Изобретение относится к двкгателе строению и может быть использовано
в топливной системе двигателя внутреннего сгорания.
Цель изобретения - снижение сил трения в управляющих устройствах насоса
и повышение надежности его работы ,
На фиг. 1 изображен график изме-
нения угла перемещения внутреннего и наружного колец в зависимости от
числа оборотов вала насосаj на фиг. 2 - плуязкерный распределительный топливный
насос высокого давления, час- тичный поперечньй разрезу на фиг.З -
управляющий рычаг с ограничительш; - ми упорами, вид в плане; на фиг. 4 выемка
в наружном кольце и упор на поворотном валу, вид в плане со сто- роны оси кулачкового привода насоса.
Ь
Насос содержит корпус 1 с установленным
в нем нагретающим плунжером (не показан), кулачковый привод последнего,, включающий подвижную
(не показана) по круговой траектории часть с кулачком и размещенную в цилиндрической
выемке 2 корпуса 1 неподвижную в направлении выпуклости кулачка кольцеобразную поворотнуй
часть, выполненную в виде дорожки с роликами 3, оси 4 которых установлены
в отверстиях внутреннего 5 и наруного 6 колец, управляющее устройство
опережением впрыска толпива с порш- нем 7, установленным в корпусе I с
возможностью перемещения в зависимости от числа оборотов насоса и кинематически
связанным при помощи пальца 8 с внутренним 5 и наружным 6 кольцами, и поворотное устройство,
включающее входящий в выемку 9 наружного кольца 6 упор 10j закрепленный
с эксцентриситетом на поворотном валу 11, установленном в отверстии
втулки 12 с помощью подщип ника 13, которая цилиндрической частью 14
вставлена,в круговую выемку 15 в стенке корпуса 1 и ее ось расположе-
на эксцентрично по отношению к оси отверстия втулки 12, причем втулка
12снабжена фиксирующим устройством с ограничительными упорами 16 и 17,
причем поворотный вал 11 имеет управляющим рычаг 18, расположенньй с возможностью
взаимодействия с ограничи- тел зными упорами 16 и 1 Подшип И
13поворотного вала 11 выполнен в виде подшипника качения-, а один . ограничительных
упоров 16 уста- л в положении, в котором при контакте с ним управляющего рычага 18 ось упора
10 и ось поворотного вала 11 располагаются в одной плоскости с. векторок
направления перемещения наружного кольца 6.
Подшипник 13 качения выполнен кт- игольчатым, его внешнее кольцо запре-
совано в отверстии втулка 12, а внутреннее кольцо образовано поворотным валом 11,
Фиксирующее устройство втулки 12 выполнено в виде фланца 19 с продоль 1414
ными прорезями 20 под крепежные, болты 21,
Ограничительные упоры 16 и 17 размещены на диске 22, которьм насажен j.
на фланце 19 втулки 12 и закреплен на нем при помощи крепежных болтов
21. Управляющий рычаг 18 закреплен на поворотном валу 11 при помощи гайки
23. Поршень 7 нагружен пружиной 2А.10
Насос работает следуюпшм образом.
При прогреве двигателя на холостом ходу угол опережения впрыска ot,
при изменении числа оборомов остает-, ся постоянным (характеристика S, ) до 15
точки пересечения с кривой S, начиная с которой угол об опережения
впрыскивания с возрастанием числа оборотов переносится на более ранний момент
времени. Кривая S соответствует 20 изменению опережения впрыска для прогретого
двигателя. Кривая S( поддерживается в насосе для холодного двигателя
при помощи поворотного устройства , включающего входящий в выемку 25
9 наружного кольца 6 упор 10, закреп ленный с эксцентриситетом на поворот-;
ном валу 11. Управляющий рычаг 18 при этом устанавливается на ограничительный
упор 16, а наружное кольцо ЗО 6 перемещается против направления вращения насоса, В этом положении
ось упора 10 и ось поворотного вала 11 расположены в одной плоскости с
вектором направления перемещения на
ружного кольца 6 и поворотньй вал 11
не нагружается крутящим моментом от действия . Пружины 24, чтъ улучщает прцесс
регулирования угла опережен1«1 впрыска топлива. При увеличении чис-
ла оборотов двигателя поршень 7 под действием давления (топлива или масла
) продолжает сжатие пружины 24 и угол поворота наружного 6 и внутрен-
него 5 колец против направления вращ НИН вала насоса увеличивается, а
угол опережения впрыска изменяется в соответствии с кривой Sj.
Установление подшипника 13 качения позволяет значительно снизить силы трения.
Таким образом, предлагаемая конструкция насоса обеспечивает снижение трения и повышение надежности
работы, Формула изобретения
1. Топливный насос высокого давления
для двигателя внутреннего сгорания , содержащий корпус с установ
j .
. 10
15 20 25 ЗО
35
40 - 45
50
55
л сн кьм в нем нагиетающпь плунжером кулачковый привод послел; сго, включающий
подвижную на круговш траектории часть с кулачком н размещенную в ци-
линцрической выемке корпусгт неподвижную в направлении выпуклости кулачка
кольцеобразную поворотп то часть, выполненную в виде дорожки с роликами,
ос т которых установлены в отверстиях внутреннего и наружного колец, управляющее
устройство опережением впрыска топлива с поршнем, установ-
ленньм в корпусе с возможностью перемещения в зависимости от числа оборотов
насоса и кинематически связанньи с внутренним и наружным кольцами, и
поворотное устройство, включающее входящий в выемку наружного кольца
упор, закрепленный с эксцентриситетом на поворотном валу, установленном
в отверстии втулки с помощью подшипника , которая цилиндрической частью
вставлена в круговую выемку в стенке корпуса и ее ось расположена
эксцентрично по отношению к оси отверстия втулки, причем втулка снабжена
фиксируюпщм устройством с ограничительными упорами, причем поворотный
, вал имеет управляющий рычаг, расположенный с воз можностью взаимодействия
с ограничительными упорами, .О Тличающийся тем, что, с целью снижения сил трения и повышения
надежности работы, подшипник поворотного вала вьтолнен в виде подшипника
качения, а один из ограничительных jTiopoB установлен в положении, в котором
при контакте с ним управлякще- го рычага ось упора и ось поворотно
го вала располагаются в одной плоскости с вектором направления перемещения наружного кольца.
2.Насос по п. 1, о т л и ч а ю- щ и и с я тем, что подшипник качения
вьтолнен игольчатым, его внешнее кольцо запрессовано в отверстии втулки
, а внутренне кольцо образовано поворотным валом.
3.Насос по пп. 1 и 2, о т л и - чающийся тем, что фиксирующее устройство втулки выполнено в В1аде
фланца с продольными прорезями под крепежные болты«
4.Насос по пп. 1-3, отличающийся тем, что ограничительные упоры размещены на диске, которьй насажен
на фла нце втулки и закреплен на нем при помощи крепежных болтов
ОС, oti
sr
т п2 Фив.1
Фие.З
п