Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в стартерах для запуска двигателей
внутреннего сгорания
Известен приводной механизм стартера
, содержащий установленную на приводном валу с возможностью осевого и углового перемещения ведущую
полумуфту со шлицами и установленную коаксиально на приводном валу с возможностью
осевого перемещения ведомую гюлумуфту-шестерню с торцовыми скошенными зубьями, связанную с ведущей
полумуфтой с помои1ью промежуточной втулки со спиральными зубьями,
взаимодействуюи ими с аналогичными яубьями ведомой полумуфты-шестерни l .
Однако известный механизм ненадежен и имеет недостаточную долговечность
, так как возникающие в нем осевые усилия не амортизируются.
Целью изобретения является повышение надежности и долговечности путем обеспечения амортизации осевых
усилий.
Поставленная цель достигается тем,
что приводной механизм стартера, содержащий установленную на приводном
валу с возможностью осевого и углового перемещения ведущую полумуфту со
шлицами и установленную коаксиально на приводном валу с возможностью осевого
перемещения ведомую полумуфтушестернго с аксиальными торцовыми ско-1шенными зубьями, связанную с ведущей полумуфтой с помощью промежуточной
Е тулки с торцовыми наклонными скошенными зубьями, взаимодействующими
с аналогичными зубьями ведомой полумуфты-шестерни , снабжен шлицевой
втулкой, размеи енной коаксиально между промежуточной втулкой и ведущей
полумуфтой и связанной с одной из них с помощью спиральных шлицов, а с другой
- с помощью прямых шлицов, а также средством для осевой фиксации шлицевой втулки относительно ведущей
полумуфты, при этом шлицевая втулка выполнена С кольцевым выступом на
внутренней поверхности, контактирующим с торцом ведомой полумуфты-шестерни .
Спиральные шлицы на шлицевой втулке расположены на наружной поверхности , а прямые - на внутренней
поверхности, при этом спиральные шлицы расположены на внутренней поверхности
ведущей полумуфты, а прямые шлицы - на промежуточной втулке.
На шлицевой втулке спиральные шлицы расположены на ее внутренней поверхности
, а прямые - на ее наружной поверхности, при этом на промежуточной втулке выполнены спиральные шлицы
, а на внутренней поверхности ведущей полумуфты - прямые шлицы.
Средство для осевой фиксации шлицевой втулки выполнено в виде радиальных выступов, расположенных на внутренней поверхности ведущей полу муфты.
Средство для осевой фиксации выполнено в виде стопорного кольца, ус тановленного в канавке, выполненной
на внутренней поверхности ведущей полумуфты.. Ведущая полумуфта выполнена в вид
ступицы и соединенной с ней чашеобразной детали, охватывающей промежуточную и шлицевую втулки.
На фиг. 1 изображен приводной механизм стартера с частичным осевым разрезом и вырывом; на фиг. 2 - то
же, вариант выполнения. Приводной механизм стартера (фиг. расположен на приводном валу 1, имеющем
участок со спиральными шлицами 2, которые сопряжены со спиральными шлицами 3 ведущей полумуфты ,
установленной с возможно.стью угловог и осевого перемещения по ним. Коакси
ально приводному.валу установлена ведомая полумуфта-шестерня 5 с возможностью
осевого перемещения. Ведомая полумуфта-шестерня 5 выполнена с торцовыми скошенными зубьями 6,
(эасположенными на фланце 7, выполнен ном совместно с шестерней 8. В центральное
отверстие ведомой полумуфты-шестерни 5 запрессован подшипник скольжения в виде втулки.
Ведущая полумуфта k выполнена в виде втулки, на части наружной поверхности которой выполнены прямые
шлицы 10, а на торце радиальной - вы ступ 11 в виде буртика, являющегося
средством для осевой фиксации шлицевой втулки 12. На прямые шлицы ведуи1ей полумуфты
if одета шлицевая втулка 12, имеющая на наружной поверхности спиральные шлицы 13, а на внутреннейповерх
ности - прямые шлицы 1. На торце шлицевой втулки со стороны внутренней поверхности выполнена расточка
разующая кольцевой выступ, который прилегает к буртику ведущей полумуфты
На спиральных шлицах 13 шлицевой втулки 12 расположена промежуточная
втулка 16, имеющая на внутренней поверхности спиральные шлицы 17 на которых промежуточная втулка 1б може
поворачиваться и перемещаться в осевом направлении. На торце промежуточ
ной. втулки 16 выполнены спиральные зубья 18, взаимодёйствущие с зубьями ведомой полумуфты 4.
Зубья 6 на ведомой полумуфте 5 и на промежуточной втулке 16 скошены по
нерабочим поверхностям. На ведущей полумуфте расположен . чашеобразный корпус 19 и.зафиксирован
стопорным кольцом 20, за прямыми шлицами 10 ведуи1ей полумуфты установлены
диски 21, прилегаюи{ие к упругому кольцу 22, выполненному,.например,
из резины. Между диском 21 и промежуточной втулкой 16 размещена пружина
23, прижимающая спиральные зубья 18 и 6 на-промежуточной втулке 16 и на
ведомой полумуфте-шестерне 5 ДРУГ к другу. Механизм в собранном виде фиксируется
стопорным кольцом 2А, установленном у торца корпуса 19. На ведущей полумуфте расположены
кольцо 25 включения, стопорное кольцо 26 и демпферная пружина 27.
Вариант выполнения приводного механи-зма отличается конструкцией отдельных
деталей. Ведущая полумуфта 28 выполнена в виде ступицы 29 и соединенной
с ней чашеобразной детали корпуса 30. На внутренней поверхности ступицы 29 имеются спиральные шлицы
31, взаимодействующие со спиральными шлицами 32 приводного вала 33,
а на внутренней поверхности корпуса 30 - прямые шлицы З. Шлицевая
втулка 35 расположена внутри корпуса и имеет прямые шлицы Зб на наружной
поверхности и спиральные37 на внутренней . Промежуточная втулка 38 расположена
внутри шлицевой втулки 35 на спиральных шлицах 39 выполненных на
ее наружной поверхности. Пружина tO , размещена внутри промежуточной втулки
38 и опирается на диск 41, прилегающий к упругому :кольцу Ц2. Средство
для осевой фиксации выполнено ввиде стопорного кольца 3, установленного
в канавке t, выполненной на внутренней поверхности корпуса 30, и прилегающего
к прямым шлицам Зб шлицевой втулки 35. В собранном виде детали удерживаются
стопорным кольцом «5, .установленным на шлицевой втулке 35. Зубья 46
и kj промежуточной втулки 38 и ведо- . мой полумуфты 46 прижаты друг к другу.
Работа механизма осуществляется следующим образом. При перемещении приводного механизма
вдоль приводного вала 1 шестерня 8 входит в зацепление с зубчатым
венцом махсвика двигателя. Приводной вал 1 стартера вращается и пе- редает крутящий момент к ведущей полумуфте через спиральные шлицы 2 и 3 от нее - к шлицевой втулке 12
посредством прямых шлицов 10 и 1, затем к промежуточной втулке 16 через спиральные шлицы 13 и 1 и к ведомой
полумуфте 5 через зубья 6 и kj, которая поворачивает маховик.
После запуска двигателя маховик вращается быстрее шестерни, зубья 6 и 18 расцепляются и проскальзывают
относительно друг друга, осуществляя обгон, и вращение от двигателя на
приводной вал не передается. Промежуточная втулка 1б по спиральным шлицам 17 и 13 отходит от ведомой
полумуфты 5 сжимая пружину -7. Осевое усилие возникающее в спиральных шлицах 17 и 13 при перемещении
промежуточной втулки 16, замыкается на радиальном выступе 11 ведущей w
полумуфты и на ведомую полумуфту 5 не передается.
В случае упора торца шестерни 8 в венец маховика при вводе привода
в зацепление кольцо включения перемещается вдоль ведущей полумуфты Ц, сжимая демпферную пружину 27. При
последующем повороте приводного вала зубья шестерни повернутся относительно
зубьев венца и займут положение против впадины между зубьями. В этот момент весь механизм под действием
демпферной пружины 27 перемectитcя вдйль приводного вала 1 и
шестерня 8 войдет в зацепление с венцом .маховика. Возникающие при
входе в зацепление осевые усилия через шлицевые соединения передаются
на упругое кольцо 22, амортизирующее
у дары.
Приводной механизм по второму варианту работает аналогично.