Код документа: SU927130A3
Отверстие ротора со стороны размщения пружины золотника сообщено с управляющей полостью через дроссель .
На фиг. 1 изображен насос, продольный разрез; на фиг. 2 - поперечный разрез насоса в зоне основной нагнетательной секции, разрез А-А на фиг. 1 ; на фиг. 3 - поперечный разрез насоса в зоне дополнительной нагнетательной секции (разрез В-В на фиг. 1)i на фиг. - принципиальная схема насоса; на фиг. 5насос , основная нагнетательная секция которого снабжена дополнительными плунжерами, поперечный разрез.
Насос содержит корпус 1, в котором установлен ротор 2, основную 3 и дополнительную нагнетательные секции, первая из которых имеет плунжеры 5. а вторая - плунжеры 6, размещенные соответственно в радиальных отверстиях 7 и 8 ротора 2 и взаимодействующие с профильными выступами 9 кулачковой шайбы 10, нагнетательные камеры П и 12, образованные стенками радиальных отверсти 7 и 8 и торцами плунжеров 5 и 6, канал ТЗ в роторе 2 для соединения нагнетательных камер 11 и 12 между собой и с нагнетательной магистраль I, и подкачивающую магистраль 15, связывающую камеры 11 и 12 с подкачивающим насосом 16.
Канал 13 ротора 2 снабжен управляющим устройством для подключения дополнительной нагнетательной секции k к основной 3 на долевых режимах .
Управляющее устройство выполнено в виде нагруженного пружиной 17 золотника 18 с пазом 19 для сообщения нагнетательных камер 11 и 12j установленного в отверстии 20 ротора 2, причем между свободным от пружины 17 торцом 21 золотника 18 и стенками отверстия 20 выполнена управляющая полость 22, соединенная с подкачиванзщей магистралью 15 чере шариковый клапан 23
Радиальные отверстия 7 и 8 плунжеров 5 и 6 основной 3 и дополнительной Ц секций расположены в одной плоскости. Плунжеры основной 3 и дополнительной Ц секций имеют привод от одних и тех же профильных выступов 9 кулачковой шайбы 10. Отверстие 20 ротора 2 со стороны размщения пружины 17 золотника 18 сообщено с управляющей полостью 22 через дроссель 2. По одному из вариантов основная секция 3 снабжена дополнительными плунжерами 25Насос работает следующим образом.
При запуске двигателя, а также при низкой частоте вращения его коленчатого вала давление топлива, создаваемое подкачивающим насосом 16, невелико. Управляющая полость
22 при этом разъединена от подкачивающей магистрали 15 шариковым клапаном 23, который прижат к своему седлу пружиной 17 через золотник 18. В этом положении золотника 18 его паз 19 сообщает обе нагнетательные камеры 11 и 12 ротора 1. Поэтому подача топлива в нагнетательную магистраль 1 и. двигатель осуществляется основной 3 и дополнительной V нагнетательными секциями.
С достижением определенной частоты вращения копенчатого вала двигателя давление, создаваемое подкачивающим насосом 16, возрастает и, преодолевая сопротивление пружины 17, заставляет перемещаться золотник 18 в сторону последней. Из-за сообщения управляющей полости 22 с помощью дросселя 2 с отверстием 20 ротора 2 со стороны размещения пружины 17 перемещение золотника 18 и разобщение нагнетательных камер 11 и 12 происходит постепенно при увеличении оборотов двигателя. На заданном затяжкой пружины 17 режиме при повышении давления в управляющей полости 22 золотник 18 устанавливается на упор, камеры 11 и 12 разобщаются, а паз 19 соединяет камеру 12 с отверстием 20 ротора 2 в месте размещения пружины 17, что не создает затруднений для движения, плунжеров 6, совершающих холостой ход.
При установке двигателя золотник 18 возвращается в свое первоначальное положение и шариковый клапан 23 разобщает управляющую полость 22 от подкачивающей магистрали 15.
Таким образцом, снабжение насоса управляющим устройством обеспечивает увеличение цикловых подач на пусковых режимах двигателя.
5 Формула изобретения
1. Распределительный роторный топливный насос для двигателя внутреннего сгорания, содержа1чии корпус, в котором установлен ротор, основную и дополнительную нагнетательные секции , каждая мз которых имеет пару плунжеров, размещенных в радиальных отверстиях ротора и взаимодействующих с профильными выступами кулачковой шайбы, нагнетательные камеры, образованные стенками радиальных отверстий и торцами плунжеров, канал в роторе для соединения нагнетательных камер между собой и с нагнетательной магистралью и подкачивающую магистраль , связывающую камеры с подкачивающим насосом, отличающийс я тем, что, с целью увеличения цикловых подач на пусковых режимах двигателя, канал ротора снабжен управляющим устройством для подключения дополнительной нагнетательной секции к основной на долевых режимах .
2. Насос по п. 1, отличающийся тем, что управляющее устройство выполнено в виде подпружиненного золотника с пазом для сообщения нагнетательных камер, установленного в отверстии ротора, причем между свободным от пружины торцом золотника и стенками отверстия выполнена управляющая полость, соединенная с подкачивающей магистралью через шариковый клапан.
3. Насос по п. 1, отличающийся тем, что радиальные отверстия плунжеров основной и Дополнительной секций расположены в одной плоскости.
. Насос по пп. 1 и 3. о т л и чающийся тем, что плунжеры
основной и дополнительной секций име ют приводот одних и тех же профильных выступов кулачковой шайбы.
5. Насос по пп. 1 и 2, отличающийся тем, что отверстие
ротора со стороны размещения пружины золотника сообщено с управляющей полостью через дроссель.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Авторское свидетельство СССР № 153811, кл. F 02 М 51/12, .
20 77