Код документа: SU1590619A1
Изобретение относится к машиностроению , в частности к устройствам контроля I технического состояния двигателей внут- I реннего сгорания.
:Цель изобретения - повышение надежности и безопасности эксплуатации устройства .
На чертеже представлена схема стробоскопа для определения угла опережения зажигания.
Стробоскоп содержит датчик 1 искрово- : го разряда свечи, корпус 2, блок 3 питания, I импульсную лампу 4, импульсный транс- I форматор 5, тиристор 6, накопительный ; конденсатор 7, делитель 8 напряжения, импульсный конденсатор 9, формирователь сигнала управления тиристора, состоящий из катушки 10 индуктивности, конденсатора t1, образующих резонансный конту р, усилитель 12 с регулируемым кбэффициентом передачи, катушки 13 связи, конденсатора , 14 связи и ограничивающего резистора 15. i Усилитель 12 состоит из транзистора 16 и ; переменного резистора 17. ;Блок 3 питания через накопительный
i конденсатор 7 подключен к импульсной I лампе 4, а через делитель 8 напряжения, I импульсный конденсатор 9 и тиристор 6 связан с поджигающим электродом импульсной пампы 4. Управляющая цепь тиристора 6 через переменный резистор 17 подключена к коллекторно-эмиттерной цепи транзистора 16 усилителя формирователя сигнала управления тиристора. Базо-эмиттерная цепь транзистора 16 соединена с катушкой 13 связи, магнитно связанной с катушкой 10 индуктивности резонансного контура. Один из выводов резонансного контура через ; конденсатор 14 связан и ограничивающий резистор 15 подключен к датчику 1 искрового разряда свечи, а другой вывод соединен с корпусом 2.
Датчик 1 искрового разряда выполнен в виде антенного стержня 18 с электроизоляционным покрытием 19. При этом антенный стержень выполнен из пластичного материала с целью придания ему формы, удобной для установки и закрепления относительно высоковольтного провода 20.
Стробоскоп работает следующим образом .
Стробоскоп располагают у маховика двигателя таким образом, чтобы через окно корпуса 2 высвечивалась градуировка маховика и нулевой указатель на корпусе двигателя. Датчик 1 искрового разряда устанавливают около высоковольтного провода 20 свечи зажигания исследуемого цилиндра на расстоянии от поверхности провода не
более 0,18-0,29 шага между соседними свечами .
Электромагнитный импульс во время искрового разряда свечи воспринимается 5 антенным стержнем 18 датчика 1 и наводит в нем электрический сигнал, который через ограничивающий резистор 15 и конденсатор 14 связи передается на резонансный контур. Электродвижущая сила, воэбуждае10 мая разрядом в резонансном контуре, через катушку 13 связи индуцирует электрический ток в базо-эмиттерной цепи транзистора 16 усилителя 12. Резонансный контур настраивается таким образом, что электрический
15 сигнал, переданный на усилитель 12, отпирает первой полуволной первой гармоники емкостного разряда тиристор 6. Напряжение от блока 3 питания заряжает накопительный конденсатор 7, а через
0 делитель 8 напряжения на резисторах - импульсный конденсатор 9. При подаче управляющего импульса от усилителя 12 на управляющий электрод тиристора 6 импульсный конденсатор 9 разряжается через им5 пульсный трансформатор 5, создавая высокое напряжение для поджига импульсной лампы 4, через которую разряжается накопительный конденсатор 7.
Вспышка света (строб) освещает синх0 ронно с момента начала искрового разряда маховик с градуировкой и нулевой указатель на корпусе двигателя. В связи с тем. что за время освещения маховика одной вспышкой его смещение незначительно, ри5 ски на нем, высвеченными следующими друг за другом вспышками, кажутся неподвижными и соответствуют началу момента зажигания.
При необходимости одновременной
0 проверки работы двух цилиндров датчик располагают на равных расстояниях от высоковольтных проводов контролируемых цилиндров.
Отсутствие непосредственного контак5 та датчика в виде стержня с высоковольтным проводом, отсутствие силового воздействия на него, возможность дистанционного размещения датчика от поверхности провода, отсутствие гальванической
0 связи датчика и высоковольтных цепей поджига и питания импульсной лампы обеспечивают безопасность и удобство обслуживания стробоскопа за счет уменьшения вероятности поражения высоким напряже5 нием и сокращения времени нахождения обслуживающего персонала в опасной зоне . Кроме того, дистанционное размещение датчика позволяет провести одновременную идентификацию работы системы зажи13НИЯ двух и более цилиндров двигателя, а
также выполнить экспресс-контроль наличия искровых разрядов в цилиндрах двигателя .
Формула и зобретеиия
1. Стробоскоп для определения угла опережения зажигания в двигателе внутреннего сгорания, содержащий датчик искрового разряда свечи и корпус с установленными в нем блоком питания, им- пульсной лампой с поджигающим электродом , импульсным трансформатором, тиристором с целью управления, накопительным конденсатором, делителем напряжения , импульсным конденсатором, формирователем сигнала управления тиристора , причем блок питания через накопительный конденсатор подключен к импульсной лампе, а через делитель напряжения импульсный конденсатор и тиристор связаны с импульсным транс«|юрматором, соединенным с поджигающим электродом Импульсной лампы, цепь управления тиристора подключена к выходу формирователя сигнала управления, а датчик искрового разряда связан с входом формирователя сигнала управления тиристора, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности и безопасности эксплуатации, датчик искрового разряда выполнен в виде антенного стержня, а формирователь сигнала управления тиристора снабжен резонансным контуром с двумя выводами, имеющими катушку индуктивности и конденсатор , усилителем с регулируемым коэф-
фициентом передачи, катушкой связи, магнитно связанный с катушкой индуктивности при помощи общего магнитопровода, конденсатором связи и ограничивающим резистором , причем датчик искрового разряда свечи через ограничивающий резистор и конденсатор связи подключен к одному из выводов резонансного контура, другой вывод которого соединен с корпусом, а катушка связи соединена с входом усилителя, выход которого подключен к цепи управления тиристора.
2.Стробоскоп по П.1, отл ич щий- ся тем, что усилитель с регулируемым коэффициентом передачи выполнен в виде транзистора , базо-эмиттерная цепь которого подключена к катушке связи, а коллекторно- змиттерная цепь через переменный резистор подключена к цепи управления тиристора.
3.Стробоскоп по пп, 1-2 , ioj л и ч а ю - щ и и с я тем, что стержень датчика выполнен с электроизолирующим покрытием.
4.Стробоскоп по пп. 1-3. отличаю- щи и с я тем, что антенный стержень выполнен из пластичного материала.
5.Стробоскоп по пп. 1-4, отличающийся тем, что датчик установлен нд расстоянии 0.18-0,29 шага между свечами от высоковольтного провода контролируемой свечи.
6.Стробоскоп по пп. 1-4, отличающий с я тем, что датчик установлен на равном расстоянии от высоковольтных проводов соседних свеч.
Изобретение относится к области машиностроения, в частности к устройствам контроля технического состояния двигателей внутреннего сгорания. Целью изобретения является повышение надежности и безопасности в эксплуатации. Поставленная цель достигается тем, что в стробосконе, содержащем датчик 1 искрового разряда свечи, корпус 2, блок 3 питания, импульсную лампу 4, импульсный трансформатор 5, тиристор 6, накопительный конденсатор 7, делитель 8 напряжения, импульсный конденсатор 9 и формирователь сигнала управления тиристора, датчик 1 выполнен в виде изолированного антенного стержня 18, а формирователь сигнала управления тиристора выполнен в виде резонансного контура, состоящего из катушки 10 индуктивности и конденсатора 11 и магнитно связанного с катушкой 13 связи, подключенной к усилителю 12 с регулируемым коэффициентом передачи. Резонансный контур одним своим выводом связан с датчиком 1 через конденсатор 14 связи и ограничивающий резистор 15, а другим соединен с корпусом 2. Усилитель 12 состоит из транзистора 16 и переменного резистора 17. Датчик искрового разряда устанавливают около высоковольтного провода 20 свечи зажигания исследуемого цилиндра на расстоянии от поверхности провода не более 0,18-0,29 шага между соседнего свечами. Отсутствие непосредственного контакта датчика с высоковольтным проводом и гальванической связи датчика и высоковольтных цепей поджига и питания импульсной лампы и возможность дистанционного размещения датчика от поверхности провода обеспечивают безопасность и удобство обслуживания стробоскопа. 5 з.п. ф-лы, 1 ил.