном оси 0 вращения ведомого вала 8. Опора 17 установлена между торцовой поверх- 45 ностью барабана 15 и наклонной опорной поверхностью 14 полого ведомого вала 8,,а опора 18 установлена между торцовой опорной поверхностью 9, ведомого вала 8 и опорной торцовой по- 50 верхностью 20 трубчатой опоры 5. Последняя на конце, обращенном к поршням 19 насоса, снабжена участком резьбовой поверхности 2 сустанозлвнной на нем прижимной гайкой 22 и упругим эле-55 ментом 23 в виде набора тарельчатых пружин для поджима полох О ведомого вала 8 к опорной торцовой поверхности
0
66
5
30 35
40 45 50 55
ч
20, установленным между прижимной гайкой 22 и первым подшипниковым узлом 6 (фиг, 1).
Подшипники 24 первого подшипникового узла полого ведомого вала 8 могут иметь конические ролики, оси которых наклонены относительно оси 10 вращения ведомого вала 8, а упругий элемент для поджима подшипников 24 может быть выполнен в виде втулки 25, установленной с возможностью контакта с внутренним кольцом подшипника 24 и прижимной гайкой 22 (фиг.2),
При применении в подшипниковых опорах 17 и 18 подшипников с коническими роликами (фиг. 2) можно исключить подшипник 7, функции которого по центрированию ведомого вала 8 обеспечиваются подшипником с коническими роликами, оси которых расположены под углом к оси 10 вращения ведомого вала 8,
Полый ведомый ва-Г 8 снабжен зубчатым венцом 26, входящим в зацепление с зубчатым венцом приводного Вала 27.
Поршни 19 насоса соединены с барабаном 15 при помощи шатунов 28, имеющих шаровые соединения 29. Подшипник 16 удерживается от осевого перемещения при помощи гайки 30, пруясинной шайбы 31, круглого кольца 32 и упора 33 (фиг, 1). В случае применения к онического подшипника 16 (фиг. 2) он удерживается от осевого перемещения с помощью гайки 30.
Конец трубчатой опоры 5 помещен 3 расточку 34, выполненную в стенке 3 корпуса i. Тяга 4 устанавливается внутри трубчатой опоры 3 и фиксируется гайкой 35.
Механизм монтируется следующим образом.
Вне корпуса 1 на трубчатой оси 5 устанавливаются на соответствующих подшипниках полый ведомый вал 8 и барабан 15, после чего осуществляются все требуемые регулировки механизма . По окончании регулировки механизм вводится в полость корпуса 1, при этом конец трубчатой опоры 5 устанавливается в расточку 34 стенки 3 корпуса.
После установки механизма между стенками 2 и 3 корпуса 1 внутри трубчатой опоры 5 устанавливается тяга 4, которая после предваритель- ioro напряжения фиксируется гайкой
35, в результате чего механизм оказывается зажатым между стенками 2 и 3 корпуса 1, после чего можно производить установку головок шатунов 28 в барабан 15.
Таким образом, значительно упрощается сборка насоса в целом, поскольку вне полости корпуса можно производить все требуемые регулировки механизма преобразования.
Демонтаж механизма из полости корпуса 1 также технически прост, поскольку после отсоединения головок шатун ов 28 от барабана, достаточно снять тягу 4, после чего механизм свободно извлекается из полости корпуса для обслуживания.
Таким образом обеспечивается возможность блочного монтажа механизма в полость корпуса и его демонтаж.