Топливный насос высокого давления - RU202059U1

Код документа: RU202059U1

Чертежи

Описание

Полезная модель относится к области дизельного двигателестроения, а именно к топливным насосам высокого давления систем типа Common Rail (далее - ТНВД).

Для наименования конструктивного элемента ТНВД, непосредственно создающего давление нагнетания, общепринятыми являются термины «поршень» и «плунжер».

Одно из различий между ТНВД систем Common Rail - конструкция привода плунжеров. В настоящее время применяются два основных типа привода плунжеров.

Первый тип привода плунжеров представляет собой кулачковый механизм, в котором кулачок вала, воздействует на роликовый толкатель плунжера (пат. RU №2369767 опубл. 10.10.2009, бюл. №28). К недостаткам известного решения относится то, что при повышении давления топлива в паре кулачок - роликовый толкатель возникают критические контактные напряжения. Это ограничивает возможности по форсированию ТНВД и повышает вероятность выхода из строя в эксплуатации.

Второй тип привода плунжеров представляет собой эксцентриковый механизм, в котором толкатель плунжера приводится в движение эксцентриковым элементом вала. Такая схема реализована, в том числе, в «Поршневом насосе, в частности для подачи из резервуара в двигатель» (пат.DE 4401074, опубл. 15.01.1994). В подобных конструкциях между плунжером и эксцентриковым элементом вала находятся, по крайней мере, две детали. Одна из них может быть выполнена в виде кольцеобразного кулачка, который содержит ряд плоских участков. Обычно кольцеобразный кулачок устанавливается на эксцентриковую часть вала через подшипник скольжения, который предварительно запрессовывают в центральное отверстие кольцеобразного кулачка. Вторая деталь, отделяющая кольцеобразный кулачок от плунжера, представляет собой глухую втулку, называемую в литературе толкателем, подушкой или башмаком.

К недостаткам известного решения следует отнести высокие потери на трение в контакте толкателя и кольцеобразного кулачка, обусловленные тем, что в реальных условиях сборки и эксплуатации запрессовка подшипника в кольцеобразный кулачок вызывает деформацию его плоских участков с образованием на их центральных зонах выпуклостей - выпучиваний - высотой до нескольких микрон. Это способствует повышенному износу деталей и повышает вероятность возникновения натиров, задиров и прихватываний (приводящих впоследствии к катастрофическим износам) рабочих поверхностей и, соответственно, выходу ТНВД из строя.

Наиболее близким, по совокупности существенных признаков - прототипом заявляемой полезной модели - является «Топливный насос высокого давления» (пат. RU 191730, опубл. 19.08.2019, Бюл. №23). Известное решение предполагает выполнение на торце толкателя, контактирующем с кольцеобразным кулачком, центральной сферической впадины - вогнутости глубиной до 5,5 мкм, при этом площадь проекции сферической впадины на диаметральную плоскость толкателя составляет от 35% до 45% от проекции площади торца толкателя на ту же плоскость.

К недостаткам известного решения относится сложность и недостаточная технологичность конструкции толкателя, обусловленную необходимостью выполнения сферической впадины на торце толкателя, требующей специального инструмента. Малая глубина впадины требует постоянного и весьма точного отслеживания износа режущего инструмента, что усложняет процесс обработки.

Технической задачей, на решение которой направлена предлагаемая полезная модель, является устранение недостатков прототипа, а именно повышение технологичности конструкции толкателя при сохранении показателей надежности топливного насоса в целом.

Поставленная задача решается за счет выполнения на опорном торце толкателя, контактирующем с кольцеобразным кулачком, центральной цилиндрической впадины заданных размеров с плоским внутренним торцом.

Новизной в топливном насосе высокого давления, предлагаемом в качестве настоящей полезной модели, является выполнение на торце толкателя, контактирующем с кольцеобразным кулачком, центральной цилиндрической впадины заданных размеров с плоским внутренним торцом.

Указанный признак является новым, существенным и промышленно выполнимым и направлен на решение поставленной полезной моделью технической задачи.

Конструкция топливного насоса высокого давления, предлагаемая в соответствии с заявляемой полезной моделью, поясняется чертежами (фиг. 1, фиг. 2). ТНВД включает корпус 1, втулку плунжера 2, плунжер 3, толкатель 4 с донышком 41, опорным торцом 42 и центральной цилиндрической впадиной 43 с плоским внутренним торцом, пружину плунжера 5, кольцеобразный кулачок 6 с плоскими участками 61, вал 7, подшипник 8.

В корпусе 1 размещены втулки плунжера 2 с установленными в них, с малым зазором и возможностью плавного перемещения, плунжерами 3 и вал 7, имеющий, по крайней мере, одну эксцентриковую часть.

На эксцентриковой части вала 7 установлен кольцеобразный кулачок 6, имеющий плоские участки. В кольцеобразный кулачок 6 предварительно установлен с натягом подшипник 8. Количество плоских участков 61 кольцеобразного кулачка которых равно количеству плунжеров 3, находящихся в контакте с данным кольцеобразным кулачком. На каждом плоском участке 61 кольцеобразного кулачка 6 после установки подшипника 8 присутствует по одной зоне выпучивания 62, образующейся в результате установки подшипника 8.

Плунжер 3 опирается своей нижней частью 31 на донышко 41 толкателя 4, который, в свою очередь, прижимается усилием пружины плунжера 5 опорным торцом 42 к плоскому участку 61 кольцеобразного кулачка 6.

Глубина цилиндрической впадины 43 на торце толкателя 4 больше высоты возможного выпучивания на плоском участке 61 кольцеобразного кулачка 6 и составляет от 0,10 мм до 0,15 мм. Диаметр цилиндрической впадины 43 на торце толкателя 4 выполняют таким, чтобы площадь проекции цилиндрической впадины 43 на диаметральную плоскость толкателя 4 составляла от 35% до 45% от площади проекции толкателя 4 на ту же плоскость.

Количество втулок плунжера 2 и кольцеобразных кулачков 6 определяется заданной производительностью ТНВД и компоновочными соображениями. Количество плунжеров 3, толкателей 4, пружин плунжера 5 соответствует количеству втулок плунжера 2.

Топливный насос высокого давления работает следующим образом.

Вал 7 приводится во вращение любым известным способом, например, через зубчатую передачу (на фиг. условно не показана). Кольцеобразный кулачок 6 получает относительное вращение вокруг оси эксцентриковой части вала 7, при этом его плоские участки 61 совершают плоскопараллельные перемещения, передавая поступательное движение толкателю 4 и плунжеру 3. При движении эксцентриковой части вала 7 в направлении втулки плунжера 2 плунжер 3 смещается во втулке плунжера 2, сжимая пружину плунжера 5 и совершая при этом ход нагнетания. При дальнейшем повороте вала 7 его эксцентриковая часть движется в направлении от втулки плунжера 2. При этом плунжер 3 под действием пружины плунжера 5 перемещается в направлении к оси вала 7, совершая при этом ход всасывания.

При вращении вала 7 между опорной поверхностью 42 толкателя 4 и плоским участком 61 кольцеобразного кулачка 6 происходит взаимное проскальзывание. Контакт между толкателем 4 и кольцеобразным кулачком 6 происходит по плоским поверхностям 42 и 61. Значительная площадь контактирующих поверхностей существенно уменьшает вероятность возникновения точечного контакта и связанных с ним повреждений, что подтверждается проведенными испытаниями.

Дополнительный положительный эффект от наличия цилиндрической впадины 43 на торце толкателя 4 состоит в том, что время работы ТНВД в нее попадает масло, которое не только улучшает условия трения толкателя 4 по кольцеобразному кулачку 6, но и способствует охлаждению поверхностей деталей в зоне контакта.

Техническим результатом предлагаемой полезной модели является повышение технологичности толкателя топливного насоса высокого давления за счет замены на торце толкателя криволинейной поверхности, сложной в технологическом отношении, простой цилиндрической поверхностью с плоским торцом, достаточно просто выполнимой в условиях серийного производства и обеспечивающей надежность конструкции ТНВД в эксплуатации.

Предлагаемая конструкция топливного насоса высокого давления прошла предварительные испытания на Алтайском заводе прецизионных изделий.

Реферат

Полезная модель относится к области дизельного двигателестроения, а именно к топливным насосам высокого давления систем. Топливный насос высокого давления включает корпус, втулку плунжера с установленным в ней с возможностью плавного перемещения плунжером, толкателем и пружиной плунжера, вал с эксцентриковой частью, толкатель. На эксцентриковую часть вала через подшипник скольжения установлен кольцеобразный кулачок, имеющий плоские участки (61) по числу втулок плунжера. На опорном торце (42) толкателя, контактирующем с плоским участком кольцеобразного кулачка, выполнена центральная впадина (43). Центральная впадина на опорном торце толкателя имеет цилиндрическую форму, плоский внутренний торец, глубину от 0,10 мм до 0,15 мм и площадь проекции на диаметральную плоскость толкателя от 35% до 45% от площади проекции толкателя на ту же плоскость. Технический результат заключается в повышении технологичности толкателя топливного насоса высокого давления. 2 ил.

Формула

Топливный насос высокого давления, включающий корпус, по крайней мере, одну втулку плунжера с установленным в ней с возможностью плавного перемещения плунжером, толкателем и пружиной плунжера, вал с эксцентриковой частью, на которую через подшипник скольжения установлен кольцеобразный кулачок, имеющий плоские участки по числу втулок плунжера, толкатель, причем на опорном торце толкателя, контактирующем с плоским участком кольцеобразного кулачка, выполнена центральная впадина, отличающийся тем, что центральная впадина на опорном торце толкателя имеет цилиндрическую форму, плоский внутренний торец, глубину от 0,10 мм до 0,15 мм и площадь проекции на диаметральную плоскость толкателя от 35% до 45% от площади проекции толкателя на ту же плоскость.

Документы, цитированные в отчёте о поиске

Насос высокого давления и сборный толкатель

Авторы

Патентообладатели

СПК: F02M59/06 F02M59/10 F02M59/44 F04B9/04

Публикация: 2021-01-28

Дата подачи заявки: 2020-09-18

0
0
0
0
Невозможно загрузить содержимое всплывающей подсказки.
Поиск по товарам